Экспансия восточных кочевых народов на земли Донбасса: киммерийцы, скифы, сарматы
На юге Восточной Европы люди научились выплавлять железо и выковывать из него изделия приблизительно в IX в. до н.э. К тому времени иссушение климата достигло своего наивысшего предела. Степи распространились максимально широко. Основная часть населения была вынуждена перейти в районы, более благоприятные для земледелия. В степной полосе остались только немногочисленные племена, со временем сумевшие изменить свой образ жизни и перейти к кочевому скотоводству. В IX в. до н.э. степи вновь, более чем на 15 веков, заселяют кочевники.
Первым кочевым народом раннего железного века были так называемые киммерийцы. Основное участие в формировании киммерийцев приняли местные племена позднебронзового века. Перейдя к кочевому образу жизни, эти племена создали новые обычаи и формы культуры, широко представленные в степной полосе Евразии. Киммерийцы вели подвижный образ жизни и известны исключительно по погребениям и кладам. Своих поселков у них не было. Умерших хоронили в курганах бронзового века, иногда возводили свои насыпи. В могилах находят бронзовые удила, детали конской сбруи и уздечного набора, литые и костяные наконечники стрел, редкие украшения из золота, глиняные кубки и корчаги, бляшки, костяные застежки, иногда дорогую посуду, цилиндрические сверленые каменные молоты, биметаллические (т.е. сделанные из железа и бронзы) мечи и кинжалы. Особой известностью пользуется киммерийское погребение у села Черногоровка в Бахмутском уезде (часть современного Артемовского района), раскопанное в начале XX века Городцовым В. А. Погребения этого времени обнаружены также у сел Луганка, Веселая Долина, Камышеваха Артемовского района. Многие вещи из киммерийских погребений были привозными с запада (в основном посуда) и Кавказа (мечи, украшения).
Судя по известным именам собственным, киммерийцы были ираноязычным народом. Древнегреческий историк и путешественник Геродот называл их предшественниками скифов. В подтверждение он писал: «... и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийская переправа..., есть и так называемый Киммерийский Боспор (Керченский пролив)». Активность этих степных кочевников была столь значительной, что в своих походах они проникали вплоть до Малой Азии. Ассирийские клинописные глиняные таблички содержат сведения о разгроме киммерийцами в 714 г. до н.э. урартского царя Русы I. Походы киммерийцев в Малую Азию продолжались и при скифском владычестве, после изгнания их из Северного Причерноморья. На короткое время они даже создали здесь свое государство. Ассирийцы называли страну киммерийцев в Малой Азии Гаммир. В VII в. до н.э. киммерийская культура Северного Причерноморья полностью сменяется скифской.
Скифская культура во многом является продолжением киммерийской. Но все античные (древнегреческие и римские) авторы пишут о том, что пришедшие с востока скифы изгнали киммерийцев и захватили их земли. Во многом похожие на киммерийцев, ираноязычные скифы действительно вступили с ними в военный конфликт и вытеснили основную массу за пределы причерноморских и приазовских степей.
Скифы были такими же кочевыми скотоводами, обитавшими до нашествия в Восточную Европу на далеких просторах Азии. Свое господство они установили сразу же после покорения киммерийцев. Важную роль в сложении классической скифской культуры сыграли переднеазиатские походы скифов в VII в. до н.э. После проникновения в Восточную Европу наиболее крупное объединение скифов обосновалось на Северном Кавказе. Именно отсюда они совершали свои походы в Переднюю Азию. Ассирийские клинописные документы сообщают о скифах начиная с 70-х годов VII в. до н.э., когда скифы под предводительством царя Ишпакая выступили в борьбе с Ассирией. На Древнем Востоке скифы были известны под именем ишкуза или ашкуза. При царе Партатуа, наследнике Ишпакая, ассирийцам удалось привлечь скифов на свою сторону. Роль скифов особо возросла при сыне Партатуа царе Мадии. При нем скифы прошли Сирию, Палестину и даже достигли Египта. Скифское владычество в Азии прекратилось в начале VI в. до н.э., после чего они вернулись в Причерноморье. Знакомство с древней ассирийской и вавилонской культурой оказало большое влияние на развитие скифского общества, формирование скифского искусства.
