Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть основным или дополнительным наказанием, назначаемым в соответствии со ст. 47 УК. В качестве основного наказания оно может применяться на срок от одного года до пяти лет, в качестве дополнительного — от шести месяцев до трех лет. В случаях, специально предусмот­ренных соответствующими статьями Особенной части УК, уста­навливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного наказа­ния. Данное наказание состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной дея­тельностью. В качестве дополнительного наказания оно может на­значаться и в случаях, когда оно не предусмотрено в санкции со­ответствующей статьи Особенной части названного Кодекса, если с учетом характера и степени общественной опасности совершен­ного преступления и личности виновного суд признает невозмож­ным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

При назначении данного наказания в качестве дополнительно­го к аресту и лишению свободы оно исполняется администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы, где осужденный отбывает основное наказание. При назначении его дополнительно к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской час­ти оно исполняется командованием воинской части. При осво­бождении лица от такого основного наказания администрация уч­реждения, исполняющего наказание, или командование дисцип­линарной воинской части в случае увольнения осужденного с военной службы заблаговременно направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному месту жительства копию приговора суда. Если лицо освобождается условно-досрочно или с заменой наказания более мягким (в случае, когда оно не освобож­дено от дополнительного наказания), копия приговора направля­ется в день освобождения. Одновременно в справке об освобожде­нии из мест лишения свободы указывается, что данное лицо долж­но отбывать дополнительное наказание.

Когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве ос­новного либо в виде дополнительного к штрафу, обязательным ра­ботам или исправительным работам, ограничению свободы, а так­же лицу, которое осуждено условно, его исполняет уголовно-исполнительная инспекция. Осужденный ставится на учет в этой инспекции, которая уведомляет суд, вынесший приговор.

Детально правовое положение и функции инспекции по испол­нению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью регламен­тированы в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, а также в ведомственном нормативном акте — приказе Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по ор­ганизации исполнения наказаний и мер уголовно-правового харак­тера без изоляции от общества».

Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за осужденным, она обязана следить за правильностью его трудоиспользования согласно приговору. Поскольку на лиц, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распространяются правоограничения, связанные с назначенным наказанием, администрация учреж­дения не вправе использовать их на работе, выполнение которой за­прещено им в соответствии с приговором.

Если в момент поступления приговора в организацию по месту работы осужденного занимаемая им должность подпадает под за­прет, указанный в приговоре, администрация не позднее трех дней с момента получения копии приговора и извещения уголовно- исполнительной инспекции прекращает трудовой договор. При этом в приказе и трудовой книжке делается запись со ссылкой на п. 4 ст. 83 ТК (осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу).

Если в организации можно перевести осужденного на долж­ность, пребывание на которой не противоречит приговору, адми­нистрация вправе с согласия осужденного осуществить такой пе­ревод, не увольняя его. В этом случае в трудовой книжке делается запись о переводе на другую работу.

В том случае, когда занимаемая должность не подпадает под за­прет, установленный в приговоре, осужденный не может быть уволен на основании п. 4 ст. 83 ТК. Однако не исключается воз­можность увольнения его по инициативе администрации в связи с совершенным преступлением, если к тому имеется законное осно­вание.

Администрация организации обязана также сообщить уголовно- исполнительной инспекции о выполнении предписаний пригово­ра. Если осужденный остается на работе, поскольку его увольне­ние не требуется, необходимо сообщить, какую должность он за­нимает. Впоследствии, во время отбывания наказания админист­рация предприятия должна по требованию инспекции сообщать о занимаемой осужденным должности, а также в трехдневный срок — о его перемещениях по работе и при необходимости пред­ставлять надлежащие документы. При условии соблюдения запре­та осужденный может переводиться на другие, в том числе более высокие, должности.

В случае увольнения из организации лица, не отбывшего нака­зания, администрация обязана внести в его трудовую книжку за­пись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какого рода трудовой деятельностью лишен права заниматься. Администрация организации после вне­сения в трудовую книжку осужденного записи о лишении его пра­ва занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью немедленно сообщает об этом уголовно-испол­нительной инспекции, осуществляющей контроль за исполнением приговора.

Поскольку запись в трудовой книжке имеет юридическое зна­чение лишь в течение срока отбывания наказания, осужденный может просить об аннулировании такой записи по отбытии нака­зания или в случае досрочного освобождения (условно-досрочно или ввиду замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, если наказание было дополнительным; в порядке по­милования, амнистии). В таком случае лицу по его просьбе взамен трудовой книжки выдается дубликат без внесения в него записи о наказании в виде лишения права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью. При этом запись об увольнении на основании п. 4 ст. 83 ТК или по другим основаниям сохраняется.

