Угрозы национальной безопасности
В научной литературе предлагались различные варианты актуализации и классификации угроз. Например, выделялись определенные процессы в различных областях: углубляющаяся социальная поляризация населения, национальный или региональный сепаратизм[25], религиозный экстремизм, неконтролируемая миграция населения в Россию, распространение правовою нигилизма; целенаправленная деятельность иностранных государств, зарубежных или российских организаций (намеренное противодействие интеграционным процессам в СНГ; разведывательно-подрывная деятельность иностранных спецслужб, лоббирование интересов структур организованной преступности во властных структурах); преступные посягательства на интересы личности, общества и государства (установление коррупционных связей, акты терроризирования представителей власти, национальных предпринимательских кругов, насильственные преступления против собственности, незаконная торговля оружием, наркобизнес, преступное перераспределение собственности на основе злоупотребления правилами приватизации; различные природные и техногенные катастрофы с тяжелыми последствиями.
В Концепции отмечалось, что прямую угрозу национальной безопасности страны создает новая для России геополитическая и международная ситуация, негативные процессы в отечественной экономике, обострение межнациональных отношений и социальная поляризация российского общества. Основной причиной возникновения угрозы национальной безопасности Российской Федерации названо кризисное состояние экономики. 38
На первоначальных этапах разработки вариантов обеспечения безопасности ученые акцентировали свое внимание на экономических интересах, считая, что они реализуются через систему экономической безопасности.[26] Вполне справедливо отмечались причины и следствия угроз внутриэкономического характера, к которым следует отнести: разрушение системы воспроизводства производственного потенциала, сопровождаемое безработицей, инфляцией, резким различием доходов различных групп населения, вытеснением отечественных производителей с внутреннего рынка зарубежными фирмами, падением уровня жизни людей; резкое снижение научно-технического потенциала и формирование односторонней технологической зависимости от индустриально развитых западных государств; неконтролируемые иностранные инвестиции в национальную экономику, создающие условия для возникновения господства иностранного каптала; ослабление регулирующего влияния государства на экономические процессы, проявляющееся в игнорировании законодательно установленных налоговых, финансовых, лицензионных и других механизмов. Внешне экономические угрозы сводились, во-первых, к чрезмерному объему внешних займов и отсутствию эффективного механизма использования средств; во-вторых, к дискриминации, ограничению, и даже полному блокированию присутствия России на зарубежных рынках, к сопротивлению полноправному участию страны в международных механизмах финансово-экономического регулирования.
Концепция в большей степени ориентировалась на следствия угроз, отмечая, что кризисное состояние экономики «проявляется через существенное сокращение производства, снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, расстройство платежно-денежной системы, уменьшение доходной части федерального бюджета, рост государственного долга». 39
Угрозой является и увеличение доли топливно-сырьевого сектора, и формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья, импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления. Все эти и другие yгрожающие проявления характеризуются увеличением выпои из страны валюты, стратегических видов сырья, оттоком квалифицированных кадров и интеллектуальной элиты, ростом зависимости страны от иностранных производителей и другими негативными процессами.
Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Россией передовых позиций в мире, снижению качества исследований па стратегически важных направлениях научно-технического процесса, деградации наукоемких производств, росту вероятности 1ехногенны.\ катастроф, технологической зависимости России от высокоразвитых стран, подрыву оборонного потенциала и затруднению модернизации национально-технической базы.
Социальная сфера характеризуется такими угрозами безопасности, как увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных, усиление социальной напряженности. Эти уфозы -следствие кризисного состояния экономики, ДЛЯ устранения которою должна быть разработана общенациональная социальная программа.
Состояние экономики сказывается на угрозе истощения природных ресурсов и на ухудшении экологической ситуации.
Негативные процессы в экономике усугубляли центробежные устремления субъектов федерации и вели к нарастанию угрозы территориальной целостности и единства правового пространства страны, усилению национального сепаратизма, способствовали этнозгоизму, этноцентризму и шовинизму, которые проявляются в деятельности ряда национальных общественных формирований. На эти процессы влияет целенаправленное вмешательство иностранных государств и международных организаций во внутреннюю жизнь России. 41
Концепция своевременно отметила, что опасной тенденцией, создающей угрозу национальной безопасности, является усиление напряженности во взаимоотношениях ротонов и Центра. Субъектами федерации принимались нормативные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, разрушалось единое духовное пространство страны, усиливалась экономическая дезинтеграция. Своевременно принятые в соответствии С Концепцией национальной безопасности меры помогли переломить ситуацию, взять ее под контроль.
В документе отмечалась острота угрозы криминализации общественных отношений. Последствия просчетов, допущенных на начальном этапе реформ и допускавшихся в последующее время, несовершенство правовой базы И отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества проявились в ослаблении правового контроля над ситуацией в стране, сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальным миром, проникновении его в банковский бизнес, крупное производство и торговлю. Последние события позволяют добавить к этому усиливающиеся попытки проникновения в органы власти лиц, связанных с уголовным миром. Отсутствие внимания к этим проблемам привело в последующее время к распространению коррупции, создающей сегодня, по сути, основную угрозу внутри страны.41
Угрозы национальной безопасности многообразны[27] . Они взаимосвязаны. Их истоки сложно переплетены, зачастую угрозы обусловливают друг друга, как причина и следствие. Примером может служить выявление специалистами комплекса экономических, социальных, организационно-правовых причин, порождающих угрозу терроризма.
