Государство и государственность (соотношение понятий)
В последнее время в юридической литературе нередко используется слово «государственность». В большинстве публикаций это понятие рассматривается как синоним государства вообще, государства того или иного исторического типа, как структура власти и властных отношений в государстве, т. е. определенная конституцией система государственных институтов и правил их взаимодействия1. По этому поводу высказаны и иные суждения, например, утверждается, что «государство» и «государственность» — понятия не идентичные, имеющие разный объем, — соотносятся как часть и целое. В этом контексте признается «государственность» — значительно более широкая категория, означающая сложную, многоуровневую систему общественных отношений, опосредованных государством и правом. Государственность не замыкается только на власти, сосредоточенной в государственных структурах, как бы выходит за их пределы. «Государственность, — отмечает В.Е. Чиркин, — широкое понятие, охватывающее государства, предгосударственные образования (например, при первоначальном возникновении государства), а также национально-государственные образования и иные автономные образования политического характера»2.
Как видно, представления о государственности как комплексном целостном образовании не получили в отечественной науке необходимого развития и свидетельствуют о дискуссионности проблемы.
В контексте исторического подхода уместно отметить следующее: государственность формируется под воздействием совокупности социальных, политических, национальных и иных отношений. Эти отношения — своеобразный фактор, побуждающий к тому, что сначала складываются элементы государственности, а затем и собственно государство и производные от него структуры, скажем, муниципальные образования. Исторические факты подтверждают названную тенденцию. Известно, что у народов, восстанавливающих утраченную государственность либо формирующих новую, прежде всего воссоздаются отдельные государственные органы (имевшие место в прошлом) либо организуются новые органы. А затем на их основе образуется государство с иными элементами государственности, т. е. новыми, нетрадиционными институциональными структурами, которые могут быть временными или утвердиться в качестве постоянных.
По-видимому, государственность, являясь институциональной системой, включает прежде всего систему органов государственной власти и управления.
Вместе с тем государственность охватывает также те институты общества, которые взаимодействуют с органами государственной власти и управления при осуществлении последними функций управления обществом. Можно также сказать, что государственность характеризует государственно-организованное общество, показывает организацию органов публичной власти и их взаимодействие с обществом.
В этом контексте в качестве центральных, основополагающих или первичных элементов государственности выделяют специфические составляющие (узлы, блоки).
1. Государство, государственная власть — главный организатор и регулятор общественных отношений, важнейшая составная часть российской государственности. Именно в этом качестве государство в состоянии сконцентрировать все многообразие интересов граждан, интересов общества, оказать регулирующее воздействие на экономические, политические, социальные и иные процессы.
2. Все органы государственной власти и управления, как на федеральном, так и на региональном уровне (в федеративном государстве), т. е. составляющие элементы механизма государства.
3. Институты общества, поддерживающие государственную власть и способствующие реализации ее функций, например Общественная палата РФ, деятельность которой направлена на установление взаимодействия граждан с государством. Таковы и институты общества, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями, политическими партиями в период выборов органов государственной власти и др.
5. Личность во взаимоотношениях с государством. В этом контексте государственность — не только пространство государственной политики, но и поле, в рамках которого осуществляется деятельность граждан, направленная на взаимодействие с государством, либо позиция, выстраиваемая гражданами под его влиянием. В этом аспекте существенны фактическое участие граждан в выборах представительных органов государственной власти, в выработке государственных решений посредством референдума — всенародного голосования граждан по вопросам государственного значения и др.
Вместе с тем следует иметь в виду, что личные свойства человека могут не только положительно, но и существенно отрицательно влиять на правовые, социальные и другие стороны жизни (скажем, на расследование дела, на рассмотрение его в суде и др.).
6. Государственная идеология как системообразующий фактор, так или иначе объединяющий элементы государственности.
Идеология — это относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений, свойственных индивидам, социальным группам, нациям и т. п., в соответствии с которыми формируются определенные политические и иные позиции и осуществляется практическая деятельность в определенной сфере отношений (политической и др.1. По сути, идеология государства — это политическая идеология, представляющая собой систему идей, реализуемых посредством идеологической функции государства. Цели такой идеологии — консолидация общества, снятие социальной напряженности, влияние на политическое и правовое сознание граждан и др.
Вопрос о таком понятии, как идеология государства, является дискуссионным. Это объясняется тем, что в ч. 2 ст. 13 Конституции РФ говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данную норму Конституции РФ можно толковать различно. Прежде всего допустимо усмотреть в ней конституционный запрет на поддерживаемую государством идеологию в принципе. Но тогда возможно образование определенного идеологического вакуума, что крайне нежелательно. По этому поводу можно присоединиться к следующему мнению; «Норму, содержащуюся в ч. 2 ст. 13 Конституции РФ, следует понимать как запрет лишь на инициативное установление государством общеобязательной, жесткой, нетолерантной государственной идеологии.
Примечательно, что в комментарии к ч. 2 ст. 13 Конституции РФ справедливо отмечается, что для любой идеологии, существующей в России, обязательным условием является лояльное отношение к конституции и подчинение требованиям конституции.
Следовательно, российскую государственность надо рассматривать как совокупность не только чисто государственных процессов, но и сопровождающих их процессов и явлений, включающих определенную идеологию, либерализацию экономики и др.
В юридической литературе в качестве свойств, характеризующих государственность, называют следующие:
а) динамизм, т. е. изменение государственности в ходе ее исторического развития под влиянием самых различных экономических, политических, социальных, внутринациональных и других факторов;
б) единство, т. е. проявление стабильности, устойчивости, несмотря на отдельные изменения. Такая целостность выражается в стабильном государственно-правовом и политическом режиме и др.
Итак, государственность — это комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также иных факторов, оказывающих влияние на государственную власть, способствующих решению ее задач и функций.