Вопрос № 9. Отрасли и институты права. Система российского права и система законодательства
Отрасль права - это совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные обще-ственные отношения.
Правовой институт есть совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Следовательно, отрасль права - часть системы права, а правовой институт - часть отрасли права. Если отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, то институт - определенный вид отношений внутри данного рода. Например, отрасль гражданского права регулирует главным образом имущественные отношения в их стоимостном выражении (род отношений), а такие институты гражданского права, как подряд, наследственное право и др., регулируют лишь определенную часть имущественных отношений. Институт подряда объединяет все нормы, регулирующие вид имущественных отношений, которые вытекают из договора подряда, а институт наследственного права - вид имущественных отношений, вытекающих из права наследования.
В ряде наиболее крупных отраслей права выделяют подотрасли. Например, тра-диционно выделяют наследственное и авторское право в качестве подотраслей граждан-ского права. Подотрасль права - это обособившаяся внутри отрасли права совокупность норм и институтов, регулирующих специфические общественные отношения.
Право существует в виде определенной системы, т.е. взаимосвязанных и взаимо-действующих частей (элементов). Под системой права понимается сложившаяся и объ-ективно существующая его внутренняя структура (строение), выражающая единство и согласованность действующих в государстве правовых норм и разделение права на относительно самостоятельные части. Структурными элементами системы права являются нормы права, которые объединяются в определенные правовые образования: институты права, подотрасли и отрасли права. Система права складывается из отраслей, а отрасли состоят из правовых институтов.
Норма права является первичным элементом системы права и представляет собой исходящее от государства общеобязательное правило поведения общего характера.
Институт права (правовой институт) - это устойчивая группа правовых норм, ре-гулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если правовая норма является исходным элементом, "элементарной частицей" правовой материи, то правовой институт представляет собой первичное структурное подразделение общности, составную часть отрасли права. Институты права обладают определенной автономией, поскольку регулируют относительно обособленный круг однородных общественных отношений. В частности, к правовым институтам относятся: институт государственной службы в административном праве, институт гражданства в государственном праве, институт сделки в гражданском праве, институт необходимой обороны в уголовном праве и др.
Родственные институты одной и той же отрасли права в своей совокупности об-разуют подотрасль права. Нормы подотрасли права регулируют группы близких отно-шений определенного вида. Например, подотраслью уголовного права является военно-уголовное право, которое объединяет нормы, предусматривающие ответственность за воинские преступления. Данная подотрасль включает следующие уголовно-правовые институты: "преступления против порядка подчиненности", "преступления против по-рядка прохождения военной службы" и др.
Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли пра-ва и правовые институты.
Отрасль права - это относительно обособленная внутри системы права совокуп-ность однородных правовых норм, регулирующих определенную однородную область общественных отношений. Однако в рамках единой системы права все отрасли права взаимосвязаны, не существует отраслей права, абсолютно изолированных одна от дру-гой.
В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регу-лирования и метод правового регулирования.
Под предметом правового регулирования понимается качественно однородная совокупность общественных отношений, на которую воздействуют нормы определенной отрасли права. Иными словами, предмет правового регулирования - это сфера, на которую распространяет свое действие отрасль права. Предмет регулирования является главным, объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права.
Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования, под которым понимаются способы воздействия (совокупность юридических приемов и средств) отрасли права, с помощью которых производится регулирование определенного вида общественных отношений. Различия в способах воздействия права на общественные отношения определяются характером взаимного положения участников общественных отношений.
В одних отраслях права преобладает метод властного обязывания. Так, в админи-стративном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать служебную и управленческую деятельность. В других отрас-лях преобладает равенство сторон (дозволение). Например, в гражданском праве исполь-зуется диспозитивный метод правового регулирования, который предусматривает для субъектов известную альтернативную возможность поведения в рамках правовой нормы. В уголовном праве действует метод запрета определенных деяний и установления наказания за их совершение. Для процессуальных отраслей права (уголовный процесс, гражданский процесс) характерен метод равенства сторон, в соответствии с которым участники процесса находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом.
В структуру метода правового регулирования входят такие компоненты, как установление границ регулируемых отношений, определение границ должного и возможного поведения субъектов (физических лиц и организаций), определение мер ответственности и ряд других компонентов, посредством которых правовые нормы оказывают необходимое воздействие на общественные отношения.
В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.
Материальные отрасли права включают правовые нормы, с помощью которых осуществляется непосредственное регулирование общественных отношений. Так, к ма-териальным отраслям права относятся государственное (конституционное), гражданское, административное, уголовное и другие отрасли права, регулирующие общественные отношения.
Процессуальные отрасли права содержат правовые нормы, определяющие отно-шения, связанные с порядком разрешения споров, расследованием правонарушений, привлечением к юридической ответственности и другими процессуальными вопросами. Каждая из этих отраслей составляет в своей совокупности определенный процесс. В российской системе права существуют пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный.
Система права находится в постоянном изменении и развитии, предполагающих возникновение новых общественных отношений и, следовательно, пополнение ее новы-ми институтами (например, институт прохождения военной службы на основании кон-тракта) и отраслями.
Совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм, образует систему законодательства. В законодательстве (источниках права) право-вые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выраже-ние, внешнее проявление, т.е. они соотносятся как форма и содержание.
