Способы размещения муниципальных заказов

Муниципальный заказ осуществляется путем заключения договоров (контрактов) на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных нужд. В роли заказчика могут выступать органы власти соответствующего уровня – федеральные, субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные получатели бюджетных средств. Контракты заключаются как с производителем продукции, так и посредником (дилером, дистрибьютором). Муниципальные заказы призваны удовлетворить государственные нужды. Ведением сайтов для муниципальных заказов и управлением государственными и муниципальными заказами в регионах занимаются агентства муниципального заказа. Именно агентства муниципального заказа отслеживают правомерность размещения муниципальных заказов, соответствие всех процедур законодательству, осуществляют управление государственными и муниципальными заказами.

Размещение муниципального заказа осуществляется в рамках тендера. Основная задача тендера на муниципальный заказ – выявить поставщика, сотрудничество с которым будет максимально надежным и выгодным.

Все муниципальные заказы можно найти на сайтах муниципальных заказов в специальном реестре муниципальных заказов. Обычно региональные государственные и муниципальные заказы публикуются на единых порталах, поэтому термин «сайт муниципального заказа» является в данном случае упрощенным. Любой муниципальный заказ, вне зависимости от суммы, должен быть размещен на сайте муниципального заказа. Размещение муниципального заказа возможно различными способами

На сегодняшний день законодательством признаны следующие способы размещения муниципального заказа в рамках системы муниципального заказа:

а) путем проведения торгов в форме:

- конкурса (открытого / закрытого);

- аукциона (открытого / закрытого);

- электронного аукциона;

б) без проведения торгов:

- запрос котировок;

- у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

- на товарных биржах.

способы размещения муниципального заказа
у единственного поставщика
путем проведения торгов в форме
на товарных биржах
запрос котировок
аукциона
Электронного аукциона
конкурса
без проведения торгов

Рисунок 1 – Способы размещения муниципального заказа

Оптимальный способ размещения муниципального заказа выбирается исходя из объемов контракта и сроков, в которые нужно реализовать данный государственный или муниципальный заказ. Формированием муниципального заказа может заниматься как сам госзаказчик, так и нанятый им организатор для тендера муниципального заказа (сегодня существуют специальные организации, которые профессионально занимаются управлением государственными и муниципальными заказами). Формирование муниципального заказа подразумевает под собой создание конкурсной документации для муниципального заказа, где описываются основные условия выбора поставщика, требования к предоставляемым товарам, работам и услугам в рамках муниципального заказа, а также сроки предоставления заявок на участие. Когда формирование муниципального заказа завершено, производится размещение муниципального заказа на сайте муниципального заказа и в реестре муниципальных заказов.

При размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Наиболее распространенной формой размещения заказа является проведение открытого конкурса. Заказчик публично сообщает неограниченному числу лиц о проводимом конкурсе путем публикации извещения о проведении конкурса в официальном печатном издании и размещении информации на официальном сайте заказчика (официальные сайты РФ, субъекта РФ, муниципального образования). Следовательно, заявку на участие в открытом конкурсе может подать любой поставщик, который прочитал опубликованное объявление и соответствует конкурсным требованиям. Муниципальный контракт заключается с победителем конкурса, предложившим наиболее выгодные условия в соответствии с требованиями конкурсной документации.

Закрытый конкурс предполагает направление персональных приглашений участникам, способным представить требуемые товары, работы и услуги. Опубликование информации о закрытом конкурсе в СМИ не производится. Заказчик вправе размещать заказы путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае, если предметом муниципального контракта являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в части, составляющей государственную тайну.

Аукцион – торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену муниципального контракта. Аукционы также бывают открытыми и закрытыми. Заказчиком формируется начальная (максимальная) цена контракта. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта на «шаг аукциона». Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

Запрос котировок – это упрощенный способ размещения муниципального заказа. Информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок.

Заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров/работ/услуг в случае, если:

- для данных товаров/работ/услуг есть функционирующий рынок и муниципального контракта не превышает 500 тысяч рублей;

- аукцион признан несостоявшимся и начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тысяч рублей.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Закупки у единственного поставщика могут проводиться заказчиком в случаях, если:

- поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;

- осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);

- осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;

- выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;

- возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями;

- возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно;

- производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством РФ;

- размещается заказ на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;

- осуществляется размещение заказа на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, и производство которых осуществляется единственным производителем, у поставщика таких вооружения и военной техники, включенного в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники;

- осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке;

- только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона;

- конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен;

- при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка;

- возникла потребность у заказчика в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса или извещения о проведении открытого аукциона;

- осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента РФ.

Размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных муниципальных нужд на сумму, превышающую 5 миллионов рублей, может осуществляться на товарных биржах. Порядок размещения заказов на товарных биржах устанавливается Правительством РФ и регулируется Гражданским кодексом РФ, законодательством РФ о товарных биржах и биржевой торговле и требованиями Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Главная цель размещения муниципального заказа – это достижение прозрачности сделок по муниципальным заказам и экономия бюджетных средств.

Сегодня существует два способа размещения муниципального заказа в рамках системы муниципального заказа: путем проведения торгов в форме; без проведения торгов.

Муниципальные заказы имеют большое значение в жизни городов.

Наши рекомендации