Кадровый потенциал таможенного дела
Кадры таможенного дела – это совокупность всех работающих в таможенных органах. Граждане, принятые на работу в таможенные органы, занимают в них должности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников. Сотрудники занимают должности в управлениях и отделах центрального аппарата ФТС России, начальников (заместителей начальников) таможен и таможенных постов, начальников отделов, имеющих правоохранительную направленность деятельности (их заместителей), инспекторов, дознавателей, оперуполномоченных в этих отделах, должности кинологов, бойцов отрядов быстрого реагирования, охраны, должности начальствующего состава в морских и воздушных подразделениях таможенных органов. Им присваиваются специальные звания от прапорщика таможенной службы до генерал-полковника таможенной службы и действительного государственного советника таможенной службы Российской Федерации (высшее специальное звание). Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:
1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;
2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;
3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;
4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.
Квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим те или иные должности, утверждает руководитель Федеральной таможенной службы.
Федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов занимают различные должности от инспектора до руководителя в подразделениях таможенных органах, осуществляющих операции по контролю и перечислению таможенных платежей, валютному контролю, контролю экспортных операций, учету и финансовому планированию, статистике, тыловому обеспечению и других. Государственным гражданским служащим таможенных органов присваиваются классные чины: Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1,2 и 3-го класса, Референт государственной гражданской службы 1, 2 и 3-го класса, Секретарь государственной гражданской службы 1, 2 и 3-го класса.
В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются должности работников. Перечень указанных должностей определен руководителем Федеральной таможенной службы, в него вошли следующие должности и профессии: инженер и техник по эксплуатации зданий, заведующий хозяйством, водитель, водитель - механик, комендант, телетайпист, секретарь – машинистка, кладовщик, разнорабочий, уборщик, персонал медицинских пунктов.. Кроме тех, кто занят в таможенных органах, работниками являются граждане, занимающие должности в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях, подведомственных Федеральной таможенной службе России.
Подбором и расстановкой кадров таможенных органов, организацией проведения аттестации сотрудников и служащих таможенных органов, формированием штатного расписания, организацией профессиональной подготовки работающих в таможенных органах и другими вопросами кадровой политики в таможенных органах занимается кадровая служба. Структура кадров таможенных органов меняется. Так, численность государственных гражданских служащих, сотрудников и работников кадрового состава таможенных органов России в 2010 г. соотносилась как 60 % (государственные гражданские служащие), 23 % (сотрудники) и 17 % (работники), а на 01 февраля 2012 г. эти доли составили, соответственно, 61, 22 и 17 %.
Под кадровым потенциалом таможенных органов понимают способность должностных лиц таможенных органов эффективно и своевременно выполнять поставленные перед ними задачи в меняющихся внешних и внутренних условиях деятельности.
Кадровый потенциал обусловлен такими факторами, как численность должностных лиц, их рациональное использование в подразделениях таможенных органов, средний возраст и стаж работы, уровень образования, квалификация, заинтересованность в результатах труда. Трудовая мотивация в немалой степени зависит от оплаты труда, его организации, степени социальной защищенности, престижа профессии. Фактическая численность кадрового состава таможенных органов России составляла в 2014 г. 68 тысяч человек, что в 13 раз выше соответствующего показателя 1992 года.
Особенно быстрый рост численности занятых в таможенных органах России происходил в 1991-1995 гг. Это явилось следствием интенсивного развития таможенной инфраструктуры в этот период, роста спроса на услуги таможенных органов, повышения значимости правоохранительной деятельности по обеспечению экономических аспектов безопасности государства и усложнения задач таможенной службы.
Численность работающих в таможенных органах меняется в связи с проводимыми мероприятиями по оптимизации численности и состава таможенных органов, повышения эффективности государственных расходов. На первый план поставлены задачи улучшения качественного состава и совершенствования расстановки кадров, повышения профессионального мастерства, внедрения и освоения новых технических средств таможенного контроля в соответствие с требованиями, предъявляемыми к таможенному администрированию участниками мировой торговли; меняющейся нормативной базой, экономическими условиями развития, таможенными технологиями и новыми экономическими аспектами обеспечения безопасности государства. В современных условиях знания становятся катализатором эффективности в профессиональной деятельности таможенных органов и признаны одним из десяти основополагающих постулатов Концепции «Таможня XXI века», разработанной Всемирной таможенной организацией.
