Преступления террористической направленности
Феномен терроризма представляет собой одно из наиболее опасных и довольно распространенных явлений современной действительности, хотя терроризм существовал практически всегда с того момента, как появился такой публично-правовой институт как государство. По своей сути терроризм представляет собой противопоставление государственным устоям, институту публичной власти. Это всегда организованное явление, которое объединяет деятельность довольно большого количества людей, в целях воздействия на органы государственной власти. Терроризм предполагает самые кардинальные методы выражения в объективной действительности, связанные с причинением существенного ущерба наступлению тяжких последствий (взрывы, поджоги, массовые убийства, использование оружия массового поражения). Терроризм всегда отличается масштабностью, массовостью своих последствий. Его нужно отличать от экстремизма. Экстремизм также может сопровождаться использованием этих методов, но экстремизм как явление преследует иные цели – борьба одной социальной группы с другой по признакам расовой, национальной, религиозной и т.д. ненависти и вражды.
В действующем УК феномен терроризма представлен несколькими составами преступлений, основу которых составляет террористический акт (ст. 205). Кроме него законодатель выделил как самостоятельные составы преступлений содействие террористической деятельности (ст. 205.1) и публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2).
Отдельное место среди преступлений этой группы составляет захват заложника (ст. 206), который, по мнению законодателя, может быть совершен не только в террористических целях.
Террористический акт.
Родовым объектом террористического акта является общественная безопасность и общественный порядок. Видовым – общественная безопасность. Понятие общественной безопасности сформулировано в законе РФ «О безопасности» 1993 года. Согласно положениям этого нормативного акта, под безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства. К жизненно важным интересам, благам относятся жизнь, здоровье, имущественные интересы, состояние окружающей, природной среды.., и законодатель не ограничивается этими благами. Таким образом, нарушения общественной безопасности наблюдается тогда, когда существует угроза применительно к личности – жизни и здоровья конкретного человека, а также имущественных интересов, применительно к обществу и понятию «общественная безопасность» - жизнь и здоровье членов общества, населения, их имущественные интересы и т.д. Угроза общественной безопасности в отличие от угрозы безопасности личности предполагает возможность причинения ущерба сразу многим людям, неопределенному количеству людей.
Понятие общественной безопасности как состояния защищенности <…> породило две принципиально различающиеся между собой точки зрения на объект преступлений против общественной безопасности. Многие из них имеют материальные составы и предполагают наступление таких общественно опасных последствий как смерть, вред здоровью различной степени тяжести, имущественный ущерб и т.д. В данной связи многие ученые считают эти преступления двух и более объектными (многообъектными), выделяя помимо общественной безопасности как основного объекта еще и дополнительный непосредственный объект (жизнь, здоровье, собственность и т.д.). Исходя из традиционного взгляда на объект преступления как на отношения, которым: первое, причиняется вред; второе, которые ставятся под угрозу причинения вреда, можно сделать вывод, что в данном случае нет необходимости выделять дополнительный объект преступления, поскольку именно в причинении смерти, вреда здоровью многих людей имущественного или экологического ущерба и состоит (заключается) содержание нарушения общественной безопасности. В противном случае, смысл категории «общественная безопасность» пустеет.
Непосредственный объект террористического акта – также общественная безопасность или безопасность общества.
Объективная сторона террористического акта предполагает два варианта совершения преступления:
1) непосредственных действий по устрашению населения, совершенных с совершением взрывов, поджогов или иных способов, создающих опасность гибели человека, причинении значительного имущественного ущерба и наступлением иных тяжких последствий;
Этот вариант характеризуется конкретными действиями и конкретными последствиями, которые предполагают наступление смерти и причинения ущерба здоровью многих людей, уничтожение и повреждение имущества, разрушение зданий и сооружений, загрязнение окружающей природной среды.
2) угрозе совершения теракта.
В отличие от соответствующих преступлений против личности в данном случае законодатель не разделяет эти преступления, хотя они и разные по характеру и степени общественной опасности.
Таким образом, этот состав можно считать формально-материальным.
С субъективной стороны террористический акт характеризуется только прямым умыслом, на что указывает специфическая цель – устрашение населения и, главное, воздействие на принятие решений органами публичной власти РФ или международных организаций. Именно цель отличает террористический акт от других похожих преступлений (например, от совершения убийства общеопасным способом).
Субъект преступления – общий.
Законодатель предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности для лиц, которые, отказавшись от продолжения участия в террористической деятельности, своими действиями способствовали предотвращению теракта.
Содействие террористической деятельности, призывы к ней и ее оправдание (ст. 205.1 и 205.2) – это конвенционные преступления (конвенциональные), которые появились в УК РФ после ратификации международной конвенции о противодействии терроризму. Эти составы преступлений едва ли вписываются в систему отечественного уголовного законодательства, поскольку по сути дела не являются самостоятельными преступлениями, а представляют собой криминализированные виды соучастия в теракте.
Объект – тот же, что и в ст. 205.
С объективной стороны характеризуется:
1) склонением, вербовкой, вовлечением лица в совершение преступлений террористического характера, причем законодатель в данном случае существенно расширяет рамки представлений о террористической деятельности, включая туда помимо 205 и 206 ст. еще и преступления, предусмотренные ст. 211, 277, 278, 279, 360, - т.е. варианты подстрекательства;
2) вооружением и подготовкой лица для совершения этих же преступлений – т.е. пособничеством и подстрекательством;
3) пособничеством в совершении преступления, предусмотренного ст. 205, под которым законодатель понимает умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления, устранением препятствий для реализации преступного умысла, обещанием скрыть преступника, средства, орудия совершения преступления, следы преступления, а также имущество, добытое преступным путем;
4) финансированием терроризма, которое представляет собой сбор и предоставление средств, финансовых услуг для обеспечения подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений террористической направленности, либо существования организованной преступной группы или преступного сообщества, деятельность которых связанна с терроризмом;
5) публичными призывами к осуществлению террористической деятельности или публичным оправданием терроризма, которые можно рассматривать как форму подстрекательства. Публичность означает, что призывы к террористической деятельности высказываются в СМИ, на массовых мероприятиях, в официальных выступлениях или выступлениях перед большим количеством людей в расчете воздействия на их сознание. То же самое касается и оправдания терроризма, суть которого состоит в одобрении совершения преступлений названных выше, в положительной оценке террористической идеологии. Высказанные в СМИ оправдание или призывы к террористической деятельности образуют квалифицированный состав преступления.
С субъективной стороны все эти деяния характеризуются прямым умыслом, на что указывает цель преступления и их формальная конструкция.
Субъект преступления – общий.