Казахские жузы: возникновение, территория, родоплеменной состав
Внешнему исследователю, пожалуй, невозможно понять казахстанское общество без погружения в тему "жузов": на какие роды и племена делились и делятся казахи. В этом посте я решил выложить, во-первых, карту расселения казахских племен (плод кропотливой работы Александра Ивановича Собакина, руководителя нашего ГИС-направления), во-вторых, статью Амина Тюлегенова о жузах.
Несмотря на то, что кочевое хозяйство казахов было строго упорядочено в смысле территориального раздела земель, точных границ, наподобие тех, что можно было бы провести на основе земельных кадастров в Европе, тут быть не может. Кроме всего прочего, частое изменение границ пастбищ было связано и с непостоянством климата, менявшегося в течение не только веков, но даже и лет. Поэтому полностью снимается вопрос и о необоснованности каких-либо политических или иных территориальных спекуляций по родовому признаку.
"…Информация, знания, собственность, власть и ресурсы передавались по генеалогическим каналам родства, в зависимости от происхождения, человек включался в определенную родоплеменную группу. От принадлежности к ней зависели его социальный статус, престиж и авторитет, место за столом, очередность тоста, подарок и т.д. Второй вопрос, который задавали друг другу кочевники в пустыне, был следующим: "Какого вы рода, племени, кто ваши предки?". В этом случае два индивида точно определяли свое отношение друг к другу и взаиморасположение на едином древе казахской системы генеалогического родства. Старший в этой системе мог позволить себе менторство и шутливое отношение, а нередко спесь и позерство, младший же был вынужден сносить свою неполноценность. Нередко возникали обиды и неприязнь, приводившие к конфликтам и столкновениям", - так описывает родовые отношения в быту у казахов один из крупнейших исследователей кочевой цивилизации и истории Казахстана покойный Нурбулат Масанов.
"Жузы - роды - племена" в Казахстане никогда не являлись функциональными организационными структурами, как это было, например, в средневековой Шотландии, Африке или в некоторых азиатских странах, - пишет Масанов. - В Казахстане это прежде всего способ мышления и интерпретации происходящих процессов и явлений сквозь призму генеалогического происхождения, объяснение и аргументация, регламентация и регулирование процессов социальной мобилизации и консолидации общества».
"Каждое племя дробилось на множество иерархически организованных этнических групп и более мелких подразделений и ответвлений, взаимосвязанных сложной системой общественных отношений. Вследствие этого каждое звено родоплеменной структуры имело сложные генеалогические предания и родословные, возводившие обычно свое происхождение к одному общему героическому предку, нередко вымышленному легендарному образу. Традиция единого генеалогического древа обуславливала обязательную инкорпорацию новых этнических элементов в состав каждого племени, включение их в традиционную генеалогию. Поэтому генеалогическая структура кочевого общества казахов была реальной лишь в низших звеньях и идеальной, легендарно-мифологической на высшем уровне. Иначе говоря, на уровне семейно-родственных групп кровнородственные связи порождались наличным бытием общественной практики, т.е. организацией процесса производства на основе карнальных связей (обычно экзогамные группы), а на уровне всего социума - традициями в сфере общественного сознания, закрепленными в мировоззрении и идеологии", - отмечается в историко-этнографическом исследовании "Казахи".
Один из первых казахских ученых-энциклопедистов, прямой потомок Сотрясателя Вселенной, Чокан (Мухаммед-Канафия) Валиханов, писал о казахской родоплеменной структуре: "Самый порядок разделения, обусловивший собою право старейшинства и силу племени, что выражается правом физического первородства предка, принимается совершенно в генеалогическом смысле; посему форма отношений орд к ордам и родов одной орды между собою соответствует правам кровного братства, а отношения родов к своей орде - отношению сына к отцу, к старшему роду старшей орды - отношению племянника к дяде…".
По его словам, "именно принцип старшинства" (а не количественные характеристики) лежит в основе разделения казахов на три жуза: "Русские называют ордами и которые по старшинству казахов называются Большая, Средняя и Меньшая сотня (Улу юз, Урта юз и Кичи юз)", "по старшинству племенных союзов они составляют старшие орды - Большую и Среднюю".
