Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия
Форма государства - это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления гос.власти и ее взаимодействие с населением.
Форма государства - это структурный, территориальный и политический способ организации деятельности государства, который включает в себя 1)форму правления, 2)форму государственного устройства и 3)политико-государственный режим.
1. Форма правления (т.е. кто и как правит в государстве) - это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования. В зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика, каждая из которых имеет свои формы проявления.
А) Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха):
- абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (ОАЭ, Бахрейн, Оман).
- дуалистическая монархия – существует 2 политических института: монархия и парламент, т.е. исполнительная власть отделена от законодательной.
- парламентарная монархия - разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную.
Б) Республика - форма правления, при которой власть принадлежит органам государственной власти, избираемым населением на определенный срок.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, различают:
- парламентские республики - правительство формируется законодательным органом (парламентом) и ответственно перед ним.
- президентские республики – президент избирается независимо от парламента; он одновременно является и главой государства, и главой правительства.
- смешанные республики - характерной чертой является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом.
2. Форма государственного (территориального) устройства - это внутреннее строение государства, способ его административно-территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей:
- Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками гос. суверенитета (Польша, Венгрия, Болгария, Италия). Унитарное государство - это такое единое гос. образование, на территории которого действуют единые высшие органы гос.власти и управления, вооруженные силы, конституция, единое законодательство, судебная система и единое гражданство.
- Федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности и на территории которых действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти (США, Германия, Индия, Мексика, Канада, Россия).
- Конфедеративные формы (конфедерация) (– это форма межгосударственного устройства) - это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или военных задач, не имеющий, как правило, единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства. Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.
3. Политико-государственный режим - это элемент формы государства, характеризующий совокупность приемов, методов, способов и средств осуществления гос. власти.
Выделяют 2 вида политического режима: демократический и недемократический. Последний, в свою очередь, подразделяется на тоталитарный, авторитарный, фашистский и др.
А) Основными признаками демократического режима являются: -господство закона; -разделение властей; -наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юр.защищенность и гарантированность; -выборность и сменяемость центральных и местных органов гос. власти, их подотчетность перед избирателями и др.
Б) Для недемократического режима характерно: -господство беззакония и террора; -запрещение деятельности оппозиционных партий; -отсутствие демократических прав и свобод граждан; -отсутствие демократических выборов при формировании органов власти и др.
Причины многообразия форм государства различны. Форма конкретного государства складывается исторически под влиянием целого ряда факторов:
1. Влияние типа государства на его форму. Прямой зависимости между типом государства и его формой не существует. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут существовать различные формы государства. С другой – государства различных типов могут облекаться в одинаковую форму. Однако феодальному типу государства соответствует, как правило, монархическая форма правления; буржуазному – республиканская; социалистическое государство существовало только в форме республики.
2. Соотношение социальных (классовых) сил. Преобладание демократических сил ведет, как правило, к установлению республиканской формы правления и демократического режима. Преобладание реакционных сил нередко ведет к реставрации монархии и формированию недемократических режимов.
3. Географическое положение страны. Большие по территории государства тяготеют, как правило, к установлению недемократических режимов.
4. Национальный состав населения. Многонациональные общества с компактным проживанием наций тяготеют к федеративной форме гос. устройства или созданию децентрализованных унитарных государств.
5. Исторические традиции. Напр., Великобритания, Швеция, Япония в силу исторических традиций более тяготеют к монархической форме правления.
6. Конкретные исторические условия. Напр., поражения в войнах, как правило, ведут к изменению в форме государства (всех ее элементов).
7. Идеологический фактор. Напр., исламская идеология обусловливает такую форму гос.правления, как теократическая монархия, при которой главой государства является глава религиозного культа.
Эти факторы в каждом конкретном государстве проявляются по-разному в различном их сочетании, что обусловливает специфику формы конкретного государства.