Форма правления: понятие и исторические разновидности
План
Введение
1. Форма правления: понятие и исторические разновидности
2. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития
3. Республика: понятие, признаки, виды
4. Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Темой данной курсовой работы является «Форма правления».
Актуальность проблемы исследования- эта тема имеет актуальное значение потому, что «форма правления» отражает способы организации государственной власти и её изучение необходимо для понимания процессов происходящих в настоящее время в мире. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, состояние законности и правопорядка в стране.
Объектом настоящей работы является форма правления, её виды, признаки, исторические разновидности, а также её взаимосвязь с формой государственного устройства и политическим режимом.
Целью настоящей работы является исследование понятия «форма правления».
Достижение поставленной в работе цели возможно путем решения следующих задач:
1. дать определение термину «Форма правления» и описать исторические разновидности;
2. рассмотреть монархическую форму государственного правления, её признаки, виды и перспективы исторического развития;
3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления, её признаки и виды;
4. рассмотреть взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.
Форма правления: понятие и исторические разновидности
До настоящего времени отсутствует единое общепризнанное доктринальное определение понятия «форма правления». В современной литературе существуют следующие различные определения:
По мнению В.Н. Хропанюк «форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними».[1]
М.Н. Марченко определяет форму правления как «способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением»[2].
В.Е. Чиркин рассматривает форму правления как «способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а так же прямых и обратных связей с населением»[3].
Трудности в определении формы правления обусловлены во-первых, крайне сложным характером государственно-правовых явлений, составляющих содержание рассматриваемого правового феномена; во-вторых, отсутствием единого перечня элементов форм правления[4].
Итак, в рамках данной работы примем следующее определение - форма правления — это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны.[5]
Форма правления (или как в некоторых источниках «форма государственного правления») дает возможность уяснить:
· как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и
другими государственными органами;
как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.[6]
Можно выделить критерии, по которым различаются формы правления:[7]
юридический источник суверенитета;
полномочия и политическая роль представительного органа власти;
состав полномочий и политическая роль главы государства;
условия ответственности главы государства;
тип политико-правовой связи между государством и личностью - иными словами, гражданство или подданство оформляет отношения между государством и политически правоспособными лицами.
В связи с этим все государства по форме правления подразделяются по разным критериям.
По способу участия народа в принятии законов различаются:[8]
формы правления с непосредственным участием народа в законодательстве (непосредственная республиканская форма правления, монархия с непосредственным соучастием народа в законодательстве);
государства с выборными представительными органами власти (республика, ограниченная монархия). Характер представительства неодинаков. Встречаются государства с народным представительством, а в других представительство является сословным;
формы правления, где не предусмотрено участие народа в законодательстве (абсолютная монархия; некоторые особые формы правления).
В зависимости от объема полномочий представительного законодательного органа государства, формы правления подразделяются на:
· парламентские формы правления (парламентская республика и парламентская монархия). Это государства, где формально закреплено политическое верховенство парламента;
· формы правления, где парламент не является единственным верховным институтом политической власти или даже вовсе отсутствует.
В зависимости от источника государственности (суверенитета) и режима ответственности главы государства среди форм правления выделяют:
· Монархии (единоличные, наследственные);
· Республики (коллегиальные, выборные).
Надо добавить, что встречаются и особые формы правления или государства, которые ни монархией, ни республикой не являются).
Рассмотрим более подробно исторические разновидности форм государственного правления.
Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.[9]
Существуют следующие исторические разновидности монархической формы государственного правления.
Древневосточная монархия.
Монархия – первая в истории человечества форма государственного правления. В Древнем Востоке существовал – общинный строй, патриархия.
Организацию государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. д.) называют Восточной деспотией, где деспотия – неограниченная власть, которая пользуется деспотией к своим подданным.
В государствах древнего Шумера правитель избирался советом старейшин и контролировался советом знати или народным собранием.
Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.
В Древней Индии наряду с ограниченной верховной властью монарха существовала республиканская форма правления. В Азиатских странах власть принадлежала многочисленной правящей группировке.
Древнеримская монархия (1-111 вв. н.э.). Эпоха Римской империи подразделяется на два периода: принципата (императорская власть, власть цезарей); домината (единовластие, верховная власть).
При принципате действуют народные собрания, сенат. Основные функции находятся в руках императора. Он командует и судит граждан и т. д. Императору принадлежит законодательная власть, а Сенату – совещательная.
В 111 в. н.э. В Риме – установлена неограниченная монархия – доминат. Государством управляет император, который назначает исполнителей – сановников. Император провозглашает свое божественное происхождение и поддерживает порядок при помощи административно – судебного и военного аппарата.
Феодальная (средневековая) монархия прошла три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархий.
Раннефеодальная монархия характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной властью. Она носила децентрализованный характер: не была связана центральной властью. Феодал управлял своим хозяйством сам, у него был свой суд, полиция, войско.
Сословно – представительная монархия – это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно – представительным органом (собранием). Они возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно – денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции – это Генеральные штаты, в Англии – парламент, в Испании кортесы, в России – Земский собор.
Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию.
Конституционная монархия (ограниченная) бывает парламентарной и дуалистической.
В парламентарной монархии монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.[10]
Республика – это (от лат. res. publica – общественное дело) такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве.
Существует несколько исторических разновидностей республиканского правления.
Афинская демократическая республика ( - 1 вв. до н.э.). Ее особенности и демократизм обуславливались социальной структурой афинского общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, а также наличием коллективного рабовладения. В республиканский период в Афинах сложилась система органов власти, которая имела четкую структуру и строго определенные функции. Система государственных органов состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и политического органа).
Спартанская аристократическая республика ( -1 вв. до н.э.). Спарта объединяла вокруг себя в основном аристократическую часть. Наряду с явными пережитками общинного строя, Спарта располагала сильным войском, у которого в повиновении было очень много рабов – илотов.
Формально верховная власть в государстве принадлежала двум царям, фактически она была ограничена в пользу аристократии. Цари были военноначальниками, в военное время им принадлежала судебная власть, они ведали делами культа.
Римская аристократическая республика ( -11 вв. до н.э.). Верховной государственной властью в Риме был сенат. Члены сената назначались цензорами, которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, решающиеся в местных органах власти (центуриях), предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось установление диктатуры, где все должностные лица подчинялись ему. Он выбирался на шесть месяцев.
Города-республики (феодальные республики). Форма государственного управления возникает наряду с феодальными монархиями. Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, которые имеют право выбирать собственные органы управления, издавать законы, судить граждан. Наиболее существенной чертой многих городов-республик являлось признание свободы граждан и свободы рыночных отношений.
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя – в Италии; Новгород и Псков.
Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Президентская республика – одна из разновидностей современной формы правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Социалистическая республика – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.
Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.[11]
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.[12]
При этом, деление форм правления в государстве на монархические и республиканские является наиболее распространённым в современной науке, однако на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу.
В нетрадиционных формах правления утрачивается жесткость существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.). Симонишвили Л.P. данные формы правления называет номинальными.[13]
Выделяют следующие нетипичные формы правления: республиканская монархия, монархическая республика, суперпрезидентская республика, президентско-монократическая республика. Данные формы правления можно разделить на номинальные монархии и номинальные республики.
К номинальным монархиям можно отнести республиканскую монархию. Глава государства в монархии - наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия. Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Например, в Малайзии и ОАЭ. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из правителей составных частей федерации.
Малайзия - федеративное государство, в состав которого входят султанаты и губернаторства. Монарх избирается из числа наследственных султанов девяти субъектов федерации, образующих совет правителей (всего в стране 13 субъектов федерации, но главы четырёх из них не являются наследственными султанами и в выборах не участвуют). По списку совета правителей султаны занимают пост монарха по очереди. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена.
ОАЭ - это коллективная монархия. Во главе государства находится Совет правителей семи членов федерации, которые выбирают своим председателем одного из них, ему присваивают статус президента федерации. Им постоянно избирается правитель крупнейшего эмирата - Абу-Даби. Совет правителей в ОАЭ обладает всей полнотой власти.
Своеобразная форма монархии существует в ряде мусульманских стран. Она связана с концепцией халифата - справедливого государственного строя. Особая роль в замещении поста монарха здесь принадлежит совету правящей семьи - неофициальному, но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха, которым не всегда является старший сын, а также может заставить монарха отречься от престола.
Следует остановиться еще и на номинальных республиках.
В условиях авторитарных и тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства; появились разновидности республик, характеризующиеся нелегитимностью власти.
Для ряда республик советского типа или социалистических республик были характерны следующие черты: отсутствие разделения властей; руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит рабочему классу и его партии; формальное полновластие представительных органов; сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме.
Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна (монократические республики). Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. (Например, республика Малави). Президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, и пожизненное пребывание у власти президента было предусмотрено конституцией.
Суперпрезидентские республики Латинской Америки и Африки. Частые перевороты в африканских странах (Нигерии, Гвинеи, Эфиопии), а также странах Латинской Америки (Никарагуа, Панама, Колумбия, Венесуэла и др.) показывают, что избранная ими форма правления - президентская республика - не адекватна их политической практике. Причём отсутствие в этих государствах политической стабильности, высокая роль клановой системы управления вызывают сомнения в успехе перехода к иным формам правления.[14] Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям. Несомненно, что нестабильность политической системы привела к формированию особых форм правления в ряде стран Латинской Америки и Африки.
Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако в них, в отличие от США, отсутствует правовая культура, а также значимая роль суда, основанная на действии прецедентного права.