Для таможенной системы, как и для других сфер деятельности, важно сбалансировать рабочие места с имеющимися трудовыми ресурсами как по количеству, так и по профессиональному составу. Все должности сотрудников (кроме лиц младшего состава- прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы) требуют высшего образования. Источниками пополнения кадров для таможенной службы являются Российская таможенная академия и ее филиалы, другие высшие учебные заведения страны, правоохранительные органы, вооруженные силы.
Необходимость рационализировать структуру расходов федерального бюджета повышает значимость эффективного использования трудовых ресурсов в таможенном деле, как и во всей сфере государственной исполнительной власти.
Главная составляющая экономической эффективности затрат живого труда – его производительность. Под производительностью труда понимают количество оказанных услуг или выполненных работ одним среднесписочным штатным сотрудником (служащим) в единицу времени (смену, месяц, год).
Выбор показателя для измерения производительности труда в таможенном деле зависит от целей проводимого анализа, уровня управления (таможня, региональное управление, аппарат ФТС России), конкретного содержания трудовых процессов, возможности количественного определения результатов труда. В методических и нормативных документах ФТС России для характеристики объема работ, выполняемых сотрудниками, и их сравнения используются термины "напряженность" труда, "загруженность" личного состава.
Для измерения производительности труда используют следующие показатели в расчете на одно должностное лицо таможни или структурного подразделения: количество обработанных деклараций; оформленных документов контроля доставки; пропущенных физических лиц; оформленных автомобилей; количество иных оформленных в таможенных целях документов. Особенностью труда в таможенном деле является то, что на него влияют вероятностные факторы. Неравномерность перемещения грузов и пассажиров через таможенную границу во времени приводит в одних случаях к неизбежному снижению нагрузки, в других – к чрезмерной напряженности труда.
Корректное сравнение этих показателей в динамике и в отношении разных таможенных органов требует сопоставимости информации. Для этого выбирают не только одинаковые временные промежутки, сезон года, но и группируют таможенные органы по специализации, сходным внешним условиям деятельности, транспорту, на котором преимущественно товар доставляется к таможенному оформлению и другим значимым для целей анализа характеристикам, исключают нетипичные показатели отдельных периодов. При рассмотрении вопроса о загруженности сотрудников необходимо учесть специфику деятельности таможен, расположенных в приграничных районах, занятых организацией пропуска экспортных грузов, прошедших оформление во внутренних таможнях. Сравнение показателей напряженности труда может свидетельствовать о перегруженности работающих отдела или недостаточно эффективной работе и резерве штатов.
Факторами, влияющими на производительность труда (загруженность) сотрудников и государственных гражданских служащих таможенных органов, являются трудоемкость операций с различными видами документов, широта номенклатуры товаров, представленных в таможенных декларациях, необходимость углубленной проверки по товарам, относимым к группам риска, степень внедрения современных информационных технологий и комплексной автоматизированной системы таможенного оформления, качеством программных продуктов, возможности используемых ТСТК, распределение компетенции по отдельным вопросам таможенного контроля между таможенными органами разного уровня, квалификация и профессиональный опыт сотрудника (служащего), степень мотивации к труду, вид транспорта, на котором доставлен и предъявлен к таможенному досмотру товар. Совершенствование таможенных технологий, ликвидация неэффективных процедур таможенного контроля с целью повышения качества и производительности труда – одна из перспективных задач развития таможенной службы.
Показатель производительности труда выполняет ряд объективно необходимых функций, важнейшая из которых – плановая функция. С учетом этого показателя обосновывается перспективная численность должностных лиц таможенных органов, общий объем трудовых затрат в сфере таможенного дела соизмеряется со спросом на услуги по таможенному контролю.
Учетная функция состоит в том, что этот показатель позволяет оценить и сравнить эффективность использования труда в отдельных таможенных органах и её изменение во времени в целом таможенном деле.
Показатель производительности труда выполняет стимулирующую функцию: обеспечивает при правильной организации поощрения заинтересованность в увеличении объема работ с соблюдением действующей нормативной базы и рациональное соотношение между загруженностью и оплатой труда должностных лиц и работников таможенных органов.
