Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть основным или дополнительным наказанием, назначаемым в соответствии со ст. 47 УК. В качестве основного наказания оно может применяться на срок от одного года до пяти лет, в качестве дополнительного — от шести месяцев до трех лет. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного наказания. Данное наказание состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. В качестве дополнительного наказания оно может назначаться и в случаях, когда оно не предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части названного Кодекса, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
При назначении данного наказания в качестве дополнительного к аресту и лишению свободы оно исполняется администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы, где осужденный отбывает основное наказание. При назначении его дополнительно к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части оно исполняется командованием воинской части. При освобождении лица от такого основного наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, или командование дисциплинарной воинской части в случае увольнения осужденного с военной службы заблаговременно направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному месту жительства копию приговора суда. Если лицо освобождается условно-досрочно или с заменой наказания более мягким (в случае, когда оно не освобождено от дополнительного наказания), копия приговора направляется в день освобождения. Одновременно в справке об освобождении из мест лишения свободы указывается, что данное лицо должно отбывать дополнительное наказание.
Когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве основного либо в виде дополнительного к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, ограничению свободы, а также лицу, которое осуждено условно, его исполняет уголовно-исполнительная инспекция. Осужденный ставится на учет в этой инспекции, которая уведомляет суд, вынесший приговор.
Детально правовое положение и функции инспекции по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью регламентированы в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, а также в ведомственном нормативном акте — приказе Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества».
Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за осужденным, она обязана следить за правильностью его трудоиспользования согласно приговору. Поскольку на лиц, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распространяются правоограничения, связанные с назначенным наказанием, администрация учреждения не вправе использовать их на работе, выполнение которой запрещено им в соответствии с приговором.
Если в момент поступления приговора в организацию по месту работы осужденного занимаемая им должность подпадает под запрет, указанный в приговоре, администрация не позднее трех дней с момента получения копии приговора и извещения уголовно- исполнительной инспекции прекращает трудовой договор. При этом в приказе и трудовой книжке делается запись со ссылкой на п. 4 ст. 83 ТК (осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу).
Если в организации можно перевести осужденного на должность, пребывание на которой не противоречит приговору, администрация вправе с согласия осужденного осуществить такой перевод, не увольняя его. В этом случае в трудовой книжке делается запись о переводе на другую работу.
В том случае, когда занимаемая должность не подпадает под запрет, установленный в приговоре, осужденный не может быть уволен на основании п. 4 ст. 83 ТК. Однако не исключается возможность увольнения его по инициативе администрации в связи с совершенным преступлением, если к тому имеется законное основание.
Администрация организации обязана также сообщить уголовно- исполнительной инспекции о выполнении предписаний приговора. Если осужденный остается на работе, поскольку его увольнение не требуется, необходимо сообщить, какую должность он занимает. Впоследствии, во время отбывания наказания администрация предприятия должна по требованию инспекции сообщать о занимаемой осужденным должности, а также в трехдневный срок — о его перемещениях по работе и при необходимости представлять надлежащие документы. При условии соблюдения запрета осужденный может переводиться на другие, в том числе более высокие, должности.
В случае увольнения из организации лица, не отбывшего наказания, администрация обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какого рода трудовой деятельностью лишен права заниматься. Администрация организации после внесения в трудовую книжку осужденного записи о лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью немедленно сообщает об этом уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей контроль за исполнением приговора.
Поскольку запись в трудовой книжке имеет юридическое значение лишь в течение срока отбывания наказания, осужденный может просить об аннулировании такой записи по отбытии наказания или в случае досрочного освобождения (условно-досрочно или ввиду замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, если наказание было дополнительным; в порядке помилования, амнистии). В таком случае лицу по его просьбе взамен трудовой книжки выдается дубликат без внесения в него записи о наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом запись об увольнении на основании п. 4 ст. 83 ТК или по другим основаниям сохраняется.
Необходимо отметить, что ранее действовавшее законодательство обязывало производить запись в трудовой книжке у всех осужденных к наказанию » виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. По отбытии наказания всем им заменяли трудовые книжки. Между тем большинство осужденных после оставления должности, которую они не имели права занимать, не меняли места работы. Поэтому процедура записи и замены трудовых книжек оказывалась излишней. Учтя это, законодатель упростил ее, сохранив обязательность записи, если осужденный меняет место работы, т. е. когда это действительно вызывается необходимостью.
