Тема 10. Административная деятельность ОВД по обеспечению правопорядка на транспорте
Подразделения ОВД на транспорте служат для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспорта, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
Правовое положение системы ОВД на транспорте должно позволять оперативно решать вопросы охраны общественного порядка в пределах зоны оперативного обслуживания, разрабатывать и осуществлять совместно с субъектами транспортной инфраструктуры мероприятия по профилактике, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Для определения территории и сферы деятельности органов внутренних дел на транспорте приказом МВД России от 10 июля 2008 г. № 598 объявлен перечень объектов их обслуживания.
1. На железнодорожном транспорте:
1. Пассажирские комплексы – станции в пределах их границ со всеми находящимися на них объектами ОАО «Российские железные дороги», вокзалы, пассажирские платформы, пассажирские технические станции, парки отстоя поездов дальнего следования и пригородных составов, пассажирские, локомотивные, вагонные ремонтные предприятия при условии их нахождения непосредственно в технических парках, депо, перегоны (в пределах верхнего строения железнодорожного пути), остановочные пункты (в пределах посадочных платформ), платформы (перроны), пешеходные мосты, служащие для прохода пассажиров на перроны и платформы, пешеходные тоннели, служащие для прохода пассажиров на платформы и перроны, железнодорожный подвижной состав, находящийся на участках оперативного обслуживания ОВДТ.
При этом границами станции являются входные и выходные светофоры и территория, ограниченная внешним ограждением. При отсутствии внешнего ограждения границей считается внешняя обочина железнодорожного полотна.
Верхнее строение железнодорожного пути – часть железнодорожного пути, включающая в себя рельсы, рельсовые скрепления и подрельсовое основание (шпалы).
2. Железнодорожные подъездные пути общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или до знака «Граница подъездного пути».
3. Объекты, обеспечивающие безопасность следования подвижного железнодорожного состава. К таким объектам относятся светофоры, релейные шкафы, средства сигнализации и связи, блокировки, а также энергоснабжения.
4. Грузовые станции и дворы, контейнерные площадки (пункты) в пределах их ограждения. На грузовых станциях и дворах при отсутствии внешнего ограждения границей станции следует считать периметр складирования грузов и размещения контейнеров.
5. Станционные прирельсовые склады, сортировочные рампы, пакгаузы, ангары, другие складские помещения грузового хозяйства ОАО «РЖД», находящиеся в границах станций.
6. К объектам железнодорожного транспорта, обслуживаемым по линии борьбы с экономическими преступлениями, относятся предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, ОАО «РЖД», а также другие организации независимо от их места нахождения, формы собственности и ведомственной подчиненности, занятые в сфере обеспечения железнодорожной, воздушной, речной, морской деятельности и транспортного строительства на основе договорных отношений, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, иные объекты ОАО «РЖД», а также строящиеся объекты железнодорожного транспортного комплекса.
При этом к иным объектам ОАО «РЖД» относятся: библиотеки, амбулатории, поликлиники, медицинские пункты, аптеки, клинические больницы, дома культуры, клубы, детские учреждения, школы и другие культурно-бытовые учреждения.
На воздушном транспорте:
1. Аэродромы в пределах их границ при наличии ОВДТ. Под аэродромом здесь понимается участок земли или поверхности воды с расположением на нем зданий, сооружений и оборудованием, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2. Здания пассажирских и грузовых аэровокзальных комплексов (аэровокзалы);
3. Действующие и строящиеся аэропорты при наличии ОВД на воздушном транспорте;
4. Воздушные суда, осуществляющие базирование, взлет и посадку на аэродромах, где имеются ОВДТ;
5. Строящиеся объекты воздушного транспортного комплекса;
6. К объектам воздушного транспорта, обслуживаемым по линии борьбы с экономическими преступлениями относятся: предприятия, учреждения и организации воздушного транспорта Министерства транспорта РФ, а также другие организации независимо от их места нахождения, формы собственности и ведомственной подчиненности, занятые в сфере обеспечения воздушной деятельности и транспортного строительства на основе договорных отношений.
