Основные показатели образовательных учреждений в Российской Федерации
К основным показателям можно отнести:
· общее число образовательных учреждений, функционирующих на территории РФ;
· численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях;
· общее количество образовательных организаций высшего образования;
· государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования;
· частные образовательные организации высшего образования.
Таблица 2
Число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций
(на начало учебного года; тысяч)
2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | 2013/14 | 2014/15 | |
Число общеобразовательных организаций | 57,3 | 55,1 | 52,4 | 50,1 | 47,7 | 46,2 | 44,7 | 44,1 |
в том числе: | ||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | 21,0 | 20,5 | 19,9 | 19,5 | 19,0 | 18,8 | 18,3 | 18,0 |
в сельской местности | 36,3 | 34,6 | 32,5 | 30,6 | 28,6 | 27,4 | 26,4 | 26,1 |
Из общего числа организаций: | ||||||||
общеобpазовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) | 55,7 | 53,6 | 51,0 | 48,8 | 46,5 | 45,0 | 43,7 | 43,2 |
в том числе: | ||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | 19,7 | 19,3 | 18,8 | 18,5 | 18,1 | 17,9 | 17,6 | 17,3 |
в сельской местности | 36,0 | 34,3 | 32,2 | 30,3 | 28,3 | 27,1 | 26,2 | 25,9 |
вечеpние (сменные) общеобpазовательные организации | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 0,9 |
в том числе: | ||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,7 |
в сельской местности | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
Табл.2 Число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций
В Российской Федеpации на начало 2014/15 учебного года работали 1501 гимназия (1208,6 тыс. обучающихся), 1125 лицеев (833,5 тыс. обучающихся).
По данным таблицам можно сделать вывод, что большинство образовательных организаций в РФ находится в сельской местности(59,2% от общего числа), а в городах и поселках городского типа находятся 40,8% образовательных учреждений.
Общеобpазовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) составляют 97,6% от общего числа образовательных организаций, что свидетельствует о том, что образовательные программы в большинстве случаем не предусматривают вечернюю занятость.
По данным таблицы сделаем диаграмму по общему числу образовательных организаций в Российской Федерации. (Рис. 1)
Рис.1 Число образовательных организаций в РФ
На данной диаграмме отчётливо видно, что число образовательных организаций в Российской федерации на начало 2014/2015 учебного года значительно ниже, чем показатель на начало 2007/2008 учебного года.
Таблица 3
Численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях
(на начало учебного года; тысяч человек)
2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | 2013/14 | 2014/15 | |
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях | ||||||||
в том числе: | ||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | ||||||||
в сельской местности | ||||||||
Из них численность обучающихся: | ||||||||
общеобpазовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) | ||||||||
в том числе: | ||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | ||||||||
в сельской местности | ||||||||
вечеpних (сменных) общеобpазовательных организаций, включая обучавшихся заочно | ||||||||
в том числе: | ||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | ||||||||
в сельской местности | ||||||||
Численность учителей |
Табл.3 Численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях
По данным таблицы сделаем вывод, что в городах и поселках городского типа обучаются 10 575 тысяч человек (74% от общего числа обучающихся), а в сельской местности ниже, всего 3724 тысячи человек (26%).
По данным таблицы сделаем диаграмму численности обучающихся в общеобразовательных организациях РФ.(Рис.2)
Рис.2 Число обучающихся в общеобразовательных организациях в РФ
На диаграмме видно, что идет резкое увеличение количества обучающихся в 2014/2015 учебном году по сравнению с 2013/2014 учебным годом. Расcчитаем темп роста по формуле:
(1)
Где:
Тр – темп роста;
Yn – конечное значение показателя;
Yn-1 – начальное значение показателя.
Темп роста составил 103,7%.
Наименьшее число обучающихся зафиксировано в 2010/2011 учебном году. К 2014/2015 году темп роста составил 105,4%.
Таблица 4
Образовательные организации высшего образования
(на начало учебного года)
Годы | Число образовательных организаций | В них студентов - всего, тыс.человек | в том числе обучавшихся на отделениях | На 10 000 человек населения приходилось студентов | |||
очных | очно-заочных (вечерних) | заочных | экстернат* | ||||
Все образовательные организации высшего образования | |||||||
2007/08 | 7461,3 | 3571,3 | 352,9 | 3367,9 | 169,2 | ||
2008/09 | 7513,1 | 3457,2 | 343,7 | 3540,7 | 171,5 | ||
2009/10 | 7418,8 | 3280,0 | 323,6 | 3639,2 | 175,9 | ||
2010/11 | 7049,8 | 3073,7 | 304,7 | 3557,2 | 114,1 | ||
2011/12 | 6490,0 | 2847,7 | 263,4 | 3289,7 | 89,2 | ||
2012/13 | 6073,9 | 2721,0 | 229,6 | 3053,3 | 70,0 | ||
2013/14 | 5646,7 | 2618,8 | 189,2 | 2783,9 | 54,7 | ||
2014/15 | 5209,0 | 2575,0 | 158,5 | 2475,5 | - | - | |
Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования | |||||||
2007/08 | 6208,4 | 3240,7 | 280,4 | 2532,4 | 154,8 | ||
2008/09 | 6214,8 | 3152,8 | 269,4 | 2636,9 | 155,7 | ||
2009/10 | 6135,6 | 3017,4 | 253,1 | 2710,3 | 154,8 | ||
2010/11 | 5848,7 | 2859,6 | 236,5 | 2657,5 | 95,2 | ||
2011/12 | 5453,9 | 2687,1 | 207,4 | 2486,3 | 73,1 | ||
2012/13 | 5143,8 | 2589,0 | 179,2 | 2320,3 | 55,3 | ||
2013/14 | 4762,0 | 2496,0 | 152,2 | 2068,8 | 45,0 | ||
2014/15 | 4405,5 | 2449,3 | 130,0 | 1826,2 | - | - | |
Частные образовательные организации высшего образования | |||||||
2007/08 | 1252,9 | 330,6 | 72,4 | 835,5 | 14,4 | ||
2008/09 | 1298,3 | 304,4 | 74,3 | 903,9 | 15,7 | ||
2009/10 | 1283,3 | 262,6 | 70,5 | 928,9 | 21,2 | ||
2010/11 | 1201,1 | 214,2 | 68,2 | 899,7 | 19,0 | ||
2011/12 | 1036,1 | 160,5 | 56,0 | 803,4 | 16,2 | ||
2012/13 | 930,1 | 132,0 | 50,4 | 733,0 | 14,7 | ||
2013/14 | 884,7 | 122,9 | 37,0 | 715,2 | 9,7 | ||
2014/15 | 803,5 | 125,7 | 28,5 | 649,3 | - | - |
Табл.4 Образовательные организации высшего образования
Анализ данной таблицы позволяет сделать следующие выводы:
· общая численность образовательный учреждений высшего образования в 2013/2014 учебном году сократилась на 130 единиц по сравнению с 2007/2008 учебным годом;
· численность государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования снизилось в 2013/2014 учебном году по сравнению с 2007/2008 на 104 единицы;
· численность частных образовательных учреждений высшего образования снизилось в 2013/2014 учебном году на 26 единиц по сравнению с 2007/2008 учебным годом;
· численность обучающихся в образовательных учреждениях заметно снижается к 2013/2014 году по отношению к 2007/2008 учебному году.