Основы управления экономикой региона
Регионы как низовая сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия.
Соответственно региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.
Управление региональной экономикой представляет собой целенаправленное координирующее воздействие органов государственной власти и управления на ход социально-экономических процессов, в интересах достижения устойчивости, самодостаточности региона, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения региона. Управление функционированием и развитием региона предполагает скоординированное воздействие, реализацию комплекса управляющих воздействий со всех трех уровней управления территорией – федерального, регионального и муниципального.
Управление осуществляется на основе рационального использования всех потенциальных возможностей региона – природных и неприродных ресурсов, производственного, научно-технического потенциалов.
В процессе управления выявляются особенности региона, потребности функционирования и развития, весь комплекс интересов, проявляющийся в регионе (см. выше). В соответствии с ними формируются цели и задачи, приоритеты, формы, пути и методы их реализации.
Управление региональной экономикой предполагает анализ потенциальных возможностей региона, определение целей, выработку стратегии развития, разработку и реализацию концепции регионального развития, планов, целевых комплексных программ развития, разработку и исполнение бюджетов функционирования и развития региона
Управление на региональном уровне должно опираться на определённую систему методологических принципов, отражающих объективные закономерности регионального воспроизводственного процесса.
Системность управления. Как отмечалось выше, региональная экономика представляет собой сложную систему. Это подразумевает что все объекты, находящиеся на территории региона, независимо от формы собственности тем или иным способом взаимосвязаны друг с другом. Следовательно, система управления экономикой региона должна обеспечивать то, чтобы все входящие в региональную экономическую систему элементы функционировали и развивались как единое целое, единая система.
- Принцип комплексности регионального управления предполагает обеспечение комплексного развития региона, т.е. поддержание наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, оптимального соотношения между отдельными подсистемами РЭС.
- Принцип пропорциональности заключается в обеспечении системой регионального управления пропорций в развитии экономики региона. Реализация этого принципа управления предполагает выделение приоритетных, ключевых звеньев региональной экономики от которых зависит состояние всего региона; обеспечение приоритетности предусматривает соответствующее развитие всех остальных сфер и отраслей экономики региона, обеспечение необходимых пропорций между ними.
1) Принцип целевого управления. Цель управления вытекает из интересов, присущих тому или иному объекту управления. В случае, когда объектом управления является регион, его интересы определяются интересами его населения. При этом цель развития региона должна быть количественно определённой, конкретной и проранжированной по срока достижения.
2) Использование региональных преимуществ в территориальном разделении труда. Этот принцип состоит в том, что система управления региональным развитием должна обеспечивать природно-климатических и социально-экономических преимуществ региона в территориальном разделении труда и в тоже время способствовать комплексному развитию региона.
3) Сочетание интересов всех структур, участвующих в процессе воспроизводства в регионе. Данный принцип отражает наличие собственных интересов у каждой структуры и предполагает наличие объективных противоречий между ними.
4) Принцип экономической самостоятельности, Он отражает признание различных форм собственности и экономической самостоятельности всех собственников, включая необходимость чёткого распределения полномочии и функций между различными уровнями власти.
5) Принцип самофинансирования. Означает, что развитие региона должно осуществляться за счёт доходов, образующихся на его территории.
6) Зависимость между эффективностью экономического развития региона и формированием ресурсной базы социально-экономического развития. Согласно этому принципу должны быть учтены и задействованы экономические интересы, стимулирующие развитие экономики региона и рост её эффективности.
7) Принцип ответственности за реализацию функций управления, представляющих суть и содержание управления на уровне региона.
Следует выделить три аспекта регионального управления:
1. взаимоотношения региона и федерации (центра);
2. взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т. д.);
3. обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйства (собственное региональное управление).
Во взаимоотношениях между федерацией и регионами используется принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, закрепленный рядом нормативных актов. Центр тяжести здесь все более смещается в сторону косвенных методов регулирования – таких, как денежно-кредитная и амортизационная политика, налоговая система, использование внебюджетных целевых фондов. Особое внимание уделяется методам регулирования внешнеэкономических взаимоотношений (таможенные пошлины, экспортные премии, государственное страхование экспортных кредитов от рисков и т. п.). Вместе с тем сохраняются и традиционные формы централизованного управления, что зачастую нарушает декларированные права регионов.
В современных условиях, когда региональные субъекты федерацииобладают большей самостоятельностью, требуется разработка концепции системы регионального управления для той или иной модели рыночных отношений с учетом опыта других стран.
