Порядок рассмотрение КС РФ дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов
Правом на обращение в КС РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ст. 125 (ч. 2) Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают также ВС РФ, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Часть 4 ст. 125 Конституции РФ гласит, что КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. При этом соответствующее производство в КС РФ возбуждается при условии, что основные права и свободы граждан нарушаются оспариваемыми положениями закона, по своему смыслу исключающими адекватное истолкование Конституции РФ и применение таких положений иными судами.
Такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, затрагиваются его конституционные права и свободы.
О необходимости обращения с запросом в КС РФ суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.
В запросе о проверке конституционности примененного или подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии^ требованиями ст. 37 Закона должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иныеданные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса» В силу ст. 38 Закона к запросу необходимо приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский: язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
В связи с обращением в КС РФ с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 Закона, приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда.
Если подсудимый содержится под стражей, суд в каждом таком случае обсуждает вопрос об изменении ему меры пресечения.
По запросам судов КС РФ рассматривает дела в установленном законом порядке.
Закон также регламентирует рассмотрение дел по запросам судов. Итак, суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности данного закона.
Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.
В период с момента вынесения решения суда об обращении в КС РФ и до принятия постановления КС РФ производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.
Пределы проверки КС РФ соответствия Конституции РФ закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются ст. 86 и 100 Закона.
Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности данного закона.
Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.
В период с момента вынесения решения суда об обращении в КС РФ и до принятия постановления Судом производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.
Пределы проверки КС РФ соответствия Конституции РФ закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу заключаются в установлении соответствия Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними:
· по содержанию норм;
· по форме нормативного акта или договора;
· по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
· с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
· с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;
· с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан КС РФ принимает одно из следующих постановлений:
· о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;
· о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ;
· о признании оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением КС РФ, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции РФ либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением КС РФ, сохраняющим силу.