Построение тренировок в годичных циклах
Содержание
1. Введение …………………………………………………………………..3
2. Структура тренировочного процесса …………………………….........4
3. Построение тренировок в годичных цикла ……………………………...6
4. Этапы годичного цикла ………………………………………………….8
4.1 Подготовительный этап ……………………………………………..8
4.2 Соревновательный этап …………………………………………….10
4.3 Переходный этап ….…………………………………………………13
5. Заключение ………………………………………………………………15
6. Список литературы ……………………………………………………..16
Введение
Тяжелая атлетика – олимпийский вид спорта, представленный как в мужском, так и в женском варианте с разделением на весовые категории. Спортсменами выполняются два движения:
· Рывок – упражнение, в котором спортсмен осуществляет подъём штанги над головой одним слитным движением прямо с помоста на полностью выпрямленные руки, одновременно подседая под неё, это низкий сед. Затем, удерживая штангу над головой, спортсмен поднимается, полностью выпрямляя ноги.
· Толчок - упражнение, состоящее из двух раздельных движений. Во время взятия штанги на грудь, спортсмен отрывает её от помоста и поднимает на грудь, одновременно подседая, а потом поднимается. Затем он полуприседает и резким движением посылает штангу вверх на прямые руки, одновременно подседая под неё, разбрасывая ноги чуть в стороны (швунг) или вперед-назад («ножницы»). После фиксирования положения штанги над головой спортсмен выпрямляет ноги, ставя стопы на одном уровне (параллельно), удерживая штангу над головой.
Тяжелая атлетика предъявляет высокие требования к следующим кондициям организма спортсмена: скоростно-силовые качества, абсолютная сила, координация, гибкость, силовая выносливость.
При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмен добивается своих высших достижений. Как правило, способные спортсмены достигают первых успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки. При этом надо иметь в виду, что наиболее высокие темпы прироста результатов имеют место в первые 2-3 года специализированной подготовки.
Структура тренировочного процесса
Современное представление о планировании тренировочного процесса связано с ее определенной структурой, в которой выделяют микроциклы, мезоциклы и макроциклы.
Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю (7 дней).
В практике видов спорта встречаются:
· втягивающий;
· базовый (общеподготовительный);
· подводящий;
· восстановительный;
· соревновательный.
Следует отметить, что условные обозначение микроциклов применяются для удобства планирования подготовки к соревнованиям. Основными внешними признаками микроциклов является наличие двух фаз – стимуляционный и восстановительный. Успех планирования годичного цикла подготовки зависит от рациональной последовательности микроциклов разной направленности, разного объема и интенсивности.
Мезоцикл – это структура средних циклов тренировки, включающих относительно законченный по воздействию ряд микроциклов. В практике средний цикл тренировки содержит от 2-х до 6-ти микроциклов.
Типы мезоциклов:
· втягивающий;
· базовый;
· контрольно-подготовительный;
· восстановительный.
Мезоструктура подготовки представляет собой относительно целый законченный этап тренировочного процесса, задачами которого является решение определенных промежуточных задач подготовки.
Макроцикл - это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
Макроцикл тренировки предполагает три последовательных фазы – подготовительной, соревновательной, переходной. Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.
Факторы, влияющие на формирование макроцикла:
· место макроцикла в структуре эпата многолетней тренировки;
· календарь соревнований;
· суммарный тренировочный эффект;
· многолетние биоритмы;
· объективные закономерности развитие спортивной формы (основной фактор, определяющий структуру годичного цикла тренировки).
Под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается в процессе соответствующей подготовки в каждом большом цикле тренировки – типа годичного или полугодичного.
Построение тренировок в годичных циклах
В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое).
В каждом макроцикле выделяется три периода:
· подготовительный;
· соревновательный;
· переходный.
При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.
Варианты построения процесса подготовки в годичном цикле (по В.Н.Платонову):I - подготовительный период; II – соревновательный период; III – переходный период
Одноцикловое
I | II | III |
Двухцикловое
I | II | III | I | II | III |
Трехцикловое
I | II | III | I | II | III | I | II | III |
Сдвоенный цикл
I | II | I | II | III |
Строенный цикл
I | II | I | II | I | II | III |
Месяцы
Этапы годичного цикла
В каждом макроцикле выделяется три этапа: подготовительный, соревновательный, переходный.
Подготовительный этап
Подготовительный этап направлен на становление спортивной формы – создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности.
Подразделяется на два крупных периода:
1. Общеподготовительный (или базовый);
2. Специально-подготовительный.
У начинающих спортсменов общеподготовительный период более продолжителен, чем специально-подготовительный. По мере роста спортивной квалификации спортсменов длительность общеподготовительного этапа сокращается, а специально-подготовительного – увеличивается.
Общеподготовительный период.
Основная направленность – создание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы.
Основные задачи:
1. Повышение общего уровня функциональных возможностей организма;
2. Разностороннее развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.);
3. Увеличение объема двигательных умений и навыков (изучение новых сложных соревновательных программ).
На данном периоде у юных спортсменов удельный вес упражнений по общей подготовке немного превышает удельный вес упражнений по специальной подготовке.
Длительность этого периода зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6-9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).
Период состоит из двух, в отдельных случаях из трех мезоциклов (контрольно-подготовительный).
Первый мезоцикл (длительность 2-3 микроцикла) – втягивающий – тесно связан с переходным периодом и явялется подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок.