Старшинство между жузами распределялось по принципу "прямой линии", в которой за самым "младшим" племенем Ак Арыса (другое название Старшего жуза) следовал самый "старший" род Бек Арыса (Средний жуз) и так далее, расшифровывает его мысль современный исследователь Алмас Ордабаев. "Если можно так выразиться, то кочевой образ жизни, освоенный в степи с одомашниванием лошади, стал "повивальной бабкой" казахов как нации, сложившейся из множества племен, имеющих разное происхождение, но связанных общностью судеб", - считает он.
"Казахи, подразделяясь на три жуза - Старший, Средний и Младший, сегментировались на широко разветвленную родоплеменную систему. Это только западные и российские авторы, имея смутное представление о культуре казахского народа, интерпретировали Старший жуз как Большой или Великий, а Младший как Маленький. Кстати, до 1917 года Средний жуз был самым многочисленным (1 500 тыс.) по сравнению с Младшим (1200 тыс.) и Старшим (600 тыс.)", - пишет Масанов.
Он же подробнее расписывает внутреннюю иерархию жузов и особенности ее отражения на политической обстановке в прошлом: "Внутри каждого жуза существует своя родоплеменная система деления. Казахи Старшего жуза делились на 11 родоплеменных групп, Среднего жуза - на 7 и Младшего - на 3 промежуточных и 25 основных групп. Над казахами всех трех жузов стояла так называемая "белая кость", к которой относились казахи торе - потомки Чингисхана, точнее, одного из сыновей Джучи-хана, а также казахи кожа - потомки Пророка Мухаммеда и святых людей…
Среди казахов Старшего жуза старшими в системе генеалогического родства считались казахи рода жалаир, за ними следовали ошакты, а самыми младшими были казахи рода ысты. В Младшем жузе старшими считались казахи алимулы, за ними следовали байулы и только потом жетыру. В Среднем жузе аргыны преобладали над таракты, а найманы и кереи доминировали над уаками. Нередко у каждого рода был свой хан. Так, например, аргыны признавали своим ханом Аблай-хана, тогда как кипчаки всегда были его оппонентами. Для найманов ханом был Барак, тогда как другие казахи считали его только султаном".
Некоторые признаки высокого положения отдельных родов в составе жузов графически отразились в их родовых знаках - тамгах (танба), которыми метили скот и предметы. "…После отделения Золотой Орды от других монгольских улусов на территории Казахстана оформилась другая чингизидская тамга, напоминающая по форме гребень - тарак. Ее производная стала тамгой рода, получившего от этого свое название - таракты. По моему мнению, гребень символизировал высокое социальное положение этого рода как "конюшего" при правящей династии. Роль конюшего в степи очень важна, и тамга-гребенка была "подарена" лишь одному роду из каждого казахского жуза. В Старшем жузе это род жалаир, в Среднем - таракты, в Младшем - табын. Такие роды называли "нокта агасы", то есть "старшие по ханским коням", и по старшинству они следовали сразу за чингизидами и другими уважаемыми родами", - отмечает Алмас Ордабаев. жуз казахский племя народность
Что касается происхождения трехсоставной системы, то на это существуют различные взгляды. Известный казахстанский ученый Юрий Зуев полагал, что у всех кочевников существовала так называемая военная триальная организация - центр, правое и левое крылья. На этой основе он интерпретировал казахские жузы, т.е. центр - Средний жуз, левое крыло - Старший жуз, а правое - Младший. "Есть другая, по моему мнению, более обоснованная точка зрения, - пишет Масанов. - Принадлежит она известному казахстанскому исследователю Санджару Асфендиярову, который говорил, что Казахстан в естественно-географическом отношении делится на три зоны. Специфика культурно-исторического процесса в них и привела к возникновению трех жузов. Это Юго-Восточный Казахстан, имеющий естественные границы: на севере - южная оконечность озера Балхаш и пустыня Бетпак-Дала, на юге и востоке - гигантские горы, на западе - река Сырдарья. На этом пространстве локализовался Старший жуз. Остальная часть Казахстана разделяется на две части - по водоразделу Мугоджарских гор. На западе от них располагался Младший жуз, на востоке - Средний.
