ГЛАВА II. Правление тирана Писистрата

§1. Приход Писистрата к власти

Писистрат, сын Гиппократа, родился в Афинах в самом конце VII века до н. э. С некоторой условностью за приблизительную дату его рождения обычно принимают 602 г. до н. э., хотя строго говоря, это могло случиться годом-двумя раньше или позже.

По своему происхождению Писистрат принадлежал к самой верхушке афинской аристократической элиты. Его далёкими предками были иммигранты из царского рода Нелеидов, которые переселились в Аттику из мессенского Пилоса в период дорийского нашествия и дали начало целому ряду знатных родов. Тем героем, к которому семья будущего тирана непосредственно возводила своё происхождение, был Писистрат, старший сын прославленного Гомером Нестора[37].

Отца Писистрата звали Гиппократом. Он был заметным лицом в Афинах, да и в Греции в целом. Геродот изображает его на равных беседующим со знаменитым спартанским мудрецом Хилоном. А Хилон был в Спарте весьма высокопоставленным лицом, фактически вершителем судеб спартанской политики на протяжении длительного периода. Вот что сообщает нам «отец истории»:

«Этому-то Гиппократу, когда он как простой гражданин присутствовал на Олимпийских играх, было явлено великое знамение: При жертвоприношении стоявшие там котлы с мясом и водой закипели без огня, и вода полилась через край. Лакедемонянин Хилон, как раз, случившийся при этом и видевший знамение, дал совет Гиппократу, прежде всего не брать себе в дом жену, рожающую детей. А если он уже женат, то отпустить жену; если даже у него есть сын,- то отказаться от сына. Гиппократ же отверг совет Хилона. После этого у него родился сын – упомянутый выше Писистрат»[38].

Судьба Писистрата оказалась тесно переплетена с судьбой его родственника и старшего современника- Солона. Оба оказались теснейшим образом вовлечены в мегарские дела. Писистрату удалось захватить Нисею— гавань мегарцев, зарекомендовать себя храбрым воином и искусным полководцем. Слава, приобретенная на поле боя, помогла ему стать популярным среди народа политиком.

А начинал свою карьеру Писистрат в рядах сторонников Солона, выступая до поры до времени в качестве союзника рода Алкмеонидов. Насколько можно судить, Диакрия - «вотчина» Писистрата,- и Паралия, где особенным авторитетом пользовались Алкмеониды, в политическом отношении представляли собой в это время единое целое. Эти прибрежные регионы, население которых уже в силу объективных причин было более мобильным и в меньшей степени ориентированным на традицию, противостояли «срединной» области Аттики, так называемой Педиее («равнине»), оставшейся цитаделью старинной знати[39].

Здесь затрагивается очень важный вопрос о характере политической борьбы в Афинах в середине VI в. до н.э. Античные авторы об этой борьбе сообщают следующее. Геродот пишет о противостоянии друг другу двух группировок – паралиев во главе с Алкмеонидом Мегаклом и педиеев, руководимых Ликургом. Писистрат же, по словам «отца истории», создал рядом с этими двумя третью, свою собственную группировку гиперакриев[40]: «…во время политической борьбы в Афинах между жителями Побережья и жителями Равнины – во главе первых стоял Мегакл, сын Алкмеона, во главе жителей Равнины – Ликург, сын Аристолаида – задумал [Писистрат] сделаться тираном и составил третью партию»[41].

К Концу 60-х годов VI в. до н.э. политическая борьба в Аттике приобрела «тройственный» облик. Писистрат опираясь на свою возрастающую популярность, стал лидером отдельной группировки. Для этого он со своими сторонниками должен был выделиться из группировки паралиев, порвав, таким образом, с Алкмеонидами и Солоном. Впрочем, разрыв был непреодолимым и не исключал в дальнейшем коалиции между противниками. Что же касается характера трех группировок, то он ясен из названий. Подчеркнем еще раз, речь следует вести не о «демократах» или «олигархах», а о формированиях на региональной основе, отражавших не совпадавшие между собой интересы элиты и родового населения основных частей Аттики. «И не только интересы тут были задействованы, но и просто соперничество за власть между крупнейшими лидерами»[42].

Итак, В 561/560 г. до н. э. час этого тирана пробил: он впервые пришёл к власти.

