Отличие массовых беспорядков от смежных составов

Отличие массовых беспорядков от хулиганства (ст.213 УК РФ) заключается в их высокой степени опасности. Она определяется, прежде всего, тем, что в них участвует большое число людей (толпа) и они сопряжены с уничтожением и повреждением имущества, причинением физического вреда здоровью или смерти значительному числу людей, дезорганизацией деятельности транспорта, работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.[22]

Кроме того, если хулиганство - преступление чаще спонтанное, то массовые беспорядки планируются заранее. Организаторы планируют развитие беспорядков, распределяют между собой роли при их проведении, готовят и обучают так называемых провокаторов и боевиков, воздействуют на настроения людей непосредственно на мероприятии, распространяя листовки с призывами к насильственным действиям, организуют выступления специально подготовленных ими ораторов. Уже непосредственно при совершении массовых беспорядков организаторы лично либо через своих доверенных лиц руководят действиями толпы, координируют их для наиболее эффективного сопротивления правоохранительным органам, постоянно поддерживают у людей возбужденное и агрессивное настроение выдвижением новых лозунгов, сообщением сведений, вызывающих возмущение людей. То есть, в отличии от стихийных хулиганств, в подготовленных массовых беспорядках налицо распределение ролей, присутствие лидера, руководителя, необходимого толпе.

Объективная сторона массовых беспорядков характеризуется действиями, состоящими в нарушении множеством лиц (толпой) установленного порядка в публичных местах, которые сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Т. е., как и в случае с вандализмом, в диспозиции статьи перечисляются конкретные альтернативные действия, которыми должен нарушаться установленный порядок в публичных местах. Как и в случае с хулиганством видим признак публичности.

Насилие может быть как психическим (угроза причинения вреда здоровью или смерти, изнасилования или совершения мучительных действий, уничтожения или повреждения имущества и т.п.), так и физическим (ограничение свободы, причинение физической боли, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью).

Погромы означают разрушение, повреждение или разграбление жилых или производственных помещений, транспортных средств, коммуникационных узлов в процессе массовых беспорядков.

Поджоги - это действия, приведшие к возгоранию строений, транспортных средств, имущества или иных объектов.

Под уничтожением имущества понимается приведение в полную негодность любого имущества независимо от его стоимости и формы собственности.

Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать использование поражающих свойств названных предметов и веществ для причинения физического вреда или разрушения различных материальных объектов. В хулиганстве же понятие применения оружия и предметов, используемых в его качестве, как видим, является более обширным.

Оказание вооруженного сопротивления представителю власти означает активное противодействие правомерным действиям представителей власти по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, совершаемое с применением оружия, когда создается угроза их жизни или здоровью. В отличие от данного состава, в хулиганстве нет признака именно вооруженного сопротивления представителю власти, но наряду с ним есть иное лицо, исполняющее обязанности по охране общественного порядка или пресекающее нарушение общественного порядка.

Еще одним отличием объективной стороны массовых беспорядков от хулиганства является то, что законодатель дифференцирует ответственность за массовые беспорядки в зависимости от той роли, которую выполняет лицо в процессе совершения преступления. То есть совершение действий в данном преступлении возможно в нескольких формах: организация массовых беспорядков, которая выражается либо в действиях, направленных на подготовку к массовым беспорядкам, либо в непосредственном руководстве массовыми беспорядками в период их совершения.

Участие в массовых беспорядках, которое следует понимать как непосредственное совершение участниками толпы актов насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооруженного сопротивления представителям власти.

Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами, означающие публичное обращение к толпе в целях возбуждения у нее желания совершить определенные действия.[23]

Цели и мотивы массовых беспорядков могут быть различными (недовольство социально-экономическими условиями жизни, деятельностью государственных органов, хулиганские побуждения, национальная неприязнь и т.п.) и на квалификацию преступления не влияют. Еще одно отличие от хулиганства, в котором обязательно наличие хулиганского мотива, а кроме того, совершение хулиганства по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы влияет на квалификацию.

Субъект массовых беспорядков - лицо, достигшее возраста 16 лет, как и в ч. 1 ст.213 УК РФ.

В первую очередь следует отметить, что расширена объективная сторона массовых беспорядков путем включения в нее таких ранее не использовавшихся признаков, как насилие, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Объективная сторона анализируемого посягательства образуют общественно опасные деяния в формах: организации массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти (ч.1.212 УК); участием в массовых беспорядках (ч.2.212 УК); призывом к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывов к насилию над гражданами (ч.3.212 УК). [24]

Под массовыми беспорядками следует понимать совершаемые большим количеством (толпой, массой) людей противоправные действия, существенно нарушающие общественный порядок и общественную безопасность, создающие угрозу для жизни и здоровья граждан, собственности и нормального функционирования организаций, предприятий и учреждений.