Второй мезоцикл (длительность 3-6 недельных микроциклов) – базовый – направлен на решение главных задач этапа. Основными средствами являются специально-подготовительные упражнения. Соревновательные же упражнения в тренировке спортсменов, как правило, на общеподготовительном этапе не используется.
Методы тренировки специализированы здесь меньше, чем на последующих этапах. Предпочтение отдается методам, которые предъявляют менее жесткие требования к организму занимающихся (игровому, переменному).
Объем и интенсивность тренировочных нагрузок на общеподготовительном периоде постепенно увеличивается, причем объем растет быстрее, интенсивность нагрузки растет лишь в той мере, которая не препятствует проведению работы большого объема и не отражается на состоянии здоровья спортсменов.
Специально-подготовительный период.
Основная направленность периода – непосредственное становление спортивной формы.
Здесь изменяется содержание различных сторон подготовки спортсменов, которые теперь направлены на развитие специальных физических способностей, освоение и совершенствование технических и тактических навыков в избранном виде спорта, одновременно с этим возрастает роль специальной психологической подготовки.
Длительность периода 2-3 мезоцикла.
Удельный вес специальной подготовки по сравнению с первым периодом подготовительного этапа, естественно, возрастает. Изменяется также состав средств специальной подготовки. Помимо специально-подготовительных упражнений в тренировке спортсменов начинают использовать и соревновательные упражнения (в ограниченном объеме).
Объем нагрузки постепенно, но непрерывно увеличивается и достигает максимума к началу соревновательного этапа. В то же время интенсивность нагрузки хотя и возрастает постепенно к началу соревновательного периода, но относительно невелика.
Соревновательный этап
В соревновательном этапе стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводится непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования.
Основная цель тренировки в этом этапе – сохранение спортивной формы и на основе этого – реализация её в максимальных результатах.
В этом этапе используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, направленные на повышение специальной работоспособности в избранном виде спорта.
Удельный вес средств общей подготовки в соревновательном периоде должен быть не ниже, чем на специально-подготовительном этапе. При помощи средств общей подготовки обеспечивается развитие и поддержание необходимого уровня физических способностей, двигательных навыков и умений, активный отдых.
Конкретное соотношение между средствами специальной и общей подготовки в соревновательном периоде у спортсменов зависит от их возраста и спортивной квалификации.
В этом этапе используются наиболее трудоемкие методы спортивной тренировки (соревновательный, повторный, интервальный).
Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2-3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.
Число соревнований зависит от особенностей вида спорта, структуры соревновательного периода, возраста, квалификации спортсменов. Однако их оптимальное число нужно определять индивидуально для каждого спортсмена.
Интервалы отдыха между отдельными состязаниями должны быть достаточны для восстановления и развития работоспособности спортсменов.
Соревновательный этап чаще всего делят на два периода:
1. Период ранних стартов, или развития собственно спортивной формы;
На этом периоде длительностью в 4-6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствование новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого периода обычно проводятся главное отборочное соревнование.
2. Период непосредственной подготовки к главному старту.
Продолжительность колеблется в пределах 6-8 недель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов.
Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способностей, обуславливающих высокий уровень спортивных достижений, другой – на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.
На этом периоде решаются следующие задачи:
· восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований;
· дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков;
· создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;
· моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровне подготовленности;
· обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.
Переходный этап
Переходный этап (этап временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.
Главная задача - обеспечение полноценного активного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, и вместе с тем сохранение определенного уровня спортивной работоспособности к началу очередного макроцикла.
Основное содержание занятий в переходном этапе составляет общая физической подготовка в режиме активного отдыха. Следует избегать однотипных и монотонных нагрузок, так как они препятствуют полноценному активному отдыху. Активный отдых организуется за счет смены двигательной деятельности и смены обстановки (мест занятий, спортивного оборудования, инвентаря и т.д.). Он применяется, прежде всего, для быстрого и полного восстановления спортсменов.
Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.
Продолжительность переходного этапа колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.
Тренировка в переходном этапе характеризуется уменьшением общего объема и интенсивности тренировочной нагрузки (однако нельзя допускать чрезмерно большого их спада). По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3-5; занятия с большими нагрузками не планируются и т.д.
Основное содержание переходного этапа составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.
В конце этапа нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.
Важная задача переходного этапа – анализ работы в течение прошедшего года, составление плана на следующий год, лечение травм.
Если спортсмен регулярно не занимался, не имел достаточных нагрузок, мало выступал в соревнованиях, необходимость в переходном периоде отпадает.
Заключение
Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом возрастных возможностей юных спортсменов. Весь процесс многолетних занятий избранным видом спорта включает практически не обозримое множество переменных. Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие общих условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути (общей нагрузки в периоды обучения в школе, трудовой деятельности, службы в армии и т.д.). Разумеется, в процессе всех лет занятий задачи, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения.
Список литературы
1. Богдасаров С. Записки старого тренера. – М.: Арбат-информ, 2003.
2. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: учебник для ВУЗов/Л.С.Дворкин.- М.: Советский спорт, 2005.
3. Тяжелая атлетика: учеб для инст-в физ культ.- Изд., 4-е, перераб, доп./Под ред. А.Н. Воробьев. – М.: ФиС, 1988.
4. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.
5. Дьячков В.М. физическая подготовка спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1961.