Таможенная проверка: виды, порядок проведения
Таможенная проверка - форма таможенного контроля, представляющая собой проверку, затрагивающую финансово-хозяйственную деятельности проверяемого лица (во внешнеторговой сфере или в целом).
Организация и проведение таможенных проверок осуществляется должностными лицами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, подразделениями (отделами) таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений и таможен.
Таможенная проверка проводится таможенным органом, в регионе деятельности которого:
- зарегистрировано проверяемое лицо;
- выпущен или находится товар.
ТК ТС не дает определения таможенной проверке как форме таможенного контроля. В п. 1 ст. 122 ТК ТС обозначена лишь цель таможенной проверки, а именно проверка соблюдения лицами требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов ЕАЭС. И далее, через отдельные положения статей ТК ТС, посвященных как таможенной проверке, так и всему таможенному контролю, раскрывается содержание данной формы таможенного контроля.
Лица, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, - это хозяйствующие субъекты государства - члена ЕАЭС (российские юридические лица или индивидуальные предприниматели).
Часть 2 п. 2 ст. 122 ТК ТС к таким лицам относит:
- декларантов;
- лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, УЭО;
- лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров после их выпуска;
- иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
- лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
Таким образом, кроме первоначальных участников таможенных правоотношений таможенной проверке могут подвергнуться:
- лица, получившие права на товары в соответствии с отдельными таможенными процедурами (например, лицо, ремонтирующее временно ввезенный товар или переработчик товара, помещенного декларантом под таможенную процедуру переработки на таможенной территории);
- лица, являющиеся производителями и (или) продавцами товаров, вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
- приобретатели, продавцы, арендаторы, хранители и т.д. товаров, ввезенных на таможенную территорию.
В зависимости от поводов проведения таможенной проверки, а также подконтрольных лиц, таможенными органами проверяются:
- факт помещения товаров под таможенную процедуру (проверка законности перемещения товаров через таможенную границу);
- достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах (проверка декларантов, таможенных представителей, УЭО, перевозчиков);
- соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами (проверка декларантов, товары которых выпущены с предоставлением целевых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов);
- соблюдение требований, осуществления деятельности в сфере таможенного дела;
- соответствие условиям получения статуса УЭО;
- соблюдение условий таможенных процедур, действующих после выпуска товаров.
Проведению таможенной проверки предшествуют аналитическая и подготовительная работа (если по результатам аналитической работы принято решение о проведении таможенной проверки).
Таможенные проверки могут быть камеральными и выездными. Выездные таможенные проверки: плановыми и внеплановыми.
В процессе проведения таможенных проверок таможенные органы вправе:
- получать документы и сведения от проверяемых и других лиц (банков, государственных контролирующих органов);
- применять иные формы таможенного контроля (например, получение объяснений, проверка системы учета товаров и отчетности).
Камеральная таможенная проверка проводится таможенным органом по месту своего нахождения путем изучения и анализа имеющихся документов и сведений (например, представленных при таможенном декларировании товаров или при включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, УЭО).
Камеральные таможенные проверки не ограничиваются ни по частоте, ни по продолжительности.
По окончании проведения камеральной таможенной проверки составляется акт по форме утвержденной приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок».
Выездная таможенная проверка предполагает присутствие должностных лиц таможенного органа в месте нахождения (осуществления деятельности) проверяемого лица.
Выездная таможенная проверка проводится:
- на основании отдельного решения начальника (заместителя начальника) таможенного органа;
- комиссией, состоящей из должностных лиц таможенного органа;
- при предъявлении проверяемому лицу решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений должностных лиц таможенных органов, участвующих в выездной таможенной проверке.
Выездные таможенные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые выездные таможенные проверки проводятся в соответствии с предварительно разработанным таможенным органом планом проверок на определенный период времени, например календарный год. Плановые выездные таможенные проверки могут быть отнесены к профилактическим контрольным мерам, проводимым не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица и раз в три года в отношении уполномоченных экономических операторов.
Проведению плановой выездной таможенной проверки предшествует уведомление проверяемого лица о такой проверке. Сама проверка начинается не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения лицом уведомления.
Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их применения, при наличии соответствующих оснований (появление которых не может быть запланировано), например:
- получение данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенных правил;
- заявление заинтересованного лица на получение статуса УЭО;
- проверка достоверности сведений путем проверки иных лиц, связанных с проверяемым лицом сделками с товарами (встречная выездная таможенная проверка);
- выполнение запроса компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.
При проведении выездных таможенных проверок таможенные органы вправе проводить инвентаризацию товаров (в соответствии с НК РФ), изымать интересующие документы, налагать арест на товары или изымать их, опечатывать помещения с товарами.
Общий срок проведения выездной таможенной проверки составляет два месяца с возможным его продлением еще на месяц.
Для проведения экспертизы или получения дополнительных документов и сведений, в том числе от компетентных органов иностранных государств, течение срока проведения выездной таможенной проверки приостанавливается до шести месяцев.
Выездная таможенная проверка оформляется актом по форме, утв. приказом ФТС России от 30.12.2010 №2713.
Результаты проведения таможенной проверки могут указывать на факты неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов и (или) несоблюдения действующих запретов и ограничений, например, по причине неправильной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, неправильного определения таможенной стоимости или страны происхождения товаров. Данные факты отражаются в акте таможенной проверки и служат основанием для принятия соответствующих решений (о классификации товаров, о корректировке таможенной стоимости, о стране происхождения товара), принятия мер по взысканию таможенных платежей, возбуждения дел о нарушении таможенных правил или по признакам преступлений в сфере таможенного дела.