Политический строй Кабарды и Горских (балкарских) обществ в XVI - первой половине XIX в
В середине XVI в. адыги подразделялись на следующие племена: жанеевцы, натухайцы, шапсуги, абад-зехи, махошевцы, бесланеевцы, убыхи, хакучи и кабардинцы. Границы их обитания проходили от Черного моря (с запада) до кумыков (на юго-восток). На северо-востоке они граничили с ногайцами, на юго-востоке - с Абхазией. Таким образом, адыги занимали на Северном Кавказе территорию почти от моря до моря. Источники свидетельствуют, что так называемая Черкесия подразделялась на Западную (собственно Черкесию) и Восточную (Кабарду).
К XVI в. Кабарда становится на Центральном Кавказе одним из мощных феодальных государственных образований. Она занимает не только важный стратегический район Северного Кавказа, но и обширную территорию. Западная граница Кабарды доходила до бесланеевцев, отделившихся от кабардинцев еще в XV в., живших в XVI-XVII вв. между Кубанью и Лабой. На востоке ее граница доходила до впадения реки Аргун в Сунжу.
Горные ущелья к югу от Кабарды занимали балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы. В XV-XVI вв. в Черек-ском ущелье до Черных гор, т. е. «голых гор», существовало кабардинское княжество Идария («Идар туз» - называли его балкарцы), по имени отца Темрюка Идарова. Таким образом, граница Кабарды в Черекском ущелье доходила до Черных гор, где кончаются лесные массивы; выше них жили три балкарских общества: Балкарское, Безенгиевское и Хуламское. В Чегемском ущелье - Чегемское общество. В Баксанском ущелье жили карачаевцы. Но позже их вытеснили кабардинские князья, и те переселились в начале XVII в. в верховья Кубани. Балкарцы поселились в Баксанском ущелье во второй половине XVIII в. и образовали Урусбиевское общество. Первые известия о балкарцах в русских источниках встречаются в начале 1629 г. Более подробные сведения о них имеются к 1650-1652 гг. в сообщениях, исходящих от русских послов в Имеретию Толочанова и Иевлева, встречавшихся с «балкарскими мурзами».
В рассматриваемый период социально-классовая структура Кабарды и Балкарских обществ была пестрой. Класс феодалов в Кабарде делился на несколько разрядов. Представители высшей знати назывались «пщы» (пши) (в первоначальном значении - глава рода, старейший). В русских источниках их называли князьями и мурзами. По имени того или иного князя назывались их владения (Казиева Кабарда, Шолохова Кабарда и т. д.). Так, Идария лежала в центре Кабарды в среднем течении Черека, а земли рода Кайтукиных - в Пятиго-рии, Таусултановых и Клехстановых - по правому берегу реки Терека до ущелий. Русские источники свидетельствуют, что княжили в этих местах Пшиапшоко Кайтукин, Темрюк Идаров, Шолох Тапсоруков и Мудар Алкасов.
Кроме князей, были и уздени (уорки) разных степеней: уорки первой степени именовались тлякотлеш (лъа-къуэлъэщ), второй - дижиниго (дыжьыныгъуэ); за ними по феодальной лестнице следовали уорки низших степеней. Уорки обязаны были нести военную службу во время княжеских походов. Тлякотлеши (лъакъуэлъэщ) и дижиниго (дыжьыныгъуэ) пользовались одинаковыми Завами в решении государственных дел. Например, ;ри кабардино-русских переговорах и те и другие могли ъггь советниками князя (къуэдзэ).
Тлякотлеши и дижиниго, занимая в общественной ЕИЗНИ равное положение, носили различные сословные [азвания. Вероятно, это связано с их национальным роисхождением. По крайней мере, этого мнения при-ерживаются многие специалисты. Дело в том, что в ериод феодализма кабардинские князья часто пригла-1али на вассальную службу представителей соседних ародов согласно обычаю «уэркътын». Приглашенные о стороны могли носить одно сословное название, а оренные кабардинцы - другое, хотя, согласно догово-у, и те и другие занимали одинаковое социальное по-ожение и пользовались одинаковыми правами.
Деление кабардинских узденей на коренных и при-гельцев отмечал и С. Броневский. В частности, он пиал, что «дворяне по-черкесски ворк (уэркъ.- К. У)., D-татарски уздень; различают между собою: на корен-ых, или старинных дворян, которые составляют пер-ую степень дворянства; на второстепенных и на под-вастных дворян и так называемых узденей узденя».
Уорки высших степеней владели своими деревнями. орки низших степеней получали от князей вознаграж-ение за службу - уэркътын. В эту «узденскую дань» годил и участок земли. Уорки имели право переходить р одного князя к другому, если такая необходимость мквлялась. Причины могли быть самые разные. И если протитиворечия между князьями и уорками становились неразрешимыми, то этот переход от одного князя к другому осуществлялся. Своих уорков имели тлякотлеши дижиниго.
