Административная ответственность специальных субъектов
Административная ответственность судей.Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ судебной коллегией в составе трех судей в десятидневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.
Привлечение к административной ответственности сотрудников прокуратуры. В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.
Особенности привлечения к административной ответственности депутатов и должностных лиц представительных органов государственной и муниципальной власти, выборных должностных лиц органов местного самоуправления. Особенности административно-юрисдикционной деятельности в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ регламентируются Конституцией РФ и ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (в ред. ФЗ от 5 июля 1999 г. № 133-Ф3) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Названные лица обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, а также подвергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность этих лиц распространяется и на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, их переписку.
В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке в отношении этих лиц, орган дознания ли следователь в 3-дневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий этих лиц, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок обязан внести в соответствующую палату представление о лишении лица неприкосновенности.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» гарантии депутатской деятельности депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией (Уставом) и законом субъекта РФ. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно- розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещении применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
Аналогичные гарантии прав депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления установлены в ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. В соответствии со ст. 2.5. КоАП РФ военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, в случаях совершения ими административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность.
За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях.
В случае привлечения к административной ответственности сотрудников правоохранительной службы, военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, к ним не может быть применено наказание в виде административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ), а к военнослужащим - сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, и к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может применяться административный штраф (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Кроме того, административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).
Административная ответственность должностных лиц. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Определение должностного лица, как субъекта административной ответственности, нормативно закреплено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ: «... должностным лицом ... признается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».
Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Особенности юрисдикционной деятельности в отношении несовершеннолетних лиц. Законодательство предусматривает множество особенностей юрисдикционной деятельности в отношении несовершеннолетних (не достигших 18 лет до момента совершения правонарушения.).
Часть 1 ст. 23.2 КоАП РФ закрепляет общее правило: дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет, рассматриваются городскими, районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту их жительства (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). Такой подход обусловлен необходимостью учета несовершеннолетних правонарушителей, их родителей для организации профилактической, воспитательной работы с ними. Применение таких мер предусмотрено Федеральным законом от 26 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Из общего правила есть исключение, предусмотренное ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ: дела о нарушениях ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела о нарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о правонарушении, передает его комиссии. Следовательно, дела об указанных правонарушениях могут быть рассмотрены в соответствующих органах юрисдикции, в том числе и в органах внутренних дел, органах ГИБДД.
Особенность ответственности несовершеннолетних предусмотрена и ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ: с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав это лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему мер воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (объявление замечания, обязанность принести извинение потерпевшему, направление в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение).
Действующее законодательство запрещает применение к несовершеннолетним административного наказания в виде административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).
Согласно ст. 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего лица осуществляют их законные представители, которыми являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. При рассмотрении дела о правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя несовершеннолетнего. О месте и времени рассмотрения дела о правонарушении, совершенным несовершеннолетним уведомляется прокурор (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ).
Часть 4 ст. 25.1 КоАП РФ устанавливает, что несовершеннолетний, в отношении которого ведется дело, может быть удален на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на него.
Особенности административного задержания несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, состоят в том, что, во-первых, при задержании незамедлительно уведомляются родители или иные законных представители; во-вторых, при доставлении и регистрации в книге доставленных в дежурной части ОВД такое лицо передается для разбирательства сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних. В-третьих, задержанные несовершеннолетние размещаются в специальном помещении отдельно от других лиц.
Действующий КоАП РФ впервые ввел норму, согласно которой при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ч. 2 ст. 32.2).
Особенности административной ответственности беременных женщин и женщин, имеющих детей. Согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ к беременным женщинам и женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, не может быть применен административный арест. В соответствии с Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627, беременные женщины не могут помещаться в специальные помещения для административно задержанных.
Особенности привлечения к административной ответственности инвалидов.В административно-юрисдикционной деятельности состояние здоровья иногда имеет юридическое значение. Так, ст. 3.9 КоАП РФ запрещает применение административного ареста к инвалидам I и II групп. Статья 3.8 КоАП РФ запрещает применение наказания в виде лишения права управления транспортным средством к лицу, пользующемуся этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления им в состоянии опьянения, невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
В случаях, когда лицо, являющееся инвалидом I или II группы, не имеет права управления транспортным средством (или лишено такого права) и управляет транспортным средством в состоянии опьянения в нарушение ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, то к нему не применяется административный арест, а налагается административный штраф.