Массовые беспорядки представляют собой нарушения общественной безопасности и общественного порядка, совершаемые большой группой людей (толпой). При массовых беспорядках на охваченной ими территории блокируется работа транспорта, уничтожается государственное, общественное и личное имущество, совершаются нападения и другие действия, опасные для жизни людей, оказывается вооруженное сопротивление представителям власти, парализуется функционирование органов власти и управления.

Массовые беспорядки сопровождаются насилием, погромами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти.

Массовые беспорядки совершаются только с прямым умыслом, т. е. как организаторы, так и участники массовых беспорядков, а также лица, призывающие к неподчинению представителям власти, к массовым беспорядкам и насилию над гражданами, осознают, что совершают деяния, предусмотренные настоящей статьей, и желают их совершения.

Субъектами массовых беспорядков могут быть лица, достигшие 16 лет. В уголовном праве уделяется особое внимание проблеме субъективной стороны, проблеме вины, поскольку малейшее отступление от принципа виновной ответственности может повлечь нарушение законности, обусловить несправедливое решение вопроса о виде ответственности и её объёме.[25]

Можно сделать ряд выводов: в отличие от некоторых зарубежных уголовных законов (США, Великобритании), в УК РФ не формализовано минимальное количество человек, входящих в толпу, достаточное для квалификации действий виновных по ст.212.

Представляется, что определить это число практически невозможно, в связи с чем для правильной квалификации необходимо учитывать все признаки общественно опасного деяния в совокупности: обстановку его совершения, численность населенного пункта и участвующих в беспорядках людей, способность толпы своими антиобщественными действиями парализовать либо существенно затруднить деятельность органов власти и управления.

Установление этих обстоятельств будет иметь значение для отграничения массовых беспорядков от иных преступлений, в частности, группового хулиганства.

Рассматривая тенденции массовых беспорядков можно сделать вывод, что показать, что причинами таких явлений практически одни и те же - социальная и политическая нестабильность и снижение авторитета власти. Основным органом управления силами и средствами при возникновении особых условий (массовых беспорядков), в соответствии с планом, является оперативный штаб. В его состав входят руководители различных подразделений органов внутренних дел соответствующих уровней. Сегодня существует ряд способов предотвращения массовых беспорядков и неповиновений различны. Целесообразность применения каждого из них зависит от конкретной обстановки и условий. Однако, в практике работы наиболее часто применяются способы воздействия непосредственно работниками администрации на осуждённых, намеревающихся организовать массовые беспорядки или неповиновение, с целью склонения их к отказу от своего замысла и создания условий, исключающих возможность осуществления преступниками задуманного выступления против администрации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, массовые беспорядки - это действия, в которые вовлечен большой круг людей и которые, как определено в УК РФ, «сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти».

Массовые беспорядки, как правило, представляют собой действия возбужденной толпы, за которыми нередко стоят подстрекатели и организаторы, преследующие определенные цели. Во время массовых беспорядков на значительной территории нарушается общественный порядок, нарушается, а то и вовсе парализуется деятельность органов государственной власти.

Объектом данного преступления является общественная безопасность. Массовые беспорядки также посягают на жизнь и здоровье граждан, сохранность государственной и частной собственности, нормальное функционирование систем жизнеобеспечения (общественного транспорта, энергоснабжения и т.д.).

Объективная сторона данного преступления проявляется: а) в организации массовых беспорядков; б) в физическом участии в массовых беспорядках.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона - прямой умысел. Лицо сознает, что организует беспорядки, которые сопровождаются взрывами, поджогами, насилием над гражданами, вооруженным сопротивлением представителям власти, либо, участвуя в беспорядках, совершает и желает совершить перечисленные выше преступные посягательства.

Не имеют значения для квалификации преступления мотивы его совершения. Это могут быть хулиганские побуждения, устремления политического, националистического, религиозного, социального характера.

Массовые беспорядки, как правило, не возникают случайно и, следовательно, могут быть прогнозируемы. Для этого необходимо знать признаки, свидетельствующие о возможном их наступлении.

К таким признакам, в первую очередь, можно отнести:

• резкое нарастание негативных процессов в экономике, политике и социальной сфере;

• наличие конфликтов и эксцессов на национальной и религиозной почве; рост преступности;

• наличие формирований, призывающих людей к неповиновению законным органам государственной власти и управления правоохранительным структурам;

• распространение слухов, листовок, порочащих государственные органы и их представителей;

• возникновение противоборствующих сторон, усиление напряженности между ними.

Наши рекомендации