Виды и функции конституции
Виды Конституций
Конституции многочисленны и разнообразны. Это следствие исторического развития данного типа нормативных правовых документов. Чтобы иметь общее представление о том, какие конституции бывают, необходимо их классифицировать по какому-либо определенному признаку.
Например, по форме внешнего выражения конституции бывают: консолидированные (писаные) и неконсолидированные (неписаные).
В большинстве стран мира существуют единые писаные конституции, принимаемые в определенном порядке. В наше время сложилось общее представление о необходимости принимать конституции именно в такой форме.
Писаная конституция - это нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Например, Конституция США является единым и единственным актом. Но это не обязательный критерий. Например, конституция Франции представляет собой несколько актов, содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции: Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.
Неписаная конституция - это совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.
Конституция Российской Федерации является консолидированной и представляет собой единый нормативный правовой акт, состоящий их глав, статей, частей, пунктов и подпунктов, объединенных между собой.
Следующим критерием классификации конституций можно назвать порядок принятия.
Октроированные, то есть «дарованные монархом», вводятся в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституции Лихтенштейна и Непала. Такой же характер носили конституции данные своим колониям Великобританией в ходе деколонизации Африканского континента.
Народная конституция приниматься на референдуме или парламентом. Каждый из этих способов принятия в той или иной степени является легитимным, так как каждый из них, так или иначе, связан с тайным голосованием избирателей, а значит обеспечивает волеизъявление народа.
Конституция Российской Федерации является народной референдарной конституцией, так как была принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.
По способу изменения конституционных положений конституции делятся на гибкие и жесткие.
Гибкая конституция - это основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства. Таких в настоящее время осталось немного.
Жесткая конституция - это основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др.
Жесткий порядок принятия изменений и поправок в конституцию способствует ее большей стабильности, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.
Некоторые авторы выделяют также смешанный порядок внесения поправок и изменений в конституцию. В этом случае часть конституции неизменна, часть изменяется в упрощенном порядке, а часть в усложненном порядке. Если рассматривать Конституцию Российской Федерации в этом аспекте, то ее можно отнести к смешанному типу, так как пересмотр конституции в современных условиях невозможен из-за отсутствия Федерального конституционного закона о созыве конституционного собрания; внесение поправок в конституцию осуществляется в усложненном и строго регламентированном порядке, а внесение изменений в упрощенном порядке.
Следующим видом классификации конституций можно назвать деление по времени действия: постоянные и временные. Постоянные конституции не имеют срока действия, то есть срок действия непосредственно в тексте не указан. Временные конституции имеют в своем тексте прямое или косвенное указание на окончание срока действия. Как правило такие конституции принимаются в периоды революций, переворотов, переходных периодов в политической жизни государства.
Конституция Российской Федерации является постоянной, так как в своем тексте не имеет указания на срок действия.
Следующим видом классификации конституций можно назвать из деление по объему содержащихся предписаний. Они бывают двух видов: суммарные (достаточно небольшие по объему и содержащие только принципы регулирования отношений) и развернутые (достаточно подробно регулирующие общественные отношения в разных сферах).
Конституция Российской Федерации является суммарной (отсылочной).
Можно выделить еще один критерий классификации конституций: по соответствию действительности. Мнения авторов по этому классифицирующему признаку расходятся. Некоторые выделяют только 2 вида конституций по соответствию действительности: фактические (они же реальные) и формальные (они же фиктивные). Ряд авторов выделяют также юридические и фактические конституции.
Юридическая конституция - это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.
Фактическая конституция - действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.
С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.
Реальная конституция - та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.
Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.
С этих позиций Конституция Российской Федерации скорее фактической, нежели формальной.
Кроме этого за основу классификации можно принять элементы содержания конституций, такие как, например, форма территориального устройства. По этому признаку конституции делятся на два вида: унитарные и федеративные.
По этому признаку Конституция Российской Федерации является федеративной.
По политическому режиму конституции делятся на: демократические и недемократические (тоталитарные и авторитарные).
По форме правления конституции подразделяются на республиканские (президентские и парламентские) и монархические.