В первый раз Писистрат въехал на афинскую агору прямо в повозке, запряженной мулами, и при этом он был весь израненный. Он заявлял, что на него только что напали враги в то время как он ехал в поле, и ему лишь чудом удалось спастись от убийц. Тут же он изложил и свои требования: потребовал санкционированный полисом отряд телохранителей. Все античные авторы, сообщающие об этом эпизоде, единодушно говорят, что Писистрат изранил себя сам, чтобы добиться своей цели – захвата власти. Его просьба была уважена. Демос постановлением народного собрания дал ему охрану. Правда, было специально оговорено, что телохранители должны быть вооружены не копьями, а лишь дубинами. Именно в качестве «дубинщиков» они и вошли в историю. Численность отряда различными авторами определяется неодинаково, но в любом случае отряд был не большим, да и вооружение его оставляло желать лучшего. Тем не менее, при помощи своих «дубинщиков» Писистрат вскоре беспрепятственно занял афинский Акрополь и стал тираном.

Тираном он стал с санкции полиса, давшего ему телохранителей. Ведь не были же афиняне настолько наивны, чтобы не догадываться, для чего может быть использован такой отряд, находящийся в бесконтрольном распоряжении одного лица! И впоследствии, овладевая городской цитаделью, Писистрат не встретил никакого сопротивления. Казалось бы, чего стоило афинянам, как во времена Килона, сойтись с полей, осадить Акрополь и вынудить узурпатора к сдаче. Однако же ничего подобного не произошло[43].

Нам известен один случай сопротивления со стороны Солона, который был категорически против выделения телохранителей Писистрату. Однако старца никто не услышал. Писистрат очень умело сыграл свою роль. Таким образом, установление тирании в Афинах следует считать не какой-то случайностью, а закономерным и неизбежным фактом, совершившимся благодаря воле народа. Афинский полис «созрел» для тиранического режима[44].

Придя к власти в первый раз, Писистрат не смог надолго удержать ее в своих руках. Для борьбы с тираном старые соперники Мегакл и Ликург, отложив разногласия, объединились. Вскоре тиран общими усилиями аристократов был изгнан из Афин. В сложившихся условиях гуманности со стороны соперников свергнутому Тирану не пришлось даже удаляться за пределы Аттики, и он засел в своем родовом поместье.

Между тем враги Писистрата, изгнавшие его, вновь начали распри между собой. И тогда Мегакл начал первым переговоры с опальным тираном. Он предложил ему свою дочь в жёны и в приданое – тиранию. Писистрат принял его предложение, согласившись на эти условия. Вот уже во второй раз наблюдается пришествие Писистрата к власти.

По этому поводу Геродот пишет: «Для возвращения Писистрата они придумали тогда уловку, весьма глупую…. женщину в полном вооружении они поставили на повозку и, показав, какую она должна принять осанку, чтобы казаться благопристойной, повезли в город. Затем они отправили вперёд глашатаев, которые, прибыв в город, обращались по их приказанию к горожанам с такими словами: «Афиняне! Примите благосклонно Писистрата, которого сама Афина почитает превыше всех людей и возвращает теперь из изгнания в свой акрополь!». Так глашатаи кричали, обходя улицы, и тотчас по всем демам прошёл слух, что Афина возвращает Писистрата из изгнания. В городе все верили, что эта женщина действительно богиня, молились смертному существу и приняли Писистрата»[45].

Писистрат вновь утвердился у власти и, женился на дочери Мегакла. Казалось бы, отношения его с Алкмеонидами складывались как никогда удачно. Однако Писистрат, у которого уже были взрослые сыновья, отнюдь не хотел обзаводиться потомством от своей новой супруги (а ведь Мегакл, давая дочь в жены тирану, не в последнюю очередь рассчитывал именно на это). Разразился очередной скандал, в результате которого Писистрат снова потерял «бразды правления». Таким образом, вторая его тирания продолжалась совсем уж не долго. Геродот сообщает, что в этот раз тиран покинул не только Афины, но и Аттику: «Тогда Писистрат, узнав о том, что предпринимается против него, удалился совершенно из страны…»[46].

На этот раз положение Писистрата, вновь попавшего в опалу, выглядело более затруднительным, нежели в годы его первого изгнания. Казалось, что теперь путь к власти в Афинах для него навсегда закрыт. Однако тиран не примирился с ситуацией и вновь проявил огромную настойчивость и целеустремленность, желая все-таки добиться своего. Тем не менее, его второе изгнание продолжалось целых десять лет (556 – 546 гг. до н.э.).

