Понятие педагогической профессии, ее возникновение
Лекция 1. Педагогическая профессия, ее характеристика
Профессия "педагог" - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими. Чаще всего это были старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Эти дети становились монахами-писцами при монастырях. Грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей.
С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным людям, а большому количеству. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. Для этого нужны специальные методики, которые могут разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности. Профессия педагог становиться самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, становятся разнообразнее, теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.
Социальная значимость учителя очень велика, ведь от него во многом зависит, каким станет новое поколение, на что оно будет способно, а, следовательно, каким будет наше будущее общество.
Прежде чем говорить о педагогической профессии, необходимо обратиться к самому термину «профессия», чтобы получить четкое представление о данном виде деятельности.
Профессия (от лат. profiteor, что значит «объявляю своим») - это род трудовой деятельности, занятий, требующий специфических теоретических знаний и практических умений (или требующий определенной подготовки) и являющийся обычно источником существования человека. Можно выделить четыре значения термина «профессия»:
1) Область приложения сил человека или область, в которой человек осуществляет свои функции как субъект труда.
2) Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями.
3) Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции.
4) Деятельность, работа профессионала, то есть сам процесс реализации трудовых и, притом, профессионально выполняемых функций.
Профессия – это объективно необходимый, особый род деятельности, связанный с реальной действительностью. Она обладает собственной целью, имеет собственный продукт, нормы и средства, которые обусловлены социальной функцией и технологией той среды общественной жизни, которую данная деятельность обслуживает.
Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель, орудия труда, условия труда.
Профессию не следует путать со специальностью, которая закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Специальность может быть узкой или широкой, но в любом случае, она связана с ареалом знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Поэтому следует различать: педагог – это профессия, а филолог – может быть специальностью в рамках этой профессии. В рамках одной специальности могут существовать самостоятельные профессии. Так, в специальности педагога имеется широкий спектр профессий: воспитатель школьный психолог, учитель, социальный педагог, методист и пр.
Профессиональная группа специальностей - это совокупность специальностей, объединённых по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающиеся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определённого класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая специализация - определённый вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.
Педагогические специальности объединены в профессиональную группу "Образование". Основанием дифференциации специальностей является: а) предметные области знаний (литература, химия, математика и т.д.); б) возрастные периоды развития личности (дошкольник, младший школьник, подросток и т.д.); в) особенности развития личности, связанные с психофизиологическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственного развития, дивиантное поведение).
Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое, правовое и т.д.), что позволяет эффективнее использовать интеграцию в деятельности различных учителей.
Любая профессия имеет внутренние и внешние характеристики. Внешние – это социальный, политический статус и престиж профессии на данном этапе развития общества.
Внутренние – это ее содержание и конкретные требования к выполнению профессиональной деятельности. Профессия имеет два основных внутренних параметра – функции и квалификация.
Функциональное деление предполагает исполнение профессиональных обязанностей в соответствии с избранной специальностью.
Квалификация определяет, что надо изучить и уметь, чтобы получить профессию и работать в соответствии с ней.
Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач.