Из « Повести временных лет» похвала Ярославу Мудрому
Вопросы и задания к документу № 16:
1. Как автор ПВЛ относится к князю Ярославу? Что больше всего он ценит в его деятельности?
2. Что бы вы могли добавить к характеристике князя Ярослава?
3. Выберите факты, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства, его культуры.
4. Прозвище «Мудрый» князь Ярослав получил лишь в XIX в. Почему этого прозвища его не удостоили современники?
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.
Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. <,..> Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.
Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество Церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными.
Документ №17
Из «Русской правды».
Вопросы и задания к документу № 17:
1. Что означало появление «Русской правды» и для чего она была необходима?
2.Заполните таблицу
Какие факты свидетельствуют об укреплении княжеской власти? | Что указывает на сохранившиеся общинные порядки? |
3. Подумайте, почему за один вид преступления полагались различные размеры штрафов?
4. Что вы можете сказать о размерах хозяйства князя и боярина? Чей труд в них использовался?
5. Изложите, как вы себе представляете процедуру суда в XI-XII вв. Как вы думаете, о чем свидетельствуют испытания железом и водой, принесение клятвы?
6. Какие виды рабства указывает «Русская правда»? Подумайте, были ли другие виды рабства?
Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а [члены верви] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен.
Если вервь начнет платить дикую виру, то ей предоставляется отсрочка на несколько лет, потому что им приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна платить только 40 гривен, а самому убийце, внося свою часть в уплачиваемые вервью 40 гривен.
За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.
За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.
А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича — 5 гривен. Также и за боярских.
За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен.
Если кого-либо обвинят в убийстве, то для своего оправдания он должен выставить семь свидетелей; если подозреваемый в убийстве будет варягом [или другим иноземцем], то ему достаточно двух свидетелей.
Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию железом.
Если же сумма иска меньше двух гривен, то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.
За украденного коня платить 3 гривны.
Если кто испортит бортную, или перепашет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен платить 12 гривен.
Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток князю заточить его; так поступить и с тем, кто двор подожжет.
Если закуп убежит от господина [не расплатившись с ним за ссуду], то становится полным холопом;
А [за убийство] холопа или робы виры нет;
Холопство обельное троякого вида: если кто купит [поступающего в холопы] в присутствии свидетелей;
А второе холопство: кто женится на рабе без договора [с ее владельцем], а если с договором, то как договорились, так и будет.
А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники [господина] без договора с ним.
Глоссарий:
вервь — славянская община
вира — денежный взнос в пользу князя за убийство свободного человека
гривна — денежная единица, 204 г серебра или золота
людин — свободный сельчанин или горожанин
дикая вира — вира, уплачиваемая всеми членами верви (дикая — от дивий — общий)
тиун — княжеский или боярский приказчик, управитель
тиун огнищный — управитель дома
сельский тиун — управитель всеми селами, сельскохозяйственными угодьями
пахотный тиун — управитель пахотными работами
рядович — человек, отдавшийся в кабалу по договору
смердий холоп — раб, выполняющий работу общинника — смерда
роба — рабыня — служанка
бортная — приспособление для сбора меда диких пчел
закуп — смерд, находящийся в зависимости от господина за ссуду
холопство обельное — полное рабство
Документ №18