Территориальное устройство Франции
Франция представляет собой децентрализованное унитарное государство. Основными особенностями ее территориального устройства являются наличие заморских департаментов и заморских территорий, многоуровневость территориального устройства метрополии (при недопустимости установления отношений подчинения между территориями различного уровня, что на практике не всегда удается соблюсти), а также сочетание на местах самоуправления территорий с государственным управлением. Местное самоуправление в собственном смысле слова осуществляется в коммунах и департаментах, а регионы можно считать своеобразными территориальными автономными единицами; решаемые на этом уровне вопросы уже сложно отнести к вопросам местного значения; не имеют самоуправления округа. Кроме того, к специфическим чертам можно отнести и унификацию организации власти на местах, и наличие ряда специальных территориальных округов (военных, школьных и т. п.), которые не всегда совпадают с общими территориальными единицами. К ним относятся также кантоны, в основном выполняющие ныне функции судебных и избирательных округов.
Вся европейская территория Франции делится в настоящее время на 22 региона. Каждый регион обладает автономией, задача его органов состоит в обеспечении экономического, социального, культурного и научного развития и защите самобытности соответствующей территории. Регионы имеют свой бюджет, самостоятельно разрабатывают планы экономического и социального развития. В социально-экономической сфере они наделены широкими полномочиями.
В каждом регионе создается по нескольку департаментов, а всего их 96. Департаменты - это основные единицы территориального деления. Департамент призван координировать деятельность органов самоуправления коммун, в том числе оказывать им финансовую помощь. Департаменты делятся на округа, в которых местное самоуправление не осуществляется: их задача заключается в надзоре за коммунами и координации их деятельности, в основном в социальной сфере. Коммуны, которых в стране насчитывается более 36 000, являются низовой территориальной единицей. Они создаются в городских и сельских поселениях. Вместе с тем Париж одновременно имеет статус как коммуны, так и департамента. Кроме того, Париж, Лион и Марсель делятся на внутригородские округа, в которых в отличие от указанных выше над-коммунальных округов осуществляется местное самоуправление. Полномочия между всеми указанными уровнями публичной власти разграничены Законом 1982 г. о децентрализации, рядом других законов.
Заморские территории.
Заморскими территориями и департаментами именуются некоторые находящиеся вне европейской Франции территории и острова, имевшие ранее статус французских колоний, над которыми сохранился суверенитет Франции. Заморские территории - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Арктические земли - обладают широкой автономией. Однако вопросы обороны, внешней политики, судебной системы находятся в ведении Франции. Статус заморских Департаментов (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) аналогичен статусу одновременно французских регионов и департаментов. Это означает, что органы заморских департаментов осуществляют одновременно полномочия, принадлежащие на европейской территории Франции как регионам, так и департаментам.
Корсика обладает большей степенью автономии, чем другие территории метрополии. Ее статус определен Законом 1991 г. о статусе территориального коллектива Корсики. Это прежде всего выражается в большем объеме полномочий ее органов власти, а также в наличии своего парламента - Собрания. Предоставление Корсики большей, самостоятельности обусловлено особенностями ее национального состава. По сути, там имеет место национально-территориальная автономия.
51. Система государственных органов Франции.
Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.
Современная Франция представляет собой республику с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают президент и правительство в лице Совета министров. Президент и правительство вместе составляют центральную исполнительную власть.
Президентский срок полномочий – 5 лет. Выборы Президента проводятся в два этапа: на первом этапе выбираются претенденты прямым всеобщим голосованием по мажоритарной избирательной системе, на втором этапе – по принципу относительного большинства.
Президент Франции – глава Республики и верховный главнокомандующий страны. Также Президент выступает в роли гаранта национальной независимости и территориальной целостности государства. Президент Франции обладает широкими полномочиями относительно управления государством.
Правительство или Совет министров представляют собой коллегиальный орган. Правительство состоит из государственной администрации и полиции, а также органов национальной безопасности и вооруженных сил. Правительство полностью подчинено его председателю, которым является Президент Франции.
Парламент Франции является высшим представительным и законодательным органом.
Парламент состоит из двух палат, таких как:
1) Сенат, его состав переизбирается каждые 9 лет косвенными выборами. Члены сената опираются в своей работе на интересы территориальных коллективов;
2) Нижняя палата (или национальное собрание). Его представители переизбираются каждые 5 лет прямым всеобщим голосованием. Члены нижней палаты избираются в два этапа, так же как и Президент.
Судебная власть Франции – это суды общей юрисдикции и административные суды. Все суды подчиняются общей юрисдикции Кассационного суда. Суды имеют свою специфику по направлениям: Административные суды, мировые суды, уголовные и др.
Государственный совет Франции является высшим органом административной юстиции.
Избирательным правом обладают граждане, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет. С этого времени граждане становятся обладателями активного избирательного права.
Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собрание приобретается после 23 лет. Для права участия в выборах в Сенат гражданам необходимо достичь возраста 35 лет. Возрастных ограничений для баллотирования на пост Президента не установлено.
Во Франции существует избирательный залог для кандидатов, выдвигающих свои кандидатуры: для нижней палаты -1 тыс. франков, для сенаторов – 2 тыс. франков, для кандидатов на должность Президента -10 тыс. франков.
52. Партийная система Франции.
В период с 1958 по 1981 гг. во Франции действовала доминантно-партийная система. Она базировалась на привилегированном положении очень влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Несмотря на идейность, название партии менялось несколько раз.
Партия «Объединение в поддержку республики» – буржуазно-центристская партия, которая была организована в 1958 г. генералом Ш. де Голлем и его ближайшими соратниками. Эта партия основана на традиционных либеральных ценностях. Ее представители стремятся ускорить европейскую интеграцию с учетом интересов Франции. Основная работа партии проводится в направлении создания и расширения влияния создании своей политической организации. Ее лидеры имеют поддержку различных слоев французского общества. Их популистским лозунгом является призыв «Быть везде». Объединения в поддержку республики призывают сохранить историческое величие Франции и ее культуры. Занимаясь политической пропагандой, представители ОПР продвигают идею сильной президентской власти и политической стабильности в обществе.
Социалистические организации стали заметны во французской политике только во второй половине XIX в.
Современная Французская социалистическая партия (ФСП) появилась в 1971 г. Она была основана как объединение небольших социал-демократических организаций. Эту партию возглавил популярный политик того времени Ф. Миттеран, который затем стал президентом Франции на период 1981–1995 гг. Политическая платформа ФСП – демократический социализм. Их главные идеи: справедливое подконтрольное распределение общественного продукта, защита физических лиц без учета их гражданства наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. ФСП находится в глубоком идейно-политическом кризисе. Ситуацию усугубило поражение на последних президентских и парламентских выборах.
Существует еще одна политическая партия – Французская коммунистическая партия (ФКП), дата ее основания – 1920 г. В середине прошлого века ее популярность была очень высока среди предпринимателей, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, а также в среде интеллектуалов. Представители ФКП в последние годы снизили уровень своего влияния, потеряли много сторонников.
Кроме названных, существует еще несколько активных буржуазных партий, блоков и движений: радикал-социалисты, Центр социальных демократов, республиканская партия радикалов, республиканская партия. Действующая крайне правая политическая партия «Национальный фронт» продвигает свой лозунг «Франция только для французов».
Во Франции не существует конкретной законодательной базы, которая устанавливала бы нормы деятельности политических партий. Для того чтобы организовать свою политическую партию, не обязано проходить государственную регистрацию.
53. Судебная система Франции.