Три модели государственного устройства удельной Руси
Итак, Русская земля как нераздельное целое, находившееся в общем держании князей-родственников, с рубежа XI—XII веков перестает быть собственно политической реальностью. Исчезновение (точнее, смягчение) внешней опасности, связанное с прекращением существования Хазарского каганата и образованием скандинавских государств (и как следствие — прекращение набегов викингов), а также смещение торговых путей привели к крушению хрупкого военно-административного союза племен Восточной Европы. На обломках Киевской Руси возникло несколько самостоятельных государственных образований. Каждое из них вполне сопоставимо по своим формам и размерам с западноевропейскими раннефеодальными государствами. Несмотря на различия, всем им были присущи некоторые общие черты, уходившие корнями в прошлое. Везде мы видим в качестве основных политических институтов три силы: князя, дружину (боярство), городское вече. Кроме того, на втором плане присутствовала (хотя по большей части и незаметно) «служебная организация», которая обслуживала первые две силы и постепенно приобретала все более заметное политическое влияние.
Условно все эти государства можно разделить на три типа: раннефеодальная монархия, феодальная республика и деспотическая монархия. Они различались тем, какие из перечисленных политических органов играли в них решающую роль. При этом прочие властные структуры могли продолжать существовать, хотя в повседневной жизни они сплошь и рядом оставались за рамками внимания современников. Лишь в экстремальных ситуациях общество «вспоминало» о традиционных государственных институтах.
Примером первого типа государства могут служить Киевское и Галицко-Волынское княжества. Прежний центр — Киев — еще несколько десятилетий после распада Киевской Руси сохранял свое значение как номинальная столица Государства. Князья продолжали бороться за киевский престол. Обладание им давало право титуловаться великим князем, формально стоявшим над всем прочими — удельными — князьями.
В Киеве, а впоследствии в Галиче и Волыни по-прежнему была сильна княжеская власть, опиравшаяся на дружину.
Южные князья совещались со своими дружинами при решении самых важных вопросов: передачи престола, войны и мира. С дружинами обсуждался и вопрос о сроках выступления на половцев в ходе княжеских съездов 1103 и 1111 годов. При этом голос князя оказывался решающим, но лишь после того, как он убеждал дружинников в правоте своего решения.
Вместе с тем в критических ситуациях, когда князь по каким-то причинам не мог выполнять свои функции, реальную власть брало в свои руки городское вече. Так, в 1113 году киевское вече, вопреки существовавшему порядку престолонаследования (Киев не был его «отчиной»), пригласило на великокняжеский престол Владимира Мономаха. В 1125 году на киевский стол был посажен старший Мономашич Мстислав, а после его смерти в 1132 году киевляне передали власть его брату Ярополку. В 1146 году киевляне вызвали на вече князя Игоря Ольговича, которому предстояло, по завещанию брата Всеволода, вступить на киевский престол. Характерно, что Игорь побоялся сам явиться на вече, но не решился и проигнорировать «приглашение». В качестве своего полномочного представителя (пока сам претендент на престол со своей дружиной сидел в засаде) он направил на собрание горожан Святослава Ольговича, которому пришлось выслушать жалобы жителей Киева и пообещать пресечь злоупотребления княжеских людей.
Подобные отношения между князем и городским вечем были характерны и для другого южнорусского города — Галича. Особенно показательно в этом отношении сообщение летописи о том, как в 1206 году галичане обратились к Мстиславу за помощью против бесчинствовавших в городе венгров, но тому ничего не удалось сделать. Тогда его прогнали.
Ситуация в Киеве изменилась с приходом к власти великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1157—1174). Если его отец Юрий Владимирович Долгорукий всю жизнь добивался киевского престола, то Андрей дважды уходил из киевского пригорода, куда его сажал великий князь, на северо-восток Руси. Там он, в конце концов, и обосновался. Став великим князем, Андрей перенес свой «стол» в бывший пригород Суздаля — Вла-Димир-на-Клязьме. Мало того, в 1169 году объединенные войска русских земель под предводительством Андрея напали на Киев, который попытался выйти из-под его влияния, и разграбили его. После этого значение южной столицы Русской земли начало быстро падать. Несмотря на то, что второй общерусский
поход на Киев 1173 года обернулся неудачей, прежняя столица уже никогда не оправилась от удара. В 1203 году Киев был вновь разграблен в результате совместного похода Рюрика Ростислави-ча, Ольговичей и половцев. Нашествие монгольских отрядов в 1240 году лишь завершило начатое русскими князьями. Тем не менее именно южные русские земли еще долго продолжали сохранять традиции управления, сложившиеся в Киевской Руси: власть князя опиралась там на силу дружины и контролировалась городским вечем. Условно такую форму правления принято называть раннефеодальной монархией.