Кроме этого конституция охватывает сферы общественной жизни, такие как социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Нормы конституции оказывают формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни: политическую, экономическую, социальную и духовную.
В мировой практике выделяют фактические и юридические конституции. Фактические конституции представляют собой реально существующие в той или иной стране основы общественного или государственного строя, закрепленные в нормативно-правовых актах, а конституции юридические - нормативно-правовые акты высшей юридической силы, которые в свою очередь имеют 2 значения: материальное и формальное. В материальном значении, конституция - это система правовых актов, регулирующих основы общественного и государственного строя, правового положения личности и объединений граждан независимо от того, в каком правовом документе закреплены эти нормы. Они могут быть закреплены как в конституции, так и в других правовых актах, порядок принятия которых отличается от конституционного, однако является более усложненным по сравнению с правилами принятия других актов. В Российской Федерации такими актами являются федеральные конституционные законы, а во многих зарубежных странах акты такого рода наука конституционного права определяет как органические законы.
С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США).
Функции конституции
С учетом сказанного выше можно охарактеризовать основные функции конституций. При этом следует учитывать, что функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.
Учредительная функция
Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.
Сказанное убедительно подтверждает опыт собственной истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.
Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и прежде всего перехода политической власти - по терминологии того времени - в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается "в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма...".
С учетом результатов в строительстве социализма, его экономических основ, в борьбе с противниками как системы в целом, так и того образа социализма, который создавался в стране, учреждения новых советских государств (образование и развитие СССР и союзных республик), их государственных органов далее появлялись соответствующие союзные и республиканские конституции, в целом исходившие из принадлежности власти (диктатуры) рабочему классу и трудящемуся крестьянству. Как будет показано далее, для этих конституций, в том числе Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., характерно разительное несоответствие многих учреждаемых конституционно-правовых институтов и политической действительности. Конституции провозглашали власть трудящихся, демократические права и свободы граждан, хотя именно во время появления этих основных законов в стране творились массовое беззаконие и произвол.
И все-таки с формально-правовой стороны и эти Конституции выполняли учредительную функцию: например, фиксируя создание экономического фундамента нового строя в виде системы хозяйства, основанной на ставшей господствующей государственной собственности и примыкавшей к ней кооперативно-колхозной собственности, вводя всеобщее избирательное право, заменяя Съезды Советов непосредственно избираемыми народом Советами депутатов трудящихся, учреждая вместо Съезда Советов СССР и ЦИК СССР новый высший орган государственной власти Союза - Верховный Совет СССР, и т.д.
Учредительную функцию выполняла и Конституция СССР 1977 г., а также построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Напомним, что руководство стоявшей в то время у власти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теории власти при социализме. Называть ее "диктатурой рабочих и крестьян" становилось бессмысленно, поскольку уже не было объекта, в отношении которого ранее считали диктатуру необходимой (т.е. врагов или противников строя), да и общество все более консолидировалось - трудящимися были все, особых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теория зрелого, или развитого, социализма. Не вдаваясь в обсуждение вопроса о том, насколько удачна была сама эта теория, - жизнь все расставила на места - отметим родившееся конструктивное воззрение на суть власти. Ее должны осуществлять все слои общества, т.е. рабочие, крестьяне и интеллигенция; государство, следовательно, становится общенародным, а общество образует целостный, не раздираемый внутренними противоречиями организм, единую политическую систему.
В итоге, Конституция СССР 1977 г. сыграла исключительно важную роль в постепенном движении нашей страны в сторону реального народовластия, демократии. Как учредительный документ она юридически закрепила природу Советского государства как общенародного, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, расширение социальной основы СССР как нерушимого союза всех указанных слоев общества, преобразование органов государственной власти в Советы народных депутатов, рост экономики и превращение ее в единый народнохозяйственный комплекс страны, объединение усилий всех государственных и общественных организаций в рамках политической системы советского общества, в котором руководящей силой является КПСС.
Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г., неоднократно реформировавшейся (см. об этом ниже). Говоря обобщенно, учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.