Республика – форма организации государственной власти (форма правление) в Беларуси
Особенности формы правления в РБ.
Понятие формы государства
Форма правления есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Истории известны две формы правления — монархия и республика.
Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве осуществляется одним лицом — монархом. В различных странах он называется по-разному — князь, король, царь, султан, шах, шейх и т.д. Монарх занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или населения (избирателей). Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая, абсолютная монархия, характеризуется сосредоточием всей власти в руках монарха. При второй власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства.
Республика отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республика, таким образом, есть форма правления, при которой граждане являются источником власти. Существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная или полупрезидентская. В первом случае президент является главой государства и правительства, он избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство, а президент — распустить парламент. В парламентарной республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Глава государства (президент), здесь обычно избирается парламентом; его обязанности ограничиваются представительскими функциями. В полупрезидентской, или смешанной, республике президент и парламент избираются народом. Главой государства здесь является президент, он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В целом же распределение полномочий и порядок взаимодействия между различными институтами власти при такой форме правления варьируются от страны к стране.
Беларусь - смешанная республика
Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской республикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент — Верховный Совет — не вправе был отправить в отставку Кабинет Министров, а Президент — распустить Парламент. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской республикой.
Президент Республики Беларусь, избираемый прямым народным голосованием, является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления этих обязанностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе в области функционирования институтов исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, формирует его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе отменять акты Правительства. Все это — элементы президентской формы правления.
Билет 26
Принцип унитаризма и его реализации в государственном устройстве РБ
Унитаризм. Белорусское государство является унитарным: оно не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. В Республике Беларусь действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один парламент и одно правительство. Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь административно-территориальное деление. Ныне ее территория поделена на 6 областей — Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую, в составе которых 118 сельских и 24 городских района. Причем, все ее административные единицы, представляя собой части единого целого, располагают только теми полномочиями, которые предоставлены им конституцией страны; никакими дополнительными государственно-властными прерогативами они не обладают.
Билет 27
Демократия – важнейшая ценность бел. народа. Реализация принципов и институтов демократии в политическом устройстве РБ.