Из « Повести временных лет» похвала Ярославу Мудрому

Вопросы и задания к документу № 16:

1. Как автор ПВЛ относится к князю Ярославу? Что больше всего он ценит в его деятельности?

2. Что бы вы могли добавить к характеристике князя Ярослава?

3. Выберите факты, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства, его культуры.

4. Прозвище «Мудрый» князь Ярослав получил лишь в XIX в. Почему этого прозвища его не удостоили современники?

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. <,..> Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.

Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество Церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными.

Документ №17

Из «Русской правды».

Вопросы и задания к документу № 17:

1. Что означало появление «Русской правды» и для чего она была необходима?

2.Заполните таблицу

Какие факты свидетельствуют об укреплении княжеской власти? Что указывает на сохранившиеся общинные порядки?
   

3. Подумайте, почему за один вид преступления полагались различные размеры штрафов?

4. Что вы можете сказать о размерах хозяйства князя и боярина? Чей труд в них использовался?

5. Изложите, как вы себе представляете процедуру суда в XI-XII вв. Как вы думаете, о чем свидетельствуют испытания железом и водой, принесение клятвы?

6. Какие виды рабства указывает «Русская правда»? Подумайте, были ли другие виды рабства?

Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а [члены верви] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен.

Если вервь начнет платить дикую виру, то ей предоставляется отсрочка на несколько лет, потому что им приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна платить только 40 гривен, а самому убийце, внося свою часть в уплачиваемые вервью 40 гривен.

За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича — 5 гривен. Также и за боярских.

За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен.

Если кого-либо обвинят в убийстве, то для своего оправдания он должен выставить семь свидетелей; если подозреваемый в убийстве будет варягом [или другим иноземцем], то ему достаточно двух свидетелей.

Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию железом.

Если же сумма иска меньше двух гривен, то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.

За украденного коня платить 3 гривны.

Если кто испортит бортную, или перепашет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен платить 12 гривен.

Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток князю заточить его; так поступить и с тем, кто двор подожжет.

Если закуп убежит от господина [не расплатившись с ним за ссуду], то становится полным холопом;

А [за убийство] холопа или робы виры нет;

Холопство обельное троякого вида: если кто купит [поступающего в холопы] в присутствии свидетелей;

А второе холопство: кто женится на рабе без договора [с ее владельцем], а если с договором, то как договорились, так и будет.

А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники [господина] без договора с ним.

Глоссарий:

вервь — славянская община

вира — денежный взнос в пользу князя за убийство свободного человека

гривна — денежная единица, 204 г серебра или золота

людин — свободный сельчанин или горожанин

дикая вира — вира, уплачиваемая всеми членами верви (дикая — от дивий — общий)

тиун — княжеский или боярский приказчик, управитель

тиун огнищный — управитель дома

сельский тиун — управитель всеми селами, сельскохозяйственными угодьями

пахотный тиун — управитель пахотными работами

рядович — человек, отдавшийся в кабалу по договору

смердий холоп — раб, выполняющий работу общинника — смерда

роба — рабыня — служанка

бортная — приспособление для сбора меда диких пчел

закуп — смерд, находящийся в зависимости от господина за ссуду

холопство обельное — полное рабство

Документ №18

Наши рекомендации