О пребывании скифов в донецких степях в VI в. до н.э. свидетельствует уникальная каменная статуя из села Ольховчик (г. Шахтерск). Она изображает бородатого скифского воина в полном боевом облачении. Возле городов Новоазовск и Славяногорск найдены бронзовые втульчатые наконечники стрел и железные мечи-акинаки с характерным перекрестием в форме бабочки.
К концу VI в. до н.э. относится самая героическая страница истории скифов. В 512 г. до н.э. персидский царь Дарий I пытался захватить скифские земли, дошел до азовских степей, но потерпел неудачу. Подробно об этих событиях пишет Геродот и другие античные авторы.
В V в. до н.э. культура скифов достигает своего наивысшего расцвета. Современником скифов этого периода был Геродот. Он описал греческие и скифские легенды о происхождении скифов, их обычаи, образ жизни, одежду и пищу, религию, погребальный обряд, известные ему события скифской истории. Свидетельства Геродота являются бесценным источником по истории и географии скифов.
Согласно Геродоту, в степях к востоку от Борисфена (Днепр) до Геррос (Молочная) жили скифы-кочевники, а дальше до Меотиды (Азовское море) и до Танаиса (Дон) находились земли царских скифов, которые называли всех остальных своими рабами. Земли Донецкого края входили непосредственно во владения царских скифов. Собственно, эти скифы и составляли основное ядро скифского мира. Царские скифы управлялись могущественными владыками. Их могилы находились в области Герры (современная Запорожская область). Скифы кочевали по степи со своими стадами, почти не делая остановок. В Донецкой области найдены следы только двух таких кратковременных скифских стоянок. Одно из них, наиболее крупное, находится у села Райгородок близ Славянска.
Во время постоянных перекочевок семьи скифов и их небогатый скарб находились в больших телегах, покрытых сверху войлочным шатром. Телеги имели до шести колес и запрягались безрогими быками. Весь день скифские мужчины проводили в седле. Во время частых военных столкновений скифские воины одевали кожаные или металлические пластинчатые доспехи, бронзовые шлемы греческой работы, боевые пояса, вооружались акинаками, копьями, чеканами. Как и киммерийцы, скифы были прекрасными наездниками и стрелками из лука. Скифский лук был сильно изогнут, отличался небольшими размерами и мощностью. Стрелы делались из тростника. Стрелы (до 300 штук) и лук помешались в специальный футляр - горит. Единичные находки скифских бронзовых стрел известны практически по всей Донецкой области.
В нашем крае найдено более десятка скифских курганных захоронений V-II вв. до н.э. Наиболее известны два из них — Двугорбая Могила близ Мариуполя и Передериева Могила у Шахтерска. К сожалению, они были ограблены еще в древности. Находки в Двугорбой Могиле практически полностью соответствуют картине погребения царя, описанной Геродотом. После смерти владыки его тело бальзамировали и в течение 70 дней возили на деревянной двуколке по подвластным территориям. Затем его привозили в местность, где находились царские могилы. Вырывали глубокую яму и подземные камеры и хоронили туда царя вместе со своими слугами, лошадьми и большим количеством вещей. Погребали также котел с заупокойной пищей, двуколку, телохранителей. Сверху насыпали большой курган. Главной находкой Передериевой могилы стал золотой шлем с изображением сцены сражения. Золотой шлем был изготовлен по заказу богатого скифа в одной из греческих ювелирных мастерских, скорее всего, в Боспорском царстве. Здесь делалось много золотых художественных изделий для скифской знати.
Менее значительные скифские захоронения обнаружены в окрестностях Мариуполя, у сел Шевченко Володарского района и Стыла Старобешевского района, у города Новоамвросиевка. В них также содержались предметы вооружения, остатки пластинчатых медных и железных панцирей, детали конской упряжи, обломки бронзовой греческой посуды, бляшки в скифском зверинном стиле.
В Ш-П вв. до н. э. скифов постепенно начинают теснить сарматы. Границы земель кочевых скифов заметно сокращаются. Они были вынуждены откочевать на запад за Днепр и в крымские степи. В Крыму скифы смешались с местным таврским населением и еще долго сохраняли свои язык и обычаи.