На водном транспорте:
На морском транспорте:
1. Морские порты, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, все находящиеся на их территории предприятия, учреждения и организации, а также судоходная часть акватории морских портов. При этом границей территории морского порта являются охраняемые территории, предназначенные для отработки судов и грузов;
2. Вокзалы и причалы по обслуживанию грузовых и пассажирских судов в пределах земельных отводов;
3. Гидротехнические сооружения с земельными отводами и средства навигационной обстановки, подведомственные Минтрансу России, в пределах судоходной части морских портов;
4. Суда и другие плавательные средства независимо от портов приписки, находящиеся у причалов и в акватории портов, вокзалов и других гидротехнических сооружений, стоящих на рейдах акватории морских портов. При этом границей акватории морского порта являются самые удаленные гидротехнические сооружения закрытой части морских портов;
5. Места хранения и переработки грузов на территории портов, вокзалов, причалов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
На речном транспорте:
1. Речные порты, вокзалы, причалы и пристани по обслуживанию грузовых и пассажирских судов. При этом границей территории речного порта является охраняемая территория, предназначенная для обработки судов и грузов;
2. Пункты специализированного отстоя и ремонта судов, судостроительные и судоремонтные заводы, кроме военных;
3. Главный судовой ход акватории рек и каналов без учета боковых притоков на главном фарватере. При этом под главным судовым ходом понимается водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов в период навигации и обозначенное на местности плавучими знаками судовой обстановки (или карте). По отношению к другим судовым ходам в данном районе он является главным;
4. Суда и другие плавательные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов;
5. Плавучие знаки судовой обстановки.
6. Строящиеся объекты водного транспортного комплекса.
К объектам водного транспорта, обслуживаемым по линии борьбы с экономическими преступлениями, относятся предприятия, учреждения и организации морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ, а также другие организации независимо от их места нахождения, формы собственности и ведомственной подчиненности, занятые в сфере обеспечения речной и морской деятельности и транспортного строительства на основе договорных отношений.
Система ОВД на транспорте.
Возглавляет систему ОВД на транспорте Главное управление на транспортеМВД России, которое в соответствии с Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248, входит в структуру центрального аппарата МВД.
Главное управление на транспорте МВД России (ГУТ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, осуществляющим в пределах своей компетенции функции министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
Структура и штатное расписание Главного управления утверждаются министром внутренних дел Российской Федерации по представлению заместителя министра внутренних дел Российской Федерации, координирующего и контролирующего деятельность Главного управления.
Главное управление в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности ОВДТ.
Линейные управления МВД России на транспорте. Линейные управления в силу особенности их деятельности и территориального расположения подчинены непосредственно МВД России. Они создаются, как правило, в масштабе железной дороги, пароходства, управления (авиакомпании) и дислоцируются в местах расположения органов управления ими.
В настоящее время сложилось несколько видов УВДТ.
1. Управления внутренних дел, обслуживающие объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
2. Управления внутренних дел, обслуживающие объекты железнодорожного и воздушного транспорта.
3. Управления внутренних дел, обслуживающие объекты воздушного и водного транспорта.
4. Управления внутренних дел, обслуживающие объекты железнодорожного и водного транспорта.
5. Управления внутренних дел, обслуживающие только объекты железнодорожного транспорта.
На районном уровне территориальными органами МВД России являются линейные отделы, отделения МВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Типовое положение о линейном отделе МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте утверждено приказом МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте».
Линейные отделыявляются основным звеном в системе органов внутренних дел на транспорте и создаются на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, в авиационных, морских, речных портах в зависимости от штатной численности личного состава, объема работы, характеристики обслуживаемых ими объектов транспорта с учетом уровня преступности и других факторов, влияющих на состояние криминогенной обстановки.
Охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности характеризуются определенными особенностями как в организации (расстановке сил и оперативном управлении ими), так и тактике (направлениях, средствах и формах) ее осуществления, которые обусловлены: сосредоточением на транспорте значительных материальных ценностей, динамичностью основных объектов транспорта, своеобразием оперативной обстановки на транспорте и ее скоротечностью а также особенностями объектов транспорта.
При организации охраны общественного порядка на транспорте используются следующие формы: патрульно-постовые наряды; наряды сопровождения поездов; посадочные группы, заслоны, проведение рейдов и специальных операций.
Расстановка патрульно-постовых нарядов на объектах транспорта осуществляется с учетом расположения объектов их специфики и оперативной обстановки.
На станциях, вокзалах, платформах, в аэропортах для охраны общественного порядка назначаются такие наряды полиции: патрули, посты, а также оперативно-поисковые группы. В помещении вокзалов обычно выставляются посты, где полицейскому определяется конкретное место несения службы с учетом наиболее удобного ведения наблюдения за гражданами. Эта форма обеспечивает быстрое реагирование на правонарушения. В зависимости от интенсивности пассажиропотоков посты могут быть выставлены и на платформах, где они ведут постоянное наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров, осуществляют периодический обход платформ и прилегающих к ним сооружений и устройств.