Тем не менее, это десятилетие Писистрат провёл в активных действиях. Он в Эретрии на Эвбее, на северном побережье Северного моря осуществил колонизационные акции, осваивая территории, богатые месторождением серебра. На одиннадцатый год своего изгнания Писистрат ощутил, что он уже в силах вернуть себе власть.

Насколько нам известно, это был первый случай, когда властолюбец начал противоправный военный поход, поддерживаемый чужими войсками, пытаясь установить владычество над своим родным городом. За высадкой последовал захват афинских окрестностей. Тотчас же объявились многочисленные старые сторонники из ближайших горных районов, тогда как в городе серьёзность положения поняли лишь тогда, когда Писистрат собрался выступить из Марафона. На полдороге, около святилища Афины в Паллене, он столкнулся с противником. Писистрат одержал победу и обратил аттические отряды в бегство. Взяв без боя город и вновь заняв крепость, Писистрат в третий раз стал властителем Афин[47].

Таким образом, путь тирана Писистрата к власти был долгим. Только после третьего своего пришествия «через тернии к звёздам» он окончательно одержал победу и стал управлять Афинским полисом.

§2. Реформы тирана

Писистрат выражал интересы мелких землевладельцев, торгово-ремесленных кругов, демократически настроенной части Аттики. Это были жители, чьи хозяйства являлись экономически слабыми и малопригодными для занятия земледелием. Тем не менее, Писистрат смог завоевать их расположение, время правления которого ассоциировалось у них со временем расцвета и благополучия.

Отзывы античной традиции о тирании Писистрата могут показаться парадоксальными и даже удивительными, если учесть, что в целом полисная идеология классической эпохи тиранов отнюдь не жаловала. Вот как характеризуют этот период афинской истории самые авторитетные авторы.

Геродот писал о его правлении: «Он не нарушил, впрочем, порядка государственных должностей и не изменил законов, но управлял городом по существующим законо-установлениям, руководя государственными делами справедливо и дельно»[48].

Аристотель: «Писистрат же, взяв в руки власть, управлял общественными делами скорее в духе гражданского равноправия, чем тирании.…А руководил государственными делами Писистрат как сказано, с умеренностью и скорее в духе гражданского управления, чем тиранически. Он был вообще гуманным и кротким человеком, снисходительным к провинившимся.… Вообще простой народ он старался ничем не раздражать во время своего правления, но всегда обеспечивал мир и поддерживал спокойствие. Вот почему и говаривали часто что «тирания Писистрата - это жизнь при Кроне. Но самым важным из всего сказанного было то, что он по своему характеру был демократичным и обходительным человеком. Во всех случаях он хотел руководить всеми делами по законам, не допуская для себя никакого преимущества.…За него стояло большинство как знатных, так и демократов»[49]. Но добивались они этого не путем прямого и грубого диктата, а через практику рекомендаций. Собственно, социальным слоем, более всего выигравшим от тирании в Афинах было среднее крестьянство.

Писистрат, не отменил ни законов Солона, ни в целом Солоновской «конституции», более того, не внес в нее сколько-нибудь серьезных изменений. По-прежнему собиралось народное собрание, функционировали Совет Четырехсот и Ареопаг, избирались должностные лица. Правда, как замечает Фукидид, «тираны заботились лишь о том, чтобы кто-нибудь из их сторонников всегда занимал архонтские должности»[50].

В «Афинской политии» Аристотель перечисляет меры Писистрата, направленные на улучшение положения крестьянства и приведшие к росту экономики. Он пишет, что тиран раздавал беднякам льготные ссуды для обеспечения земледельческих работ. Также он учредил разъездные суды, которые решали все споры на месте и не отвлекали земледельцев от работы. Однако сам автор «Афинской политии» видит в этом мероприятии тирана, меру по деполитизации граждан: крестьянам не приходилось теперь часто ходить в город, и они всецело были заняты экономикой, а не политикой.

Писистрат конфисковал земельные владения своих политических противников, которые частично раздал бедным крестьянам.