Свой тип государственной власти сложился на северо-западе Руси. Здесь княжеская власть как самостоятельная политическая сила прекратила свое существование в результате событий 1136 года— так называемой новгородской «революции». 28 мая новгородцы посадили под арест своего князя — ставленника князя киевского, Всеволода Мстиславича, а затем изгнали его из города. С этого времени окончательно установился порядок выбирать новгородского князя, подобно всем прочим государственным должностям Новгорода Великого, на вече. Князь стал частью городского административного аппарата, и теперь его функций ограничивались военными вопросами. Охраной правопорядка в городе занимался воевода, а вся полнота власти в периоды между вечевыми сходами сосредоточивалась в руках новгородских посадников и епископа (с 1165 года — архиепископа). Сложные вопросы могли решаться и на так называемом смесном суде, в состав которого входили представители всех властных структур Новгорода.
Такой тип государственного устройства может быть определен как феодальная республика, причем республика боярская, аристократическая.
С одной стороны, на высшие государственные должности (прежде всего посадников, обладавших, видимо, всей полнотой власти в перерывах между заседаниями веча) в Новгороде избирались только члены влиятельных (аристократических) боярских семей. Одной из таких семей был род Мишиничей-Онцифоро-вичей, представители которого на протяжении нескольких десятилетий (с середины XIII по начало XV века) занимали высшие руководящие посты в Северо-Западной республике.
С другой стороны, характеристику Новгородского государства связывают с аристократическим составом веча — высшего государственного органа Новгорода. По мнению В. Л. Янина, на вече собиралось от 300 до 500 человек — выходцев из крупнейших боярских «фамилий» (М. X. Алешковский полагал, что в число
вечников с XIII века входили также наиболее богатые новгородские купцы). Есть, однако, и другая точка зрения, согласно которой в новгородском вече принимали участие не только все взрослые жители Новгорода, независимо от их социального статуса, но, возможно, и жители новгородских пригородов, в том числе сельских (И. Я. Фроянов, В. Ф. Андреев и другие). На вече решались важнейшие вопросы политической жизни республики. Главный из них — выборы должностных лиц, выполнявших властные функции: посадников, тысяцких, епископа (архиепископа), архимандрита, князя.
Совершенно иной тип государства сложился на северо-востоке Руси. Этот край, заселенный славянами сравнительно поздно, очевидно, не имел глубоких вечевых традиций. Тем не менее до определенного момента и здесь политическое управление строилось на взаимодействии городского веча (ведущую роль играли вечевые собрания Ростова и Суздаля) и князей, назначавшихся из Киева. В 1157 году великим князем киевским стал Андрей Боголюбский. Однако в Киев он, вопреки традиции, не поехал. В том же году жители Ростова Великого, Суздаля и Вла-димира-на-Клязьме избрали Андрея Юрьевича князем ростовским, суздальским и владимирским. В 1162 году Андрей Боголюбский изгнал из Ростово-Суздальской земли трех своих братьев, двух племянников и мачеху, а также отцовскую дружину. Тем самым были заложены основы неограниченной деспотической власти («самовластия», по выражению летописца) владимирского князя. Тогда же столица была перенесена в бывший пригород Суздальского княжества— город Владимир. Одновременно Андрей Юрьевич принял титул «царя и великого князя».
Социальную базу, на которую опирался Андрей Боголюбский, проводя свои преобразования, составляли так называемые «мило-стники», то есть люди, зависевшие от милости князя. Речь идет о «служебной организации», дворовых «холопах» (лично зависимых людях) князя. В отличие от дружинников, дворня, или дворяне, как их стали называть с конца XII века, не могли считаться ровней князю. Он был их господином, а не товарищем. Если отношения князя и дружины можно сопоставить с западноевропейской системой вассалитета, то служба дворни князю строилась на основаниях, близких к понятию подданства-министериалета*. Слуга, в отличие от вассала, находился в прямой и безусловной зависимости от господина, был его собственностью, хотя мог занимать высокие посты и им'еть большие владения.
* От лат. minister— подручный.
Развивая новую систему прямого подчинения, Андрей Бого-любский подчинил своей власти Киев и Новгород. На княжение туда он посадил своих «подручников» — зависимых князей. Когда же те пытались освободиться от его влияния, он организовывал против них грандиозные общерусские походы (1169, 1170, 1173 гг.). Так, в последнем (неудачном) походе на Киев принимали участие отряды ростовцев, суздальцев, вла-димирцев, переяславцев, белозерцев, муромцев, новгородцев, рязанцев, а также дружины Туровского, полоцкого, пинского, городеньского, черниговского, новгород-северского, путивль-ского, курского, переяславль-южного, торческого и смоленского князей. Сам факт организации подобных походов демонстрирует впечатляющие возможности такого типа государственного устройства для объединения политически независимых земель при решении вопросов, которые представлялись важными владимирскому князю.