Первоочередная обязанность инспекции — проверить прекращение трудового договора с осужденным, если он занимает такую должность или занимается такой деятельностью, права на которые он лишен в соответствии с приговором.
Уголовно-исполнительная инспекция обязана также организовать проведение воспитательной работы с осужденным по месту его работы.
Поскольку согласно п. «б» ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость, — отбывание наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью препятствует призыву или поступлению осужденного на военную службу. Поэтому уголовно-исполнительная инспекция в случае осуждения лица, являющегося допризывником, должна направить в военный комиссариат копию приговора, чтобы предотвратить его призыв в армию.
Однако если к моменту осуждения лицо уже является военнослужащим, это не препятствует вынесению приговора к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и дальнейшей службе в армии. В этом случае контроль за осужденным обязано осуществлять командование воинской части по месту его службы. Поэтому командованию воинской части по месту военной службы должна быть направлена копия приговора для исполнения данного наказания.
Занятие некоторыми видами деятельности находится под контролем специально уполномоченных органов государства. Предписания приговора о лишении осужденного права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности.
Например, органы ГИБДД выдают удостоверения на право управления автотранспортными средствами. Они же осуществляют контроль за безопасностью движения, соблюдением правил дорожного движения и в установленных случаях лишают граждан прав на управление транспортными средствами. Если приговор суда лишил осужденного права на управление транспортными средствами, надлежаще заверенная выписка из приговора направляется в ГИБДД по месту его жительства для изъятия удостоверения на право управления транспортными средствами. Получив приговор, такой орган (в данном случае ГИБДД) обязан не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции аннулировать разрешение на занятие тем видом деятельности, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанным видом деятельности, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Этот орган обязан также контролировать соблюдение осужденным запрет.
Контроль за некоторыми видами деятельности осуществляют общественные объединения, например общества охотников, которые выдают как охотничьи билеты, подтверждающие принадлежность к данному обществу, так и лицензии, дающие право в указанное там время охотиться в конкретном месте и добывать определенного вида зверя или птицу. При лишении осужденного права охоты общество изымает у него охотничий билет и не выдает ему лицензию на право охоты в течение указанного в приговоре срока. Основанием для такого изъятия служит копия приговора, которая должна быть направлена уголовно-исполнительной инспекцией.
В некоторых случаях осужденный может быть лишен права на занятие определенными видами деятельности, которые не связаны с работой по найму, а относятся к сфере досуга. Это может касаться, например, права на управление транспортным средством, если водитель не имеет права работать по найму. Поскольку в данном случае право, которого лишен виновный, не может быть использовано в сфере трудовой деятельности, соответствующей записи в трудовой книжке при увольнении не делается.
С помощью паспортных подразделений органов Федеральной миграционной службы инспектор должен контролировать проживание осужденного по месту его жительства. В случае снятия с регистрации осужденного и переезда на территорию другого района направляется сообщение в уголовно-исполнительную инспекцию по новому месту жительства. При подтверждении прибытия осужденного он снимается с учета и копия приговора, а также другие имеющиеся документы пересылаются в соответствующую уголовно-исполнительную инспекцию.
Не реже одного раза в шесть месяцев инспектор контролирует соблюдение осужденным ограничений, вытекающих из приговора. Для этого выясняется, где и на какой должности работает осужденный.
В свою очередь осужденный обязан выполнять предписания приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспекцию о месте работы, его изменении и увольнении.
При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Если рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении срок его отбывания исчисляется также с момента вступления приговора в законную силу.
В том случае, когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия, т. е. с момента освобождения осужденного из исправительного центра, исправительного учреждения, арестного дома или из дисциплинарной воинской части. Следовательно, предусмотренные приговором ограничения распространяются на все время отбывания названных здесь основных наказаний, а также, сверх того, на время, указанное в приговоре суда.
Следует иметь в виду, что в срок исполнения наказания не за- считывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенными для него видами деятельности.