Важнейшие факторы роста производительности труда в таможенном деле при одновременном обеспечении эффективного контроля в сфере международного перемещения товаров – это внедрение новейших информационных технологий и широкое взаимодействие всех контролирующих институтов и международных торговых операторов, использование прогрессивных технических средств контроля, его комплексная автоматизация.
Напряженность труда сотрудников (служащих, работников) оценивается не только в целях планирования потребности в кадрах на перспективу, их лучшей расстановки, эффективного стимулирования труда, но и для оценки деятельности таможенных органов, принятия управленческих решений о реорганизации или ликвидации таможенного органа. В этом случае важны не столько абсолютные значения изучаемых параметров каждой таможни, а то, как они соотносятся с показателями других таможен. Необходим показатель, позволяющий все виды работ и оформленных документов "привести к общему знаменателю" и сделать возможным ранжирование таможен по степени напряженности их деятельности. Один из возможных подходов предлагает методика Российской таможенной академии, согласно которой можно рассчитать сравнительную напряженность деятельности таможен, используя показатель "условных" документов. При этом из расчета необходимо исключить оперативные таможни и тыловые посты.
Количество "условных" документов получается суммированием произведений количества принятых к оформлению отдельных видов документов на соответствующие им коэффициенты трудоемкости:
УД = å Дi x Ki, (7.1)
где УД - количество условных документов;
Дi - количество принятых к оформлению документов i-го вида (грузовых таможенных деклараций, добавочных листов к ним, документов контроля доставки, таможенных приходных ордеров и др. документов);
Ki - соответствующий каждому виду документов коэффициент трудоемкости.
Документом, имеющим наиболее высокий показатель трудозатрат, является таможенная декларация (коэффициент трудоемкости принят = 1). Для других документов коэффициенты устанавливаются меньше единицы (от 0,05 до 0,75) и характеризуют сравнительную трудоемкость оформления соответствующих документов относительно таможенной декларации. Коэффициенты трудоемкости определяются эмпирическим путем, и они могут менять свои значения при изменении технологии таможенного оформления различных документов или физических лиц.
Сравнительная напряженность деятельности таможен рассчитывается по формуле:
СНД = УД + Кфл х ФЛ, (7.2)
где СНД - сравнительная напряженность деятельности таможен;
Кфл - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления физических лиц и грузовой декларации;
ФЛ - количество физических лиц, проследовавших через таможенную границу данной таможни (чел.).
Анализ сравнительной напряженности деятельности таможен, наряду с такими факторами, как специализация таможенного органа, экономический и торговый потенциал зоны обслуживания, вклад в формирование доходов федерального бюджета, другими параметрами учитывает ФТС России, устанавливая или изменяя штат таможенного органа.
Планирование штатной численности кадров таможенных органов
Одним из видов управленческой, в том числе, плановой деятельности в таможенной службе является организационно-штатная работа. Она направлена на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенным органам для выполнения возложенных на них функций. Организационно – штатная деятельность включает совокупность мероприятий по созданию, реорганизации, ликвидации или изменению структуры таможенного органа либо по сокращению штатной численности таможенного органа; разработке штатных расписаний; обеспечению установленных нормативов штатной численности. В результате этой деятельности для таможенных органов утверждаются структура таможенного органа и показатели штатной численности, которые, в свою очередь, являются основанием для последующих расчетов фонда оплаты труда и потребности в финансовых ассигнованиях из федерального бюджета на эти и другие расходы по содержанию и обучению персонала.
Значимость обоснованного планирования численности кадров таможенных органов, совершенствования их организационной структуры возросла в связи с необходимостью согласованного развития инфраструктуры таможенного дела государств – членов Таможенного союза, требованием повышения эффективности бюджетных расходов, развитием таможенных технологий и технических средств таможенного контроля и управления хозяйственной деятельностью таможенных органов.
Штатная численность – количество штатных единиц должностей должностных лиц и (или) работников, установленное штатным расписанием, определяющееся исходя из объема задач, возложенных на таможенный орган (подразделение).