В ночь с 29 на 30 июня 1174 года Андрей был убит в Бого-любовском дворце группой заговорщиков — своих «милостни-ков». Хотя именно княжеская дружина решала вопрос о том, кто станет новым князем на северо-востоке, власть административного аппарата, набиравшегося преимущественно из слуг («деть-цких»), постепенно возрастала. Вместе с тем все больше укреплялась социальная основа новой системы Государственной власти — деспотической монархии, базировавшейся на прямом подчинении подданных-холопов своему господину-князю.
Дальнейшее развитие русских земель могло идти по любому из наметившихся путей, однако вторжение во второй трети XIII века монгольских войск существенно изменило политиче-. скую ситуацию в стране.
Русские земли и Орда
Результатом монгольского нашествия на Русь стало установление власти монгольских ханов на значительной части русских земель. В 1243 году Ярослав Всеволодович впервые получил от Батыя ярлык на великое княжение. Владимирскому князю было пожаловано право представлять интересы Орды в русских землях. Русские князья были включены в ордынскую систему жесткого вертикального подчинения, а министериальные тенденции в развитии русской государственности (до того хорошо укоренившиеся в северо-восточных землях) получили прекрасную питательную среду. Вместе с тем на Руси возрождалось подчине-
ние всех князей и представляемых ими земель ордынскому «центру», роль которого отводилась Владимиру-на-Клязьме.
Русские земли были вновь объединены — теперь под властью ордынских ханов. Единственной реальной силой, заинтересованной тогда в объединении русских земель, была Орда. Цель этого объединения вполне прозаична и «прозрачна» — так легче было установить ту систему управления и подчинения, которую принято называть у нас монгольским игом.
Однако не все русские князья согласились признать власть Орды. Братья Александра Невского — бывший великий князь Андрей Владимиро-Суздальский и князь Ярослав Тверской и Переяславский — заключили союз с галицким князем Даниилом Романовичем. Они договорились о совместных действиях против золотоордынского хана и отказались признать власть великого князя владимирского, получившего ярлык. Благодаря их совместным действиям, Юго-Западная Русь еще несколько лет не выплачивала ордынский выход (дань), а позднее смогла и вовсе освободиться от власти Орды.
Против объединительной политики Орды выступили также Новгород и Псков. В 1253 году псковским князем стал брат (и противник) Александра Невского Ярослав Ярославич. В 1255 году он же был призван новгородцами, которые перед этим «выг-наша вон» Василия — сына и наместника великого князя владимирского. Владимирскому князю пришлось с оружием в руках принуждать жителей северо-западных республик подчиниться Орде. Восстание было жестоко подавлено.
Обстановка вновь обострилась к концу 50-х годов XIII века, когда Орда решила ввести на Руси обычную в покоренных ею землях систему обложения данью. С этой целью в Суздаль, Рязань, Муром и Новгород (который, напомним, во время Батые -ва нашествия захвачен не был) направились «численники», которые должны были провести поголовную перепись населения. Весть об этом вызвала в Новгороде взрыв возмущения. Целый год в городе продолжались волнения. К восставшим примкнул даже нелюбимый новгородцами князь Василий Александрович. В самый разгар волнений в город прибыли «татарские послы», а с ними сам князь Александр Ярославич. Правда, его спутники вскоре срочно покинули Новгород. Князю же пришлось подготовить подчинение города Орде.
Одним из следствий вхождения русских земель в состав Великой Монгольской империи стало участие русских отрядов в ордынских походах. Монголы же выступали вместе с Русью во время ее вооруженных конфликтов с западными соседями.
Системаордынского управления русскими землями
С установлением ордынского владычества на Руси система государственного управления изменилась мало. Как и во многих государствах, покоренных монголами, практически вся полнота власти на местах оставалась в руках местной аристократии («знати черной кости», по монгольской терминологии). Однако возникла довольно мощная и во многом непредсказуемая «надстройка» в виде ордынской администрации, контролировавшей действия князей и собиравшей ордынский выход (дань), — система баскачества.
Ситуация изменилась лишь в начале XIV века, когда монгольские ханы вместе с ярлыком на великое княжение начали передавать русским князьям право сбора дани со всех русских земель. Традиционно полагают, что окончательно отмена баскачества была связана с событиями 1327 года. Тогда московский князь Иван Калита фактически возглавил карательный поход, подавивший антиордынское восстание в Твери, за что ему якобы и было поручено собирать впредь дань для Орды. Однако еще за четверть века до того тверские князья вместе с ярлыком на великое княжение получали и фискальные функции. Именно великий князь владимирский собирал для хана на Руси «регулярную» дань. «В этом, — как считает немецкий исследователь Э. Клюг, — заключался хороший шанс материально укрепить великокняжескую власть, но на принципиально важный вопрос о распространении великокняжеской власти на удельные княжества источники дают скорее отрицательный ответ: в то время как Москва в начале XIV века стала стремиться к аннексии мелких соседних княжеств, о действиях Твери в этом направлении ничего не известно»7.
Тем не менее в годы правления Ивана Калиты, видимо, действительно произошли серьезные изменения во внутренней жизни русских земель. Именно тогда были заложены основы удельно-вотчинной системы.