Писистрат противостоял в Афинах государству нового типа, которому Солон придал форму и в который вдохнул новый дух. Этот организм властитель Аттики не затронул и не занял в нем привилегированного в правовом отношении положения. Аристотель показывает это достаточно ясно и в виде примера приводит появление тирана перед ареопагом в качестве обвиняемого. «Но самым важным из всего сказанного было то, что он по своему характеру был демократичным и обходительным человеком. Во всех вообще случаях он хотел руководить всеми делами по законам, не допуская для себя никакого преимущества. Так, например, однажды, вызванный на суд в Ареопаг по обвинению в убийстве, он сам вышел на суд, чтобы оправдаться, но вызвавший его к ответу обвинитель побоялся и оставил дело»[51].

Это подтверждается также тем, что Писистрат не занимал ни одну из высших должностей в полисе длительное время или без выборов, прилагал лишь усилия к тому, чтобы на высших выборных должностях по возможности находились члены его семьи или, по крайне мере, сговорчивые люди.

Писистрат не афишировал власть, которой он фактически пользовался, и присоединялся к общине в тех вопросах, которые сулили ему преимущества, или хотя бы не приносили потерь. Серебро, которое Писистрат получал из Пангейских и Лаврийстких рудников на побережье Фракии, с 546/545 годов чеканилось в виде гербовых монет, различные эмблемы которых указывают на личность тирана, а не на полис Афины.

Факты свидетельствуют, что некоторые из приписываемых Писистрату законов могли быть не распоряжениями тирана, а благосклонным к нему преданием IV века, тогда как в действительности, они восходят к Солону. Один из этих законов, который поддерживал его обеспеченные усилия по интенсификации сельского хозяйства и предотвращению сборищ народа, тиран поддерживал и еще больше ужесточил. Причина заботиться об инвалидах войны появилась у него еще около 560 года после войны с Мегарой, а не в поздний период его владычества.

Аристотель сообщает, что закон расширил круг полноправных граждан, но остается неясным размах этой меры, направленной на удовлетворение интересов старых сторонников Писистрата и привлечение новых. Наконец, по его предложению был принят закон о разъездных судьях - нововведение, которое служило укреплению тирании и одновременно удовлетворяло практические нужды, так что республика, сначала отменившая его, позже внесла снова.

Религиозная политика Писистрата была активной и плодотворной. При Писистрате был учрежден ряд новых культов и празднеств. Прежде всего, следует сказать о культе Диониса. К моменту установления тирании он уже не был в Аттике новшеством: в честь этого бога существовали такие праздники, как Ленеи, Анфестерии, Сельские Дионисии. Тиран придавал дионийским ритуалам особенное значение. Именно при нем были учреждены праздники - Великие Дионисии, Панафинеи. Он привлекал ко двору выдающихся деятелей греческой литературы и искусства.

Писистрат начал обширное строительство в Афинах. Был построен храм Афины на Акрополе, начато сооружение святилищ Аполлона и Зевса. Также в это время был устроен водопровод.

Тиран поощрял ремёсла, производство на экспорт за пределы Аттики. Не осталась без внимания Писистрата и морская торговля, что способствовало развитию кораблестроения.

Подводя итог реформам Писистрата, справедливо будет отметить, что тирания для Афин стала своего рода образовательной школой, в которой город мог сживаться с заведёнными Солоном порядками[52].

В то же время тирания много сделала для развития материальных и духовных интересов и подняла за пределами Аттики значение полиса.

§3. Итоги правления Писистрата

Когда Писистрат в 546/545 г. завоевал Аттику и установил свою тиранию, народные массы интересовало то, что улучшится или ухудшится их жизненные условия. Знать также исходила из эгоистических соображений и сопротивлялась грозящей тирании не во имя идеи свободного государства, а ради сохранения собственного лидирующего положения. Когда тирания укрепилась, и стало очевидно, что свергнуть ее не удастся, то даже те аристократы, которые вначале вынужденно или добровольно покинули родину, раньше или позже помирились с тираном, как это сразу же сделали оставшиеся в Аттике. То, что у афинян того времени еще отсутствовали государственные убеждения классического периода, а также богатство, наемные войска, разоружение граждан и разумное использование власти, сделало возможным установление, и на длительное время, владычества Писистрата[53].

Как и другой аналогичный режим, знающий скорее подданных, чем граждан государства, тирания Писистратидов так же стала причиной нивелирования сословий, когда с одной стороны, знать лишали власти, а возможно и сокращали родовое имущество, с другой же стороны, земледельцы получали определенную поддержку, а ремесленники сильный импульс для дальнейшего развития и совершенствования.