Штатное расписание – документ, отражающий структуру таможенного органа, содержащий перечень должностей с соответствующими им специальными званиями, классными чинами и тарифными разрядами, количество штатных единиц должностей, должностные оклады, надбавки к ним, и дающий право руководителю (начальнику) на укомплектование таможенного органа должностными лицами и работниками в соответствии с квалификационными требованиями. Штатное расписание утверждается приказом таможенного органа и является не только правовым документом и первичной формой учета кадров в таможенных органах, но и основанием для последующих экономических расчетов фонда оплаты труда, лимитов бюджетных обязательств, анализа степени обеспеченности кадрами, определения плановой нагрузки на одно должностное лицо и (или) работника, анализа текучести кадров.. Со штатным расписанием работают в двух подразделениях - в финансово-бухгалтерском и кадровом. Эти подразделения ведут штатное расписание, как правило, в электронном виде по единой для всех форме.
Численность должностных лиц и работников таможенных органов, количество должностей сотрудников, федеральных государственных служащих и работниковустанавливает Правительство Российской Федерации с учетом предложений руководителя Федеральной таможенной службы. Руководитель Федеральной таможенной службы вносит предложения о предельной численности должностных лиц и работников центрального аппарата Службы и таможенных органов;
Приказом ФТС России от 20.02.2012 № 298 установлена штатная численность должностных лиц (сотрудников и федеральных государственных служащих) и работников по состоянию на 01.02.2012. в количестве: всего – 67 989 человек, в том числе сотрудников – 14 957 человек, федеральных государственных служащих – 41 232 человек и работников – 11 800 человек
Определены основные полномочия таможенных органов в области мониторинга и планирования штатов.
Общее руководство организационно-штатной работой в таможенных органах осуществляет руководитель ФТС России.
В Управлении кадров ФТС России и региональных таможенных управлениях (кроме специализированных) организацию и проведение организационно-штатной работы осуществляют организационно-штатные подразделения.
Руководитель ФТС России утверждает:
а) структуру и штатное расписание центрального аппарата таможенной службы в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности должностных лиц и работников;
б) штатную численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников таможенных органов (кроме центрального аппарата ФТС России) и организаций, находящихся в ведении Службы, представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации;
в) нормативы штатной численности структурных подразделений таможенных органов и нормативы соотношения должностей по категориям;
г) перечень должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенной службы Российской Федерации, соответствующих им предельных специальных званий и общих квалификационных требований;
д) общие принципы формирования наименований таможенных органов;
е)типовые структуры таможенных органов, перечень наименований структурных подразделений таможенных органов и соответствующих им ведомственных кодов;
ж) методические материалы по осуществлению организационно-штатной работы;
Руководитель ФТС России определяет также источники обеспечения штатной численности для вновь создаваемых таможенных органов. Аппарат ФТС России формирует и ведет базы данных штатных расписаний таможенных органов, сводный учет штатной численности по всем таможенным органам.
РТУ, таможни, таможенные посты (со статусом юридического лица), таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, разрабатывают, утверждают штатные расписания согласно установленным штатной численности и фонду оплаты труда должностных лиц и работников и в соответствии с типовой структурой, типовым наименованиям структурных подразделений, перечням должностей.РТУсогласовывают и обобщают предложения подчиненных таможенных органов для их направления в ФТС России, а также готовят предложения о перераспределении штатной численности между подчиненными таможенными органами с обоснованиями для рассмотрения на заседании Организационно-структурной комиссии РТУ.
Начальник таможенного органа в пределах утвержденной штатной численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работников вправе:
1) изменять штатную численность структурных подразделений путем перераспределения численности между ними, создавать или сокращать структурные подразделения или отдельные должности в соответствии с типовыми структурами таможенных органов, изменять должности сотрудников, государственных гражданских служащих и работников в соответствии с нормативными и иными правовыми актами Российской Федерации и нормативами, установленными ФТС России;
2) изменять штатную численность подчиненных таможенных постов путем перераспределения численности между ними, а также штатную численность структурных подразделений таможни путем передачи ее на таможенные посты (для таможен, подчиненных РТУ, необходимо согласование с начальником соответствующего РТУ; увеличение численности аппарата таможни за счет перераспределения штатной численности подчиненных таможенных постов осуществляется только по решению ФТС России).
Таможни, подчиненные РТУ, согласовывают численность штатов с соответствующим РТУ; РТУ (по своему аппарату) и таможни, подчиненные непосредственно ФТС России, и учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, согласовывают этот вопрос с ФТС России.