Необходимо отметить, что ранее действовавшее законодатель­ство обязывало производить запись в трудовой книжке у всех осуж­денных к наказанию » виде лишения права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью. По отбытии наказания всем им заменяли трудовые книжки. Между тем большинство осужденных после оставления должности, кото­рую они не имели права занимать, не меняли места работы. По­этому процедура записи и замены трудовых книжек оказывалась излишней. Учтя это, законодатель упростил ее, сохранив обяза­тельность записи, если осужденный меняет место работы, т. е. ко­гда это действительно вызывается необходимостью.

Первоочередная обязанность инспекции — проверить прекра­щение трудового договора с осужденным, если он занимает такую должность или занимается такой деятельностью, права на которые он лишен в соответствии с приговором.

Уголовно-исполнительная инспекция обязана также организо­вать проведение воспитательной работы с осужденным по месту его работы.

Поскольку согласно п. «б» ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призы­ву на военную службу граждане, имеющие неснятую или непога­шенную судимость, — отбывание наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью препятствует призыву или поступлению осужден­ного на военную службу. Поэтому уголовно-исполнительная ин­спекция в случае осуждения лица, являющегося допризывником, должна направить в военный комиссариат копию приговора, что­бы предотвратить его призыв в армию.

Однако если к моменту осуждения лицо уже является военно­служащим, это не препятствует вынесению приговора к лишению права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью и дальнейшей службе в армии. В этом слу­чае контроль за осужденным обязано осуществлять командование воинской части по месту его службы. Поэтому командованию во­инской части по месту военной службы должна быть направлена копия приговора для исполнения данного наказания.

Занятие некоторыми видами деятельности находится под кон­тролем специально уполномоченных органов государства. Пред­писания приговора о лишении осужденного права заниматься оп­ределенной деятельностью обязательны для органов, правомоч­ных аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности.

Например, органы ГИБДД выдают удостоверения на право управления автотранспортными средствами. Они же осуществля­ют контроль за безопасностью движения, соблюдением правил дорожного движения и в установленных случаях лишают граждан прав на управление транспортными средствами. Если приговор суда лишил осужденного права на управление транспортными средствами, надлежаще заверенная выписка из приговора направ­ляется в ГИБДД по месту его жительства для изъятия удостовере­ния на право управления транспортными средствами. Получив приговор, такой орган (в данном случае ГИБДД) обязан не позд­нее трех дней после получения копии приговора суда и извеще­ния уголовно-исполнительной инспекции аннулировать разреше­ние на занятие тем видом деятельности, которая запрещена осуж­денному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанным видом деятельности, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Этот орган обязан также контролировать соблюдение осужденным запрет.

Контроль за некоторыми видами деятельности осуществляют общественные объединения, например общества охотников, ко­торые выдают как охотничьи билеты, подтверждающие принад­лежность к данному обществу, так и лицензии, дающие право в указанное там время охотиться в конкретном месте и добывать определенного вида зверя или птицу. При лишении осужденного права охоты общество изымает у него охотничий билет и не выда­ет ему лицензию на право охоты в течение указанного в пригово­ре срока. Основанием для такого изъятия служит копия пригово­ра, которая должна быть направлена уголовно-исполнительной инспекцией.

В некоторых случаях осужденный может быть лишен права на занятие определенными видами деятельности, которые не связа­ны с работой по найму, а относятся к сфере досуга. Это может ка­саться, например, права на управление транспортным средством, если водитель не имеет права работать по найму. Поскольку в дан­ном случае право, которого лишен виновный, не может быть использовано в сфере трудовой деятельности, соответствующей записи в трудовой книжке при увольнении не делается.

С помощью паспортных подразделений органов Федеральной миграционной службы инспектор должен контролировать прожи­вание осужденного по месту его жительства. В случае снятия с регистрации осужденного и переезда на территорию другого рай­она направляется сообщение в уголовно-исполнительную инспек­цию по новому месту жительства. При подтверждении прибытия осужденного он снимается с учета и копия приговора, а также дру­гие имеющиеся документы пересылаются в соответствующую уго­ловно-исполнительную инспекцию.

Не реже одного раза в шесть месяцев инспектор контролирует соблюдение осужденным ограничений, вытекающих из пригово­ра. Для этого выясняется, где и на какой должности работает осуж­денный.

В свою очередь осужденный обязан выполнять предписания приговора, представлять по требованию уголовно-исполнитель­ной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспекцию о месте работы, его измене­нии и увольнении.

При назначении лишения права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью в качестве ос­новного наказания его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Если рассматриваемое наказание на­значено в качестве дополнительного к штрафу, обязательным ра­ботам, исправительным работам или ограничению свободы, а так­же при условном осуждении срок его отбывания исчисляется также с момента вступления приговора в законную силу.

В том случае, когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначе­но в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержа­нию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания указанных основ­ных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия, т. е. с момента освобождения осужденного из испра­вительного центра, исправительного учреждения, арестного дома или из дисциплинарной воинской части. Следовательно, преду­смотренные приговором ограничения распространяются на все время отбывания названных здесь основных наказаний, а также, сверх того, на время, указанное в приговоре суда.