"Соответственно жузы представляют собой исторически сложившиеся этно-территориальные объединения казахов-кочевников, отличавшиеся друг от друга некоторыми параметрами этногенеза, социально-экономической жизни, быта и культуры составлявших их групп кочевого населения. Эти региональные различия отразились в историческом сознании казахского этноса в категориях происхождения, родства и старшинства", - резюмирует один из крупнейших современных профессиональных историков Казахстана Ирина Еврофеева.
- Каждое звено… структуры жузов, например, поколение или племя, дробилось в свою очередь на множество более мелких групп - родов и их отделений, подродов и т.п., тесно связанных между собой традицией единого генеалогического древа. Все они, как и система в целом, имели сложные генеалогические предания, возводившие их происхождение к одному реальному либо легендарному предку. По отдельным подсчетам, на рубеже XVII-XVIII вв. в состав трех жузов казахов входило около 112 подобных подразделений или кланов. Приблизительно совокупная численность составлявшего эти структурные звенья казахского населения определялась большинством дореволюционных исследований на тот период в пределах 2-3 млн. человек. Совокупность социальных функций, выполнявшихся родоплеменной организацией казахов, и строгая экзогамия по седьмое колено позволяют представить ее как большую патронимию".
"Родоплеменное деление в начале XXI века является архаической системой общественного сознания, не учитывающей личностные качества человека, его профессионализм, уровень образования и культуры. Она основана на приоритетности этнических и родоплеменных отношений и не соответствует ценностям либеральной экономики, правового государства и демократического общества. Система обречена на постепенное отмирание, но в то же время остается чрезвычайно живучей. Еще не одно поколение будет воспроизводить ее в жизни и политике. Однако система хороша тем, что частично снижает уровень коррупции в среде чиновников, потому что с родственников требовать деньги неудобно, разве что можно взять подарки", - пишет Масанов.
Как бы то ни было, родоплеменное деление казахов, - это часть культуры народа, которая должна восприниматься ее носителями именно таким образом, не влияя на общественную и профессиональную деятельность и взгляды людей. У нее есть свои положительные и отрицательные последствия как для частной, так и социальной жизни, как и у любого иного значительного элемента мировоззрения человеческих обществ.
Старший жуз занимал территорию Жетысу, южного Казахстана до среднего течения Сырдарьи, включая территорию долины реки или, предгорья Джунгарского, Заилийского и Киргизского Алатау, Каратауского хребта, междуречье Чу и Таласа. Основные племенные единицы Старшего жуза: жалаир, ошакты, дулат, канлы, шанышкылы, албан, суан, уйсун, сргели, ысты.
Средний жуз занимал территорию северо-восточного, центрального, части юго-восточного Казахстана. На юге границы Среднего жуза шли по реке Сырдарья, по северу Балхаша до Зайсана и Тарбагатайского хребта. С востока на запад граница жуза шла от западного Алтая и Трабагатая через бассейны рек Тобол, Иргиз, Торгай до Мугоджарских гор. Основные племена Среднего жуза: аргын, найман, кипчак, керей, уак, таракты, конрат. Самой крупной и влиятельной группой были аргыны.
Младший жуз занимал территорию Западного Казахстана между Каспийским и Аральским морями, захватывая полуостров Мангышлак, северную часть плато Устюрт, долины рек Эмба, Орь, Илек, Урал, часть Сырдарьинского бассейна. Основные племена Младшего жуза были объединены в три поколения алимулы, байулы и жетыру.
Все племена имели сложные генеалогические предания, возводившие их к одному предку. Иерархия племен и родов строго соблюдалась и влияла на общественное сознание, семейно-брачные отношения, идеологию, структуру власти и политику. Система генеалогического родства выполняла идеологические функции и выступала инструментом регулирования социальных отношений.
Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался:
- при определении места в боевом порядке;
- при разделении военной добычи;
- при вступлении в дом и рассаживании по местам;
- при открытии торжества;
- при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.
В XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (умер в 1227 г.).
Известно, что впервые имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии источника "Казачья Большая орда") было зафиксировано в русским документе, датируемом 1616 годом и имеющим заглавие: "Распросные речи в посольском приказе служилых людей Т. Петрова и Н. Куницына о поездке в Калмыцкую землю".
В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то, что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII - начала XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множесте деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а также государство), и только.
Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В. Бартольд в своей работе "История изучения Востока в Европе и России" писал: "Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение этого (казахского - Т.С.) народа на три орды: Большую, Среднюю и Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего хана..."
Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени. Однако к настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных на изучении все тех же известных науке источников для определения хотя бы общих путей дальнейшего исследования. На большинство исследователей завораживающее воздействие оказывала магическая цифра три, и поэтому делались многочисленные попытки искать разгадку в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата.
Было известно, что организация войска и связанного с ним административного управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (западная - т.к. ориентация тогда была южная), левое крыло (восточное) и центр. Центр войска и центральные области империи управлялись непосредственно каганом, а левое и правое крылья, соответственно западные и восточные области империи, наместниками-родичами. Другой триальной системой известной у древних тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности устанавливали брачные связи.
Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны с тремя казахскими жузами, т.к. те первоначально не имели значения ни для военной организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов (туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое впервые зафиксировано в Х в. и сохранялось вплоть до XII в., то это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих долин, а главное по характеру отлично от деления казахов на три жуза.
Быть может мы найдем более верный путь к разгадке, если откажемся от мистического восприятия цифры три и сочтем эту цифру в рамках нашего исследования скорее случайным, чем структурообразующим фактором. Зададим себе иной вопрос: какие жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI в. предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее совершенно нового принципа самоорганизации племен объединенных самоназванием казак?
С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-71 гг. и вплоть до начала XVII в. господствовал только один принцип объединения и управления страной - улусный принцип, при котором отдельные роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. часто из осколков более древних племен, включались в политическую структуру малых и больших улусов, возглавляемых султанами (например, улус Джаниш-султана, Таниш-султана, Турсун-султана и т.п.), во главе с ханом и формировали один большей улус-государство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов (например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д.) или, как в нашем случае, обозначали скорее социальным, чем политическим термином, до того не имевшем этнографического значения - термином казак.
Первоначально Казахский улус (Казахское ханство) был военно-политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся от массы родственных племен и возглавленных одной из ветвей династии Чингизидов. Этническая консолидация этих племен в рамках одного государства и под управлением одной династии (потомков Джучида Урус-хана) и стала тем процессом, в ходе которого и в результате которого обозначались новые уже не политические, а этнотерриториальные структуры - жузы.
Заключение
Образование казахских жузов - это исторический процесс, который сопровождался формированием этнической территории. В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникло три основных этнотерриториальных района: Семиречье, Центральный и Северо-Восточный Казахстан, Западный Казахстан. Каждый из них имел свои пути кочевок, традиционные летние и зимние пастбищные угодья с водопойными источниками.
Происходившие во второй половине XV в. процессы формирования казахской народности, возникновения затем казахских ханств и образования трех жузов, имея каждый самостоятельное историческое значение, представляли собой различные стороны одного общего исторического процесса. Следовательно, надо рассматривать их во взаимосвязи, в общем контексте развития казахского общества.
Итак, жузом принято называть хозяйственно и географически относительно обособленный район, населенный группой казахских племен, который до образования казахских ханств и народности являлся территорией племенных союзов. В ряде исторических материалов жузы называют ордами. Само слово "жуз" толкуется по-разному. Одни считают, что оно означает "часть", "сторона", "ветвь" единого целого. Другие полагают, что жуз - это "лик", т.е. по внешним признакам определяли людей, населявших территорию Казахстана. Некоторые исследователи считают, что это понятие имеет числовое значение "сто", "сотня", придавая ему военный оттенок. Во всяком случае в основе образования казахских жузов лежало объединение отдельных родов, племен в племенные союзы в определенном географическом пространстве.