Центр тяжести в реализации социально-экономической политики сегодня сместился в регионы. Здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, региональные органы управления несут главную ответственность перед населением и центром за положение в регионе. В этом и заключается смысл децентрализации управления – передать значительную часть прав и соответствующую долю ответственности на места, что идет в русле объективных тенденций развития самоуправления и вместе с тем накладывает новые обязательства на региональную политику.
Кроме того, именно на уровне хозяйства области обеспечивается полный цикл воспроизводства по его фазам и факторам. В частности, в границах области возможно полное воспроизводство трудовых ресурсов, включая инженерные и научные кадры.
По мере обретения регионами реальной самостоятельности (обособление хозяйственных и финансовых структур, децентрализация управления) формируется новая собственно региональная сфера интересови ответственности. И хотя эти интересы – только часть мотивационных факторов, они являются основой жизнедеятельности, поскольку реализуются на конкретной территории в специфических для нее условиях.
К наиболее значимым индикаторам (параметрам) региональных интересов относятся:
· соответствие уровня и образа жизни населения государственным или другим стандартам;
· наличие региональных бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);
· потенциальные возможности для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;
· наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;
· природоресурсный и экологический потенциалы региона;
· стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.
Вместе с тем, проведение реформ регионального характера должно соответствовать правильно сформулированным государственным интересам, по крайней мере, не противоречить общему вектору реформации.
Наряду с региональными интересами важнейшее критериальное значение для оценки региональных ситуаций имеют цели регионального развития, воплощаемые в форме подготовленных управленческих решений и действий. Эти цели могут не совпадать в точности с региональными интересами, но необходимо обеспечить их принципиальное соответствие.
Главной целью регионального управления является повышение уровня
благосостояния населения, проживающего на данной территории, рост экономического
потенциала территории, улучшение качества жизни населения.
Выделим следующие основные цели регионального развития:
· стратегические - поступательного или стабилизационного характера;
· долгосрочные- по отдельным отраслям региона;
· среднесрочные - отраслевого и функционального типа;
· тактические (конкретные задания по развитию отдельных служб, объектов, регионального хозяйства в целом).
Выявление, ревизия и систематизация зафиксированных в различных документах всевозможных целей, заданий могло бы стать исходным пунктом активизации регионального управления.
Задачами управления являются:
1. Анализ и оценка общей ситуации (перечень и острота региональных проблем). Основная сложность здесь состоит в невозможности агрегированной (интегральной) оценки по одному критериальному показателю ввиду противоречивости происходящих в регионе процессов.
Мировой опыт территориального управления свидетельствует о необходимости использования совокупности комплексных оценок важнейших региональных ситуаций. При этом выявление всех возможных ситуаций становится одной из главных задач их оценки.
2. Анализ и оценка конкретных проблем, требующих первоочередных действий (локальная безработица, остановка производства и т. п.).
3. Анализ и оценка последствий хода реформ. Сложность заключается в правильном определении влияния действия отдельных нормативных актов на региональные интересы (земельная реформа и реформа собственности, изменения в структуре региональной собственности, новые источники бюджетныхпоступлений, коммерциализация социальной сферы и т. п.).
Система регионального управления должна отвечать следующим основным требованиям.
· рассматривать РЭС как самостоятельно функционирующий и развивающийся объект управления, но действующий в системе сложившихся народно-хозяйственных связей страны, существующего межрегионального разделения труда.
· соответствовать заданным из-за пределов региона макроэкономическим условиям.
· органически взаимодействовать с системой управления верхнего уровня – системой федерального управления.
· соответствовать специфическим особенностям региона.
· обеспечивать эффективное выполнение всех составляющих процесса управления регионом (определения целей, задач, приоритетов развития, формирование структур регионального управления).
· обладать свойствами гибкости, самонастраиваемости, адаптивности к динамично изменяющимся внешним условиям.
· обеспечить расширенное воспроизводство всех составляющих РЭС.
В зависимости от критериев, положенных в основу управления принято выделять следующие виды управления региональной экономикой.
· Демократическое управление, которое предполагает передачу большей части государственных функций управления от федерального центра регионам, предоставление им значительной экономической самостоятельности.
· Авторитарное управление, при котором полномочия, ответственность и контроль сосредоточены преимущественно на высшем уровне управления, а регионы пользуются незначительным уровнем самостоятельности.
· Координационное управление, которое реализуется в государствах с федеративным или конфедеративным устройством и, при котором основным содержанием управления является координация деятельности органов регионального управления со стороны федерального центра.
· Субординационное управление, которое основано на жестком административном подчинении, выполнении заданий, спускаемых с вышестоящих на нижестоящие уровни управления.
· Функциональное управление, реализуемое через отраслевые органы управления и, которое обеспечивает внутри- и межотраслевые пропорции в экономике.