Ухудшение здоровья нации, резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, ослабление семьи составляют угрозу демографической составляющей национальной безопасности н обусловливают снижение духовного, нравственного и творческого потенциала общества.
В международной сфере угрозы безопасности проявляются в попытках Противодействия укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира.
К сожалению, в Концепции угрозы национальной безопасности в политической сфере не были обозначены явно, хотя по своей значимости в соответствующей ситуации они могут выступить как определяющие.
Обращение к отечественной и зарубежной практике последних десятилетий позволяет выявим, факторы, расшатывающие политическую стабильность:
- явное преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элитарных групп;
- межнациональные и межрегиональные противоречия, вызванные историко-культурными и конфессиональными причинами, неравномерностью в развитии отдельных регионов;
- противоречия между модернизацией в технологической и индустриальной сферах и традиционной социокультурной средой («исламский фактор» в Турции, "исламская революция» в Иране);
- экосоциальный фактор (влияние чернобыльской катастрофы на политическую ситуацию); 42
- доктринерство в деятельности партии, их отрыв от реальности, утрата официальной властью значительной части контроля над ситуацией в стране или пал одной из сфер;
- неумение пли нежелание властей идти на конструктивный диалог с оппозицией для обеспечения се участия в политическом процессе в рамках правового поля;
- внешнеполитический авантюризм высших эшелонов власти;
- отсутствие полноты и достоверности информированности о реальной ситуации как государственных органов, так и населения.[28]
Данный перечень может быть продолжен. Но даже вышеизложенного достаточно для вывода о том, что политическая стабильность может быть нарушена пол влиянием большого числа факторов как объективного, так и субъективного характера. Утрата политической стабильности если и не является сама по себе угрозой безопасности, то во всяком случае, создает весьма благоприятную почву для нее. В свою очередь, стабильность благотворно влияет на безопасность. Это проявляется, прежде всего, в том, что действия государственных органов становятся достаточно предсказуемыми для субъектов экономики и политики, разрешение противоречий внутри страны осуществляется при обеспечении безопасности и прав граждан, а социально-политический климат внутри страны не доходит до «точки кипения», после которой события могут приобрести лавинообразный, непредсказуемый характер.
Для обстановки политической нестабильности характерно падение эффективности власти, что влечет за собой рост преступности, появление экстремистских настроений у оппозиционных сил. утечку капиталов из страны и снижение иностранных инвестиций, притупление восприимчивости правящих кругов к давлению извне. 43
Потеря политической стабильности внутри страны, ущемление суверенитета, национальной независимости и территориальной целостности ведет к серьезным негативным последствиям в экономической, социальной и духовной сферах жизни общества.
К внутренним средствам политической стабильности следует отнести:
- достижение подлинной демократии, создание правового государства;
- достижение национального единства и согласия;
- формирование баланса политических интересов различных социальных слоев.
Реализация норм международного нрава, отказ от силовых методов в развитии международных отношений, достижение баланса политических интересов в межгосударственных отношениях и другие средства обеспечивают внешний аспект политической безопасности государства.
Концепция отметила, что, несмотря на позитивные перемены в мире, сохраняются угрозы национальной безопасности в оборонной сфере. В настоящей работе о них пойдет речь в следующей главе.
В Концепции учитывался комплексный характер угроз безопасности России, их взаимозависимость. Они рассматриваются и ранжируются с точки зрения масштабов их комплексного воздействия на все сферы жизни и деятельности общества и государства.
Избранный методологический подход к иерархии угроз позволил сделать важный концептуальные вывод о том. что главные угрозы безопасности России в настоящее время и в перспективе будут находиться во внутриполитической, экономической, социальной и духовной сферах и носить преимущественно невоенный характер. Качественно НОВЫЙ характер отношений с ведущими странами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в перспективе при сохранении у нее потенциала ядерного сдерживания позволяет перераспредели ib ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке внутренних проблем безопасности. 45
В соответствии с видами угроз следует рассматривать и вопрос о носителях (субъектах) угроз, хотя в Концепции этой проблеме внимание не уделялось.
Алгоритм действий по реализации обеспечения системы национальной безопасности представляется следующим:
1. Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз безопасности, осуществление комплекса мер по профилактике и нейтрализации их источников.
2. Устойчивое управление системой безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.
3. Создание и поддержание стабильной системы коллективной безопасности.
4. Эффективная и стабильная защита жизненно важных интересов личности, общества, государства.
При решении проблем национальной безопасности целесообразно руководствоваться такими принципами, как приоритет мирных, в основном политических, средств; интересы личности как основополагающий центральный критерий безопасности; сохранение и укрепление территориальной целостности государства; гуманизм и демократизм, равноправие всех наций и народностей в решении проблем национальной безопасности, в обеспечении достойных условий их жизни; социальная ответственность субъектов безопасности за защиту национальных интересов; сочетание национальных и общечеловеческих интересов в международной политике; одинаковая, равная и всеобщая безопасность всех государств на основе баланса их интересов; недопустимость войны с применением оружия массового уничтожения, особенно ядерного, как средства достижения любых целей: оптимальность решения проблем безопасности. 45