В степях Причерноморья во II в. до н.э. установилось господство сарматских племен. Римский историк Диодор Сицилийский сообщает, что сарматы «опустошили значительную часть Скифии и ... превратили большую часть страны в пустыню». Сарматы, как и скифы, были ираноязычными кочевниками и сформровались в Поволжье почти одновременно со скифами. Еще в VI - IV в. до н.э. сарматы занимали земли к востоку от Дона. Геродот сообщает, что «за рекой Танаисом (Дон) уже не скифская земля: первый из тамошних участков земли принадлежит савроматам, которые от Меотийско-го озера (Азовского моря) занимают пространство на 15 дней пути к северу». Римские писатели называют занятые сарматами причерноморские степи Европейской Сарматией, а территории к востоку от Дона — Азиатской Сарматией. Записал Геродот и легенду о происхождении сармат. Согласно этой легенде, савроматы произошли от заблудившихся на корабле воинственных женщин - амазонок и молодых скифов. В сарматском обществе действительно сохранились пережитки матриархата, и военное ремесло не было чуждым сарматским женщинам.
Античные авторы упоминают несколько наиболее крупных сарматских племен. Ими были аорсы, языги, роксоланы, сираки и аланы. Сарматские племена полностью покорили Скифию, Тамань и земли Северного Кавказа. Под их контролем оказались все греческие полисы Северного Причерноморья. Особенно сильным было влияние сармат в Боспорском царстве.
В донецких степях известны только могилы кочевых сармат. Они изредка встречаются под небольшими курганными насыпями.
У села Новолуганское Артемовского района найдено воинское мужское погребение. Воина сопровождали железные нож и кинжал, лук, колчан со стрелами (более 80 шт.) и бронзовый котел. Наконечники сарматских стрел выкованы из железа и имеют три лопасти. Женское сарматское захоронение раскопано у села Васильевка Старобешевского района. Среди находок выделяются круглое серебряное зеркало и золотые украшения. К сарматскому времени относится разрушенный курган у поселка Острый Марьинского района. В нем обнаружены фрагменты римских амфор, сарматский железный меч и очень крупная пластина, которая защищала грудь боевого коня. Предметы вооружения и конская сбруя найдены в сарматском кургане у поселка Квашино Амвросиевского района. Здесь сохранились железный меч и тяжелые железные наконечники копий. Этим оружием обладал тяжеловооруженный всадник - катафрактарий. Катафракта - действующая в сомкнутом строю тяжелая конница. Римляне взяли на вооружение это сарматское военное новшество. Жизнь кочевых сармат отличалась стабильностью на протяжении нескольких веков. Сарматы продолжали господствовать во всем Северном Причерноморье и с наступлением новой эры.
Античные города – полисы и их взаимодействие со скифами и сарматами. В середине VII в. до н.э. материковая Греция была не в состоянии прокормить всю массу проживавшего там населения, местные городские центры предпринимали походы в соседние регионы, чтобы найти там территорию, пригодную для основания колоний. Наиболее значительными среди греческих колоний на северном побережье Черного моря были Ольвия (недалеко от Николаева), Херсонес (на месте современного Севастополя), Пантикапей (на месте современной Керчи), Керкинитида (на месте современной Евпатории), Фанагория (на Таманском полуострове), Танаис (недалеко от Ростова-на-Дону). Каждая колония представляла собой город-государство, которым управляли власти, выбиравшиеся членами полиса - городской общины. В таком городе только члены городской общины обладали всей полнотой гражданских и политических прав, проживавшие в городе чужеземцы - метэки - были ограничены в своих правах, а принадлежавшие членам городской общины рабы были полностью бесправными, рассматривались в правовых текстах как «говорящие орудия». Труд рабов использовался в ремесленных мастерских и пригородных хозяйствах членов общины. Колонии были крупными центрами торговли, выступавшими в роли посредников между скифами и материковой Грецией. При их посредничестве из Восточной Европы в города материковой Греции поступали необходимый им хлеб, пушнина, мед и т.п., а в обратном направлении двигались разнообразные ремесленные изделия, ткани, предметы роскоши, в которых нуждалось скифское общество, особенно его социальные верхи. Что касается сармат, то они покорили почти все греческие полисы Северного Причерноморья. Особенно сильным было их влияние в Боспорском царстве. В боспорских городах сарматы смешивались с греками и синдо – меотским населением (народы Восточного Приазовья) и оседали на землю.