Система права и система законодательства различаются по структурным элемен-там и по своему содержанию. Если первичным элементом системы является норма пра-ва, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции*(3), то первичным элементом системы законодательства является статья нормативного правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. Иногда в ней содержатся лишь два элемента: гипотеза и санкция, а диспозиция может содержаться в другой статье данного нормативного правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения). В одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих).
Один и тот же нормативный правовой акт может регулировать различные по сво-ему содержанию виды общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирова-ния. Это объясняется тем, что в реальной жизни возникает потребность урегулировать одним нормативным правовым актом или их группой не один вид общественных отно-шений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере, например оборонной деятельности государства.
Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловли-вают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.
Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:
1. Отраслевое законодательство - включает нормы, которые регулируют каче-ственно определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (например, гражданское, земельное, семейное, уголовное законодательство).
2. Внутриотраслевое законодательство - закрепляет нормы подотрасли или инсти-тута права, регулирующие совокупность однородных общественных отношений (автор-ское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законодательства; банковское законодательство в составе финансового законодательства).
3. Комплексное законодательство - выражает нормы нескольких отраслей права или их структурных образований (подотраслей и правовых институтов), которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни, например военное законодательство. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они вместе с тем обладают определенным единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности, например в сфере обороны и безопасности государства. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права.
Вопрос № 10. Понятие и признаки правоотношения. Содержание правоотношения.
Правоотношение - урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами - носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности - и обеспечиваемое государством. Признаки правоотношения:
1. Представляет собой разновидность общественного отношения, социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов. Не может быть правоотношений с животными, растениями, предметами. Отношения с ними есть, но не с помощью права. За негуманное отношение к собаке человек отвечает не перед собакой, а перед органами, стоящими на страже защиты животных.
В былые времена (средневековье) субъектами права признавались животные и даже неодушевленные предметы. Например, в России в 1593 г. был наказан кнутом и сослан в Сибирь церковный колокол, который "звонил" в связи с убийством царевича Дмитрия.
2. Является идеологическим отношением - результатом сознательной деятельности (поведения) людей. Правоотношения не могут возникать, не проходя через сознание людей: нормы права не могут повлиять на человека, его поведение, пока содержание правовых норм не будет осознано людьми, не станет их правосознанием.
3. Является волевым отношением, которое проявляется в двух аспектах:
а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;
б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоотношения - они связаны предметом интереса, достижением его результата.
Правда, правоотношения могут возникать и прекращаться помимо воли (интереса) их участников (например, потерпевший от преступления оказывается помимо своего желания вовлечённым в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом).
Однако реализация правоотношений возможна только на основе выявления воли (интереса) участников. При этом есть правоотношения, для возникновения которых необходимо волеизъявление всех его участников (договор купли-продажи), а есть правоотношения, для возникновения которых достаточно волеизъявления только одного из участников (проведение обыска).
4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов. Правоотношения выступают как способ реализации норм права, или иначе: нормы права воплощаются в правоотношениях, происходит их индивидуализация применительно к субъектам и реальным ситуациям. В нормах права уже заложены правоотношения, но в абстрактной форме.
Однако нельзя считать, что наличие правовых норм автоматически ведет к возникновению правоотношения. Может быть и такой вариант, когда правовые нормы реализуются, но правоотношения нет. Правда, это бывает крайне редко. Например, возникновение правоотношения в случае решения дела на основе аналогии права.
5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, которые закреплены в правовых нормах. Одна сторона имеет строго определённые субъективные юридические права (управомоченная сторона), на другую возложены соответствующие субъективные юридические обязанности (обязанная сторона). Полномочия - прерогатива государственных органов и должностных лиц. Юридическая ответственность - элемент вторичного характера, который реализуется в результате совершенного правонарушения. Основное содержание правоотношений - субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.
Не может быть правоотношений, основанных только на правах или только на обязанностях. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой стороны. Например, одна сторона - кредитор - имеет право на получение долга, а другая - должник - обязанность возвратить долг. В некоторых правоотношениях каждая сторона имеет и права и обязанности (физические лица), правомочия и ответственность (должностные лица).
Степень конкретизации сторон может быть различной: а) точно определена обязанная сторона; б) точно определена только управомоченная сторона, а круг обязанных лиц не определен;
Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание.
Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т. е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить лишь в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание - только один из возможных вариантов реализации субъективного права.
Содержание правоотношения (повторим) - это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая - право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая - право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.
Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные - между субъектом права и обществом (всяким и каждым).
Субъективное право - это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Каковы же признаки данного права? 1. Субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск (ст. 66, 67 КЗоТ РСФСР), определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право - это возможное поведение, т. е. носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий.
2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами.
3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других - данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. е. активными действиями обязанного лица.
4. Субъективное право предоставляется управомоченому лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.
5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении у право-моченного лица.
Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.); в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия (заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).
Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.
Юридическая обязанность имеет следующие признаки. 1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения (если обязанность состоит в уплате долга, то точно должны быть определены размер долга, срок уплаты и т. д.).
2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.
3. Обязанность устанавливается в интересах управо-моченной стороны - отдельного лица или общества (государства) в целом.
4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.
5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.
Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).
Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Как магнит не "живет", когда нет одного из полюсов, так и правоотношение не существует, если нет или управомоченной, или обязанной стороны. Названное единство можно проследить в действиях, поступках людей. Фактическое поведение является одновременно правом для одной стороны и обязанностью для другой. Например, оплата в повышенном размере сверхурочной работы - обязанность администрации, получение такой платы - право рабочего.