Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов по юридическому значению

Тема 2.

Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах.

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах.

2. Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов по юридическому значению.

3. Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов по содержанию.

4. Правовое значение постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах.

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Такое обилие правовых актов и содержащихся в них правовых предписаний регламентирующих деятельность правоохранительных органов необходимо чтобы свести к минимуму возможность:

- во-первых, произвола, беззакония в их деятельности,

- во-вторых, с тем, чтобы уменьшить возможность следственных и судебных ошибок.

Обобщенно всю совокупность нормативно-правовых актов часто именуют законодательством (Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы).

Акты же индивидуально-распорядительного характера (приказы, распоряжения, указания и т.п.), хотя и издаются, в том числе и органами государства, касаются лишь конкретных, персонально определенных лиц и действие их чаще всего прекращается с момента их исполнения.

Для того чтобы дать общую характеристику нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, вначале необходимо получить представление о том, каким образом разграничиваются полномочия в области правового регулирования между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ (республик, областей, краев и др. государственно-правовых образований в составе Федерации).



1. К ведению федеральных органов власти отнесены: - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; - установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; - формирование федеральных органов государственной власти (в том числе федеральных судов и других федеральных правоохранительных органов); - судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; - федеральные и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу на всей территории России. 2. К предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ относятся: - конституционный контроль; - защита прав и свобод человека и гражданина; - обеспечение законности, правопорядка общественной безопасности, режима пограничных зон; - кадры судебных и правоохранительных органов; - адвокатуру и нотариат; - федеральные законы и законы субъектов РФ.  
Все, что не относится ни к предметам ведения РФ, ни к предметам совместного ведения РФ и субъектов в ее составе, является исключительной компетенцией субъектов РФ.

Эта компетенция не должна нарушаться федеральным законодателем.

При возникновении же противоречия между федеральным законом, принятым по вопросу, не входящему в перечень предметов ведения РФ или предметов совместного ведения, и законом или иным нормативно-правовым актом субъекта РФ действует уже не ФЗ, а нормативно-правовой акт субъекта РФ.

Нормативные акты о правоохранительных органах носят весьма разнообразный характер – они обладают различной юридической силой, издаются не каким-либо одним государственным органом, а целым рядом органов законодательной и исполнительной власти различных уровней, издаются в различных формах – в форме законов, постановлений, указов, приказов, распоряжений и т.п.

Более того, вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных органов, регулируются не только внутренним российским правом, но и правом международным, нормы которого закреплены, прежде всего:

- в международных договорах (конвенциях, пактах и т.п.),

- в актах, издаваемых международными организациями (декларациях, резолюциях и т.п.),

- в международно-правовых обычаях и общепризнанных принципах, которые могут быть формально не закреплены в каком-то специальном международном договоре, но положения, в них содержащиеся, приобретают общеобязательный характер в силу признания их мировым сообществом.

Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов по юридическому значению.

Для того чтобы изучить такой большой массив нормативно-правовых актов, необходимо делать это по определенной системе, то есть упорядоченно. Для этого необходимо все множество нормативных актов о правоохранительных органах разделить на группы по определенным критериям (основаниям), т.е. классифицировать.

В учебной литературе нормативно-правовые акты о правоохранительных органах чаще всего классифицируются по двум критериям:

- по содержанию (предмету регулирования);

- по юридической силе(юридическому значению).

Классификация н.п.а. по юридической силе:

Юридическая сила нормативно-правового акта означает его положение относительно других актов в иерархической системе, установленной Конституцией России (в статьях 4, 15, 76, 90 и 115).

Конституция РФ.

Во главе иерархии находится Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ) и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Международные нормы.

Конституция РФ в ч. 4 ст. 15 устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Нормы международных договоров имеют приоритет в случае противоречия их с внутренним российским законодательством. То есть если международным договором установлены иные нормы, чем предусмотрены российским законом, то применяется международный договор.

Однако здесь следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

- такой приоритет перед российским законодательством нормы международного права приобретают лишь в случае закрепления их в тексте международного договора;

- обязательную юридическую силу международный договор приобретает только после выражения согласия Российской Федерацией на это и его официального опубликования.

Под международным договором Российской Федерации следует понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах.

К иным нормам международного права относятся его общепризнанные принципы и нормы.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие, общеобязательные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Наши рекомендации