Сущность современного российского государства
Сущность современного Российского государства связана с его формой, особенного составным элементом этой формы – политическим режимом, а также функциями государства на современном этапе. Конституционные основы современного государства в России сочетают традиционные и нетрадиционные основы. К первым можно отнести воссоздание таких органов власти и управления, которые были характерны для дореволюционной России: Государственная Дума, губернаторы, мировые суды и др. Ко вторым относятся: институт президента в стране в целом и в большинстве республик, органы субъектов федерации, мэры и др.
Политический режим по Конституции РФ является демократическим, но фактически установившийся политический режим является праволиберальным, основой которого должен быть средний класс. Но проблема существования данного режима как раз и состоит в отсутствии надлежащих основ развития среднего класса и социальной основы режима в целом. Необходимо утверждать основы социал-демократического режима, который характеризуется широкой политической демократией, правовым режимом законности и развитой системой гарантий и социальной поддержки, что соответствует и историческим традициям государственности. Основная проблема существующего в России политического режима состоит в отсутствии надлежащих государственных и общественных механизмов контроля за управляющими системами органов власти, управления и самоуправления. Это не только приводит к отчуждению власти от общества, но и к отсутствию конструктивного между ними взаимодействия, а это, в свою очередь, приводит политический режим к стагнации, к снижению эффективности всех систем управления государством.
В Конституции Российской Федерации провозглашается, что она является демократическим правовым федеративным государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно (референдумы, выборы) и через органы государственной власти и местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но являются органами публичной власти. Высшим непосредственным выражением власти народа по Конституции РФ являются референдум и свободные выборы.
Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. РФ совмещает в своей основе национальное и административно-территориальное деление. Важнейшим принципом построения системы государственных органов является разделение властей, но кроме разделения властей уместно говорить о необходимости их кооперации и согласования деятельности как единого механизма, создании эффективных органов контроля. Конституция гарантирует сохранение единой территории государства, единого экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Провозглашается идеологическое многообразие и светский характер государства.
РФ объявляется социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, материальное благополучие и свободное развитие граждан. Данная норма не реализована и является, по сути, нормой-задачей. В РФ в равной мере созданы правовые условия для развития всех форм собственности. Что создает предпосылки для многообразия форм хозяйственной деятельности.
Важнейшей задачей современного Российского государства является укрепление его основ: правовых, идеологически-культурных и религиозных, экономико-социальных, политических и др. Необходимо совершенствовать политическую основу общества, партийную систему, укреплять государственную и общественную дисциплину, демократическую законность.
К основным внутренним функциям современного Российского государства относятся: экономическая, социальная, идеологическая, обеспечения законности и правопорядка, охрана окружающей среды и др. Например, экономическая функция реализуется путем охраны всех форм собственности и выбора оптимальных вариантов и методов воздействия на различные формы организационно-хозяйственной деятельности, осуществлением интеграции в мировую экономику. К сожалению, социальная функция и политика государства на современном этапе существенно ограничена, государством гарантируются и обеспечиваются лишь минимальные социальные стандарты и нормативы, например, минимальный прожиточный минимум или минимальный размер оплаты труда, право на труд и оплата труда недостаточно гарантированны, отсутствуют надлежащие в государственном масштабе механизмы социальной поддержки и реабилитации.
К числу недостатков также можно отнести отсутствие общегосударственной идеологии России. Государство в недостаточном объеме гарантирует обеспечение прав и свобод человека и гражданина, не в полной мере реализует потенциал правоохранительных и других государственных органов по борьбе с преступностью и коррупцией. Сложной является экологическая ситуация в стране, государство недостаточно контролирует соблюдение экологических стандартов и нормативов, отсутствует целенаправленная деятельность по восстановлению экосистем России, природоохранительная деятельность не носит эффективного и системного характера.
Внешние функции современного Российского государства связаны с внутренними функциями, с приоритетными направлениями внешнеполитической деятельности, к которым традиционно относятся: функция обороны страны, поддержания мира и укрепления системы международной безопасности, развития интеграционных торгово-экономических, партнерских связей с другими государствами.
Все органы Российского государства основаны на единых принципах организации и деятельности. Но приоритетной является задача выстраивания надлежащей системы вертикальных связей и упорядочения отношений субординации. Требуется дальнейшее укрепление вертикали власти, проведение эффективной административной реформы, повышение ответственности государственных органов и государственных служащих на всех уровнях в соответствии с принципами федерализма, разделения властей, профессионализма, законности и демократизма.
Судебная система России недостаточно гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина, отсутствует в полной мере надлежащие формы контроля за осуществлением правосудия. Происходит бюрократизация судейского сообщества, судейский корпус превращается в замкнутую касту, в государство в государстве, полная независимость судебной власти ведет к ее автаркии.
Требуются также эффективные реформы в сфере функционирования государственного аппарата в целом. Необходимо совершенствовать порядок формирования государственного аппарата, повышать профессионализм чиновников, детализировать и упрощать формы ответственности государственных служащих, оптимизировать количественный состав аппарата, т.е. не допускать его чрезмерное разрастание, внедрять научную организацию труда в сфере государственного и муниципального управления. Таким образом, сущность современного российского государства проявляется в его функциях и, в целом, в типе государства, который является переходным. Несмотря на провозглашение в России демократического, правового и социального государства, реально отсутствуют все указанные характеристики. В настоящее время с точки зрения типа государства, в котором проявляется его сущность, в Российской Федерации реализована авторитарно-плебисцитарная, элитарно-плюралистическая модель власти. Функциональные аспекты установившейся формы государства в России связаны формально с его либерально-демократической или праволиберальной сущностью. В социально-экономическом секторе России утвердилась народно-капиталистическая модель с секторами государственного и частного патернализма и свободного рыночного хозяйства.
Контрольные вопросы и задания:
1. Характеристика формы правления современного Российского государства.
2. Типичные и особенные признаки Российской Федерации.
3. Сущность современного российского государства.
4. Система органов государственной власти Российской Федерации.
Литература:
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.
Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. М., 1999.
Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М.. 1994. Право и власть. М., 1990.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд. М., 2000.