Начальник таможенного органа не имеет права самостоятельно изменять установленную численность таможенного органа и утвержденный фонд оплаты труда должностных лиц и работников.
Право на внесение предложений об изменении структуры и (или) штатной численности таможенного органа в пределах своей компетенции имеют:
- руководство ФТС России;
- начальник структурного подразделения ФТС России;
- начальник регионального таможенного управления;
- начальник таможни;
- начальник таможенного поста;
- начальник (директор) учреждения, находящегося в ведении ФТС России;
- Организационно-структурная комиссия ФТС России.
Положение об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях , находящихся в ведении ФТС России определяет порядок и полномочия таможенных органов в ведении организационно-штатной работы.
Основанием для внесения предложений об изменении структуры и (или) штатной численности таможенного органа является:
- несоответствие показателей деятельности и нагрузки на должностных лиц таможенных органов существующей организационно-штатной структуре;
- необходимость приведения организационно-штатной структуры таможенного органа в соответствие с особенностями экономической и оперативной ситуации в его регионе деятельности, внешним условиям функционирования таможенного органа;
- необходимость создания условий для исполнения Российской Федерацией обязательств в соответствии с требованиями международных договоров.
К внешним условиям функционирования таможенного органа относятся такие факторы, как объем товарных потоков, номенклатурная специализация, особенности транспортных коммуникаций, характеристики региона деятельности таможенного органа (площадь территории, количество и структура участников внешнеэкономической деятельности, криминогенность, расположение таможенных органов относительно таможенной границы таможенного союза, наличие пунктов пропуска).
Увеличение объема решаемых задач, функций таможенного органа (структурного подразделения) является основанием для создания таможенного органа (структурного подразделения), а также основанием для увеличения их штатной численности.
Предложения об изменении структуры и (или) штатной численности таможенного органа рассматривает в пределах своей компетенции организационно-структурная комиссия регионального таможенного управления, которая и вносит их в установленном порядке на рассмотрение Организационно-структурной комиссии в составе Главного организационно-инспекторского управления ФТС России.
Основной метод планирования потребности в кадрах и разработки штатного расписания таможенными органами при организационно-штатном подходе – нормативный метод. Факторами при разработке проекта штата и штатного расписания таможенного органом являются:
- перечень типовых структур РТУ, таможен, постов;
- нормативы штатной численности федеральных государственных служащих, сотрудников и работников в таможенных органах Российской Федерации и в организациях ФТС России (разрабатывает ФТС России);
- перечень типовых наименований структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации;
- перечень должностей федеральных государственных служащих и их квалификационных разрядов, должностей сотрудников и соответствующих им специальных званий, должностей работников;
- проект фонда оплаты труда.
Типовая структура таможенного органа – стандартный максимально возможный перечень структурных подразделений и отдельных должностей, представленный в виде схемы с указанием управленческих связей, утвержденный соответствующим приказом ФТС России и являющийся основой при формировании структуры конкретного таможенного органа (структурного подразделения) с учетом специфики его деятельности и категории.
Планирование численности должностных лиц и работников в таможенных органах осуществляется с учетом потребности в таможенных услугах по различным таможенным процедурам, интенсивности потока грузов и пассажиров в конкретном регионе деятельности. Принимается во внимание степень внедрения новых технологий и состояние технических средств таможенного контроля в различных таможенных органах. В силу этих факторов структура конкретного таможенного органа может отличаться от типовой структуры.
Структура таможенного органа – это перечень структурных подразделений и отдельных должностей таможенного органа, представленный в виде схемы с указанием управленческих связей и штатной численности структурных подразделений (отдельно сотрудников, государственных гражданских служащих и работников) и утверждаемый в соответствии с установленным порядком.
Основное структурное подразделение таможенного органа – это отдел. В составе отдела имеется не менее пяти штатных единиц должностей сотрудников и (или) служащих. Отделение – первичное по своему статусу структурное подразделение, в составе которого имеется не менее двух штатных единиц должностей и которое создано для решения одной или нескольких задач. Отдельная должность предусматривается в штате таможенного органа по определенному направлению деятельности, предусмотренному типовой структурой, но объем которой не достаточен для организации структурного подразделения. Нормативы штатной численности подразделений таможенных органов Российской Федерации представлены в таблице 7.1.
Таблица 7.1