· Территориальное управление, которое осуществляется через региональные органы государственного управления, а также через территориальные органы федеральных органов управления и органы местного самоуправления. Территориальное управление, как правило, соответствует и реализуется в рамках демократического управления.
· Административное управление, которое предполагает использование различных методов воздействия вышестоящих уровней управления на нижестоящие, побуждение их к подчинению независимо от их мнения. Административное управление реализуется в рамках и соответствует управлению авторитарному.
Проводниками экономических интересов на региональном уровне являются субъекты экономической политики. Субъектов экономической политики в регионе можно условно подразделить на три группы: носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носителями хозяйственных интересов являются социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по уровню доходов, видам деятельности, профессиям, отраслевым и региональным интересам. В число носителей хозяйственных интересов входят такие группы населения, как: наемные рабочие, хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, работники военно-промышленного комплекса и т.д.
У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному виду деятельности. Представители этих групп выражают свои интересы в средствах массовой информации, обращаются с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.
Реакция органов государственного регулирования экономики на инициативы носителей экономических интересов может быть различной. Но не реагировать на пожелания такой фирмы государственные органы (тем более регионального уровня) не могут, так как от крупных фирм в определенной степени зависит состояние региональной экономики.
Выразителями хозяйственных интересов являются специализированные организации, объединяющие носителей экономических интересов, которые выражают и отстаивают экономические интересы данной группы населения региона. К числу таких организаций относятся: профессиональные союзы, союзы предпринимателей, фермеров, маклеров и т.п.
Самые могущественные выразители хозяйственных интересов — это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они могут оказать реальное воздействие не только на региональную, но и на общегосударственную экономическую политику.
Политические партии являются выразителями более широкого круга интересов населения: политических, социально-экономических, религиозных, культурных, экологических.
Исполнители хозяйственных интересов призваны осуществлять государственную экономическую политику региона. Исполнителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), построенные по иерархическому принципу (федеральный, региональный и муниципальный уровень).
Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти региона осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Так, в соответствие со статьей 72 Конституции РФ, в совместном ведении следующие ключевые предметы ведения в сфере социально-экономических отношений:
1) обеспечение соответствия региональных законов, уставов и иных нормативных правовых актов региона Конституции РФ и федеральным законам;
2) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
4) природопользование; охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности;
5) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
6) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
7) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
8) иные предметы ведения.
Предметы ведения местного самоуправления- это круг вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, решения по данным вопросам правомочно принимать население муниципального образования непосредственно, а также органы местного самоуправления.
Предметы ведения местного самоуправления делятся на две большие группы:
1) вопросы местного значения;
2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Вопросы местного значения- это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
1) нормотворчество: принятие и изменение уставов МО, контроль за их соблюдением;
2) финансово – экономическая сфера, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) использование и охрана земли и других природных ресурсов: контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений
4) строительство, транспорт и связь: регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
5) жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и торговое обслуживание населения: содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
6) социально-культурная сфера: организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения,
7) охрана общественного порядка: организация и содержание муниципальных органов общественного порядка и др.
Основными элементами управления экономикой региона являются:
А) организационно–управленческая структура
- законодательные и исполнительные органы субъекта Федерации;
- территориальные органы управления федеральных министерств и ведомств;
- государственные финансово – кредитные органы;
- органы контрольно – нормативного регулирования;
- общественные объединения и независимые организации.
Б) планово-прогнозная деятельность (Прогнозы и планы развития регионов охватывают все аспекты регионального воспроизводственного процесса, прогнозы территориального развития ещё и экономические межрегиональные взаимодействия. Основной акцент делается на финансовых взаимодействий центра и регионов);
В) рычаги и инструменты управления (ведущее место занимают бюджетное регулирование и межбюджетные отношения в рамках бюджетного федерализма. Также важное значение имеет:
- прямое государственное участие в развитии объектов экономики и социальной сферы в регионах;
- размещение государственных заказов (закупок);
- организационная, правовая, информационная поддержка регионов в тех областях деятельности, где компетенция и возможности регионов ограничены;
- создание свободных экономических зон).
Современная региональная практика свидетельствует о том, что административные реформы и методы регулирования региональной жизни неспособны обеспечить необходимые темпы комплексного развития экономики территорий
Содержание и основные функции регионального управления
В соответствии с рассмотренной выше комплексной структурой РЭС как объекта управления и в соответствии с распределением предметов ведения и полномочий между уровнями управления, в структуре регионального управления должны присутствовать подсистемы управления производственно-экономическим комплексом региона, социальным комплексов, бюджетно-финансовой сферой.