Наряды сопровождения назначаются в поездах пригородного и местного сообщения, а также поездах дальнего следования.
Приступив к работе, наряд сопровождения наблюдает за посадкой пассажиров, а после отбытия поезда через его бригаду информирует пассажиров по радиостанции о наличии в поезде наряда полиции. В период движения поезда несет службу, периодически продвигаясь по составу. В поездах местного и пригородного сообщения, особенно в часы «пик » наряд полиции, как правило, находится в тамбуре одного из вагонов. При совершении в поезде правонарушения наряд пресекает его и в необходимых случаях доставляет нарушителя в орган внутренних дел. Здесь важно отметить, что задержание часто проходит в переполненных вагонах и поэтому требует определенных тактических приемов. При задержании правонарушителя необходимо разъяснить пассажирам и нарушителю причину задержания, а также указать населенный пункт, куда он будет доставлен.
Численный состав нарядов сопровождения поездов дальнего следования определяется начальником УВДТ или начальником ЛОВДТ. Для сопровождения поездов специального назначения, туристического поезда, поезда с призывниками или демобилизованными из рядов Российской Армии, с освобожденными из мест лишения свободы и другими лицами, следующими в организованном порядке, выделяется усиленный наряд сопровождения во главе со старшим из числа оперативно-начальствующего состава.
Сопровождение нарядами полиции поездов может осуществляться следующими способами:
сквозным – одним нарядом от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах Российской Федерации;
эстафетным – несколькими нарядами в пределах участков своего обслуживания;
по участку – одним нарядом в пределах участка своего обслуживания.
На каждый маршрут (участок) сопровождения составляется карточка маршрута, в которой указываются:
- маршрут сопровождения;
- станции, на которых дислоцируются ОВДТ, линейные пункты полиции;
- график работы наряда, который составляется таким образом, чтобы на протяжении всего маршрута одновременно несли службу не менее двух сотрудников, с указанием времени работы, приема пищи, отдыха конкретно для каждого сотрудника по маршруту сопровождения поезда и при нахождении на станции оборота;
- участки, требующие особого внимания;
- порядок отработки поезда в пути следования и во время стоянок;
- особенности несения службы в пассажирском поезде;
- должностные обязанности наряда;
- порядок взаимодействия нарядов с работниками локомотивных и поездных бригад и другими подразделениями полиции на железнодорожных станциях по маршруту следования;
- порядок связи и передачи экстренных сообщений в ОВДТ;
- порядок доклада в дежурные части ОВДТ о результатах несения службы в пути следования и на станции оборота.
Маршрутная карточка оформляется в двух экземплярах и утверждается начальником ОВДТ. Первый экземпляр (оригинал) подшивается в план комплексного использования сил и средств ОВД в обеспечении правопорядка в общественных местах (единая дислокация). Второй экземпляр (копия) находится в дежурной части и выдается оперативным дежурным по ОВДТ каждому сотруднику наряда сопровождения на инструктаже перед заступлением на службу.
Посадочные группы создаются с целью предупреждения проникновения на объекты транспорта правонарушителей, обеспечении общественного порядка на перронах, платформах, при посадке и высадке пассажиров из поездов; выявления и удаления с объектов транспорта лиц в пьяном виде, хулиганов, бродяг, попрошаек. Посадочные группы создаются на крупных станциях из числа работников полиции, транспортных ведомств и общественности. Старшим групп, как правило, назначается работник полиции.
Заслоны – наряд полиции, выполняющий задачу по блокированию или перекрытию железнодорожных направлений в целях предупреждения проникновения антиобщественного элемента в города, где проводятся общественно-политические и другие массовые мероприятия. Заслоны обеспечивают пресечение краж грузов и своевременное обнаружение правонарушений. Непосредственно обеспечивает работу его начальник, назначаемый, как правило, из числа оперативных работников (начальников линейных пунктов полиции). Состав заслона, как показывает практика, не превышает 12 человек.
Специальные операции и рейды представляют собой совокупность согласованных и взаимосвязанных действий государственных органов и общественных организаций, направленных на выполнение поставленных задач. Их проведение позволяет повысить эффективность борьбы с правонарушителями, улучшить оперативную обстановку.
Тактика охраны общественного порядка железнодорожном, воздушном и водном строится в соответствии с характерными для конкретного вида транспорта факторами, которые оказывают непосредственное влияние на распределение сил и средств соответствующих звеньев транспортной полиции.