При применении к лицу, осужденному к содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания суд может одновременно освободить его от дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Если при условно-досрочном освобождении или замене наказания более мягким суд не освободил осужденного от дополнительного наказания, его срок исчисляется с момента фактического освобождения из дисциплинарной воинской части или мест лишения свободы.
Осуществляя постоянный контроль за трудовой деятельностью осужденного, уголовно-исполнительная инспекция может установить, что он нарушает запрет, установленный приговором. Такое нарушение может выражаться в неувольнении с должности, занимать которую осужденному запрещено; в формальном переводе на другую работу с фактическим выполнением обязанностей по должности, которую осужденный занимать не вправе (например, продавец переводится на должность уборщицы, но фактически продолжает выполнять обязанности продавца); в поступлении вновь на другую работу, но на должность, в которой осужденный не имеет права работать; в занятии запрещенной деятельностью, не связанной с работой по найму, и т. п.
Установив, что осужденный совершил одно из указанных нарушений, инспектор предлагает ему прекратить занятие запрещенной деятельностью и берет соответствующую подписку. Одновременно уголовно-исполнительная инспекция вносит представление администрации организации с предложением немедленно принять меры к прекращению запрещенной трудовой деятельности осужденного. Соответствующее лицо, отвечающее за прием на работу, предупреждается об уголовной ответственности по ст. 315 УК за неисполнение приговора.
Если установлено, что осужденный занимается запрещенной ему деятельностью, не связанной с работой по найму, инспекция уведомляет орган, контролирующий занятие соответствующей деятельностью, например ГИБДД, в случаях, когда лицо, лишенное права управлять транспортным средством, нарушает этот запрет и управляет автомашиной, принадлежащей ему или иному лицу.
До 1989 г. осужденный, нарушивший запрет суда и занимавший должности, которые он не вправе был занимать, или занимавшийся деятельностью, которой он не имел права заниматься, подвергался уголовной ответственности. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 декабря 1989 г. соответствующая норма была исключена из Уголовного кодекса РСФСР. Нет ее и в УК 1996 г. В определенных случаях нарушитель запрета может быть привлечен к административной ответственности, например лицо, управляющее транспортным средством после лишения его права управления (ст. 12.7 КоАП).
Вместе с тем ст. 315 УК предусматривает уголовную ответственность лиц, виновных в неисполнении приговора суда. По этой статье несут ответственность представители власти, государственные служащие, служащие органа местного самоуправления, а также служащие государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, если они злостно не исполняли вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт, а равно воспрепятствовали их исполнению. Злостным следует считать неувольнение осужденного с должности, которую он не имел права занимать, после предупреждения, сделанного сотрудником уголовно-исполнительной инспекции.
На практике виновным в таком преступлении может быть лицо, пользующееся правом приема на работу и увольнения. Это может быть как руководитель предприятия, учреждения, организации или его заместитель, так и руководитель кадрового аппарата, который готовит соответствующий приказ, проверяет документы, вносит запись об осуждении в трудовую книжку.
Заключение.
Общей тенденцией в развитии мировой практики исполнения уголовных наказаний является повсеместное расширение применения мер, альтернативных лишению свободы. Преимуществами альтернативных наказаний являются: их меньшая репрессивность, они не ограничивают свободу передвижения осужденного, свободу общения с другими гражданами и т.д.; при их исполнении не прерываются социально полезные связи осужденных с родными и близкими, трудовыми коллективами и общественными объединениями; осужденные не изымаются из привычной социальной среды, поэтому нет необходимости в их социальной реабилитации после отбытия уголовного наказания; позволяют избежать тесного контакта осужденного с криминалитетом и получения негативного опыта; общество не несет больших материальных затрат по содержанию таких осужденных; более эффективно осуществляется социальный контроль за исполнением уголовного наказания, обеспечиваются права, свободы и законные интересы осужденных. Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России содержит широкий спектр уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, который в целом отвечает международным стандартам. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются и исполняются как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.
Поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ, существенным образом изменили правовую природу уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Главным содержанием этих наказаний становится труд осужденных на благо общества, в этой связи важное место в их исполнении отводится органам местного самоуправления и администрациям подведомственных им организаций и предприятий. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах. Исправительные работы применяются только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. На практике исполнение обязательных и исправительных работ может столкнуться с проблемами организационного, социально-экономического, нравственно-этического характера.