Власть тирана Писистрата в первую очередь опиралась личную харизму.

Писистрат проводил политику «золотой середины», с одной стороны, сохранив все полисные институты, какими они были во времена Солона, а с другой стороны, подчинил политическую жизнь своему контролю, следуя гомеровской модели царской власти. Он стремился восстановить гармонию прошлого, а не создавать новое будущее[54].

Вместе с тем Писистрату удалось удовлетворить интересы различных социальных групп, в первую очередь сделав акцент на крестьянство. Одним из основных отличий его от Солона явилось то, что Солон стремился политизировать граждан, а Писистрат, напротив, взял всю политику в свои руки.

К успешным внутренним реформам тирана прибавилась и удачная политика, целью которой Писистрат считал овладение ключевыми пунктами, контролировавшими морской путь к проливам и в Причерноморье. Ему удалось овладеть богатыми рудниками в Пангее, утвердиться на островах Лемнос и Имброс, захватить город Сигей недалеко от входа в Геллеспонт, овладеть полуостровом Херсонесом Фракийским, а также установить дружеские отношения с тиранами других полисов.

В экономической области афинская тирания укрепила и расширила слой среднего крестьянства, ставшего вскоре основой нового полисного строя: она способствовала развитию ремесла, торговли и росту благосостояния многих граждан.

В культурной жизни Афин эпохи тирании наблюдаются одновременно два ведущих явления: активная религиозная деятельность, с одной стороны, и расцвет всех видов ремесел и искусства, с другой стороны. Повышенный акцент на религии был вызван харизматической легитимацией власти Писистрата и его соответствующей пропагандой[55].

Решительная победа тирании, кажется, не оправдала вполне ни опасений её врагов, ни надежд её приверженцев. А она на протяжении своего существования не оставалась пассивной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, тирания — при всех своих специфических чертах – всё же была полисным феноменом. Власть тирана и полисные структуры вовсе не обязательно противоречили друг другу. Таким образом, и отдельные полисы, и Греция в целом, скорее, выигрывали, чем проигрывали от деятельности тиранов.

Эпоха тирании длилась в Афинах почти сорок лет. Оценке этого явления посвящено большое количество литературы, в которой сегодня преобладает негативное отношение к тирании и стремление не признавать за ней никакого позитивного назначения. Сплошь и рядом можно встретить утверждение об отсутствии какого-либо позитивного вклада Старшей тирании в развитии полиса. Это отношение вызвано неприязнью современных исследователей к любым формам единоличной власти и несет в себе явный идеологический отпечаток.

Прежде всего, мы видели, что в архаику слово «тирания» отнюдь не имело еще однозначно негативного смысла и означало лишь единоличную харизматическую власть, приобретенную силой и при поддержке простого народа. Эта власть опиралась на поддержку широких слоев населения и на религиозную харизму. Негативное отношение к тирании происходило из среды конкурирующей, потерпевшей конкурирующее поражение аристократии, и носило сугубо личный характер, за исключением одного Солона с его новым политическим мышлением.

В Афинах общественное мнение было настроено в пользу тирании, и эту власть ждали, уже начиная с архонтоства Солона. Последующая борьба партий подготовила для нее благоприятную почву. В этой борьбе сплелись воедино различные факторы: личное честолюбие и борьба за власть ведущих аристократических группировок, экономические проблемы и социальные противоречия. В самый разгар борьбы между «старой» и «новой» знатью к власти пришел лидер большинства Писистрат, который выступил, как вождь народной партии.

Афинская тирания, образно говоря, была попыткой повернуть историю вспять. Это была последняя в афинской истории масштабная попытка противопоставить традицию новому времени и харизму закону. На самом же деле общество в прошлое не вернулось, а социальные и экономические явления новой эпохи за время проявления тирании еще больше набрали силу и развернулись с новым масштабом. С этого момента, путем изживания остатков и бастионов прошлого, начинает наступление новое время и начинается новая история афинского полиса.

Таким образом, тирания Писистрата может помочь нам при исследовании как общих тенденций развития тирании во времена существования архаической Греции, так и при анализе конкретных вопросов, затрагивающих социально-экономическую сферы общественной жизни рассматриваемого периода. А это, в конечном счете, позволяет пролить свет на некоторые вопросы развития всего исторического процесса, ибо история человеческого общества является единым процессом, при котором предшествующая ступень является основой для последующих стадий.

Наши рекомендации