Следует иметь в виду, что в срок исполнения наказания не за- считывается время, в течение которого осужденный занимал за­прещенные для него должности либо занимался запрещенными для него видами деятельности.

При применении к лицу, осужденному к содержанию в дисци­плинарной воинской части или лишению свободы, условно-дос­рочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания суд может одновременно освобо­дить его от дополнительного наказания в виде лишения права за­нимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Если при условно-досрочном освобождении или замене нака­зания более мягким суд не освободил осужденного от дополни­тельного наказания, его срок исчисляется с момента фактического освобождения из дисциплинарной воинской части или мест ли­шения свободы.

Осуществляя постоянный контроль за трудовой деятельностью осужденного, уголовно-исполнительная инспекция может устано­вить, что он нарушает запрет, установленный приговором. Такое нарушение может выражаться в неувольнении с должности, зани­мать которую осужденному запрещено; в формальном переводе на другую работу с фактическим выполнением обязанностей по должности, которую осужденный занимать не вправе (например, продавец переводится на должность уборщицы, но фактически продолжает выполнять обязанности продавца); в поступлении вновь на другую работу, но на должность, в которой осужденный не имеет права работать; в занятии запрещенной деятельностью, не связанной с работой по найму, и т. п.

Установив, что осужденный совершил одно из указанных нару­шений, инспектор предлагает ему прекратить занятие запрещен­ной деятельностью и берет соответствующую подписку. Одновре­менно уголовно-исполнительная инспекция вносит представле­ние администрации организации с предложением немедленно принять меры к прекращению запрещенной трудовой деятельно­сти осужденного. Соответствующее лицо, отвечающее за прием на работу, предупреждается об уголовной ответственности по ст. 315 УК за неисполнение приговора.

Если установлено, что осужденный занимается запрещенной ему деятельностью, не связанной с работой по найму, инспекция уведомляет орган, контролирующий занятие соответствующей деятельностью, например ГИБДД, в случаях, когда лицо, лишен­ное права управлять транспортным средством, нарушает этот за­прет и управляет автомашиной, принадлежащей ему или иному лицу.

До 1989 г. осужденный, нарушивший запрет суда и занимав­ший должности, которые он не вправе был занимать, или зани­мавшийся деятельностью, которой он не имел права заниматься, подвергался уголовной ответственности. Указом Президиума Вер­ховного Совета РСФСР от 11 декабря 1989 г. соответствующая норма была исключена из Уголовного кодекса РСФСР. Нет ее и в УК 1996 г. В определенных случаях нарушитель запрета может быть привлечен к административной ответственности, например лицо, управляющее транспортным средством после лишения его права управления (ст. 12.7 КоАП).

Вместе с тем ст. 315 УК предусматривает уголовную ответст­венность лиц, виновных в неисполнении приговора суда. По этой статье несут ответственность представители власти, государствен­ные служащие, служащие органа местного самоуправления, а так­же служащие государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, если они злостно не испол­няли вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт, а равно воспрепятствовали их исполне­нию. Злостным следует считать неувольнение осужденного с должности, которую он не имел права занимать, после предупреж­дения, сделанного сотрудником уголовно-исполнительной ин­спекции.

На практике виновным в таком преступлении может быть ли­цо, пользующееся правом приема на работу и увольнения. Это мо­жет быть как руководитель предприятия, учреждения, организа­ции или его заместитель, так и руководитель кадрового аппарата, который готовит соответствующий приказ, проверяет документы, вносит запись об осуждении в трудовую книжку.

Заключение.

Общей тенденцией в развитии мировой практики исполнения уголовных наказаний является повсеместное расширение применения мер, альтернативных лишению свободы. Преимуществами альтернативных наказаний являются: их меньшая репрессивность, они не ограничивают свободу передвижения осужденного, свободу общения с другими гражданами и т.д.; при их исполнении не прерываются социально полезные связи осужденных с родными и близкими, трудовыми коллективами и общественными объединениями; осужденные не изымаются из привычной социальной среды, поэтому нет необходимости в их социальной реабилитации после отбытия уголовного наказания; позволяют избежать тесного контакта осужденного с криминалитетом и получения негативного опыта; общество не несет больших материальных затрат по содержанию таких осужденных; более эффективно осуществляется социальный контроль за исполнением уголовного наказания, обеспечиваются права, свободы и законные интересы осужденных. Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России содержит широкий спектр уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, который в целом отвечает международным стандартам. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются и исполняются как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.

Поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ, существенным образом изменили правовую природу уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Главным содержанием этих наказаний становится труд осужденных на благо общества, в этой связи важное место в их исполнении отводится органам местного самоуправления и администрациям подведомственных им организаций и предприятий. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах. Исправительные работы применяются только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. На практике исполнение обязательных и исправительных работ может столкнуться с проблемами организационного, социально-экономического, нравственно-этического характера.

Наши рекомендации