Межнациональные конфликты и пути их преодоления
Обращаясь к истории, мы видим, что отношения между нациями и народностями нередко были напряжёнными, даже трагическими. К сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. На Ближнем Востоке многие годы длятся вооружённые столкновения между арабами и израильтянами. На Балканах до сих пор идёт борьба между различными национальными общностями. Нередко возникают межнациональные конфликты в странах Азии и межплеменные — в Африке. В межэтнических столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные и духовные ценности.
Причинами межнациональных конфликтов часто являются территориальные притязания, стремление той или иной нации создать собственную государственность либо изменить ранее установленные национально-территориальные границы. Конфликты порождаются также опасениями относительно того, что в результате притока иноязычного населения произойдёт размывание коренного этноса. Крайне
негативно сказываются на межнациональных отношениях ограничения в использовании национального языка, ущемление прав и свобод людей по национальному признаку.
Национальные чувства очень уязвимы. Иногда истинные, глубинные причины происходящих негативных явлений (глобальные экономические процессы и вызванные ими снижение жизненного уровня, безработица и др.) не получают правильной оценки в массовом сознании. Главным виновником изображаются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории.
Движения, направляемые идеями национализма, сыграли важную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии. Однако, как свидетельствует исторический опыт XX в., национализм из идейного обоснования борьбы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение приоритета национальных ценностей, превосходства и даже исключительности своей нации.
Крайняя, агрессивная форма национализма — шовинизм. Исходя из убеждения в превосходстве своей нации, шовинисты присваивают себе право поучать другие нации, навязывать им свою культуру и политическую линию, стремятся к захвату чужих территорий. Предельным выражением такой политики является фашизм. Человеконенавистническая идея о существовании неполноценных рас и народов вылилась в практику геноцида — истребления целых групп населения по национальному признаку.
Всеобщая декларация прав человека (1948), Хельсин-ский акт (1975), Парижская хартия (1990) провозглашают принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства. Возникли авторитетные международные организации, осуществляющие контроль за соблюдением данных основополагающих правовых норм. Это Комиссия ООН по правам человека, Комиссия ООН по предупреждению и защите меньшинств, Совет ООН по устранению расовой дискриминации, Гаагский международный суд и др.
Гуманистический подход к этническим проблемам состоит в приверженности идее мира, признании прав и сво-30
бод человека важнейшей ценностью, поиске согласия по спорным межнациональным вопросам, а также в отказе от национального насилия во всех его видах и формах.
В Конституции Республики Беларусь чётко сформулированы гарантии прав лиц всех национальностей, а также запрет на разжигание национальной розни или национальную дискриминацию. Статья 50 Конституции гласит: «Оскорбление национального достоинства преследуется по закону. Каждый имеет право пользоваться своим родным языком, выбирать язык общения». В статье 14 говорится, что государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.
Каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя равноправным гражданином Республики Беларусь, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это непреложное требование гуманизма.
Вопросы и задания
1. Что определяет целостность этноса? 2. Каковы характерные черты нации? 3. На протяжении своей жизни вы будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей. Согласны ли вы с утверждениями, что нет наций плохих или хороших, есть лишь плохие или хорошие люди, а точнее — плохие или хорошие поступки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком? Поясните свою точку зрения. 4. Проанализируйте основные причины межнациональных конфликтов. Какие пути выхода из них существуют? Приведите конкретные примеры, используя материалы средств массовой информации. 5. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь, нацеливающие на гуманизацию межнациональных отношений. |
1.Что определяет целостность этноса? 2. Каковы характерные черты нации? 3. На протяжении своей жизни вы будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей. Согласны ли вы с утверждениями, что нет наций плохих или хороших, есть лишь плохие или хорошие люди, а точнее — плохие или хорошие поступки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком? Поясните свою точку зрения. 4. Проанализируйте основные причины межнациональных конфликтов. Какие пути выхода из них существуют? Приведите конкретные примеры, используя материалы средств массовой информации. 5. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь, нацеливающие на гуманизацию межнациональных отношений.