Феодальная земельная собственность в Кабарде во многом в этот период оставалась неопределенной. Основным ее видом были неразделенные феодальные владения южеских семей, которые во главе со старшими в семье гадели группой деревень. Здесь феодалы и члены их мей выступали верховными собственниками всей земли, на которой жили их уорки и зависимые крестьяне; князья распоряжались как пахотными землями, так и клибищами. Регулировались социально-классовые отношения в Кабарде обычным правом. военные слуги (княжеские дружинники) именовались уорками: уорки первой степени - тлякотлеши, второй -дижиниго, затем - уорки более низких степеней. В Кабарде известны три фамилии тлякотле-шей: Анзоровы, Куденетовы, Тамбиевы - и две дижиниго: Астемировы, Даутоковы. Неразделенные фамильные земельные угодья составляли в Кабарде в XVI в. основную форму феодальной собственности на землю. Князь, уздень, имевшие землю, владели ею всей семьей, родом, без раздела. Обычно во владения кабардинского феодала входило несколько «кабаков» (селений) с прилегающими к ним наделами и угодьями. Феодалы владели пахотными и пастбищными угодьями.
Кабардинское крестьянство делилось на несколько разрядов, которые в разной степени были зависимы от князей и уорков. Наиболее многочисленным разрядом были тлхукотлы (лъхукъуэл1 (каб.) - «крестьяне-общинники», лично свободные, но находившиеся в зависимости от феодалов, платившие им оброк и выполнявшие ряд повинностей. Оброк был натуральным, а повинности прикрывались патриархальными формами помощи и обычаями гостеприимства.
Феодальный строй Балкарских обществ имел свои отличительные черты. Феодалы балкарцев именовались аксюск - «белая кость», а также басиаты секелът. Правда, в середине XIX в. русское правительство признало за ними право называться таубиями, т. е. горскими князьями. Взаимоотношения балкарских феодалов и крестьян регулировались обычным правом. В нем были закреплены права и обязанности каждого класса и сословия. Балкарское крестьянство делилось тоже на разряды, отличавшиеся по степени зависимости от таубиев (каракиши, ясакчи, казаки, караваши). Совершенно бесправными были казаки и караваши; их положение можно было сравнить с положением унаутов (домашних рабов) в Кабарде. Крестьяне жили сельскими общинами, внутри которых сохранялись большие семьи и патронимии. В силу условий горного земледелия пахотные участки рано стали собственностью отдельных семей.
В XVII в. в Балкарских обществах имели место феодальные отношения.
Политический строй адыгов в XVI в. у различных их группировок был неодинаковым. Например, у кабардинцев, бесланеевцев, жанеевцев, махошевцев, темиргоев-цев, хамышевцев и черченейцев высшее феодальное сословие именовалось князьями; абадзехи, натухай-цы, убыхи, шапсуги имели первостепенных дворян, т. е. узденей, приравненных по своим правам к князьям. Иными словами, власть феодалов у адыгов в XVI в. была верховной светской властью. Князь считался предводителем дружины, которая могла быть собрана в его владениях; он объявлял войну и устанавливал перемирие; знатное его происхождение и непререкаемую власть признавали соседние племена.
Княжеский титул наследовался, переходил от отца к сыну, но только на основе равного брака (имеется в виду социальное происхождение). Внебрачные княжеские дети именовались «тума» и не наделялись равными правами с законными детьми. Дочери князей также не могли вступать в брак с мужчиной более низкого сословия и свое княжеское звание в этом случае ни мужу, ни детям не могли передавать. Высшим законодательным органом Кабарды была Хаса. На ней решение судов любой инстанции отвергали или утверждали. У кабардинцев ближе к 80-м гг. XVIII в. Хаса была трехпалатной: 1) КНЯЭК6СК&Я Хаса; 2) дворянская Хаса; 3) Хаса крестьян. Согласно разделению Большой Кабарды в XVIII в. на удельные княжества и партии, а также временные союзы княжеских родов, хасы были: 1) в уделе; 2) в партии, включавшей два удела; 3) при объединении трех уделов и, наконец, 4) общекабардинская Хаса, вернее Хаса Большой Кабарды. Место проведения Хасы в уделе, партии, коалиции феодальных кланов определялось старшими в них князьями, а созыв общекабардинской Хасы — пши-тхамадой.
Судебно-законодательным органом Балкарии было Тёре. Это был высший выборный общенациональный универсальный орган социально-политического и законодательного порядка, регулирующий политическую и общественную жизнь балкарцев и карачаевцев. Выборы в Тёре проходили один раз в 7 лет. Были малое и общенародное Тёрек