Порядок рассмотрение КС РФ дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов

Правом на обращение в КС РФ с запросом о проверке конституцион­ности указанных в ст. 125 (ч. 2) Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают так­же ВС РФ, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Часть 4 ст. 125 Конституции РФ гласит, что КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или под­лежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. При этом соответствующее производство в КС РФ возбуждается при условии, что основные права и свободы граждан нарушаются оспариваемыми положениями закона, по своему смыслу исключающими адекватное истолкование Конституции РФ и примене­ние таких положений иными судами.

Такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, затра­гиваются его конституционные права и свободы.

О необходимости обращения с запросом в КС РФ суд выносит мо­тивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.

В запросе о проверке конституционности примененного или подле­жащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии^ требованиями ст. 37 Закона должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иныеданные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса» В силу ст. 38 Закона к запросу необходимо приложить текст закона, под­лежащего проверке, и перевод на русский: язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

В связи с обращением в КС РФ с запросом о проверке конституци­онности примененного или подлежащего применению закона производ­ство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 Закона, приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем должно быть указано в названном выше определении (постанов­лении) суда.

Если подсудимый содержится под стражей, суд в каждом таком слу­чае обсуждает вопрос об изменении ему меры пресечения.

По запросам судов КС РФ рассматривает дела в установленном за­коном порядке.

Закон также регламентирует рассмотрение дел по запросам судов. Итак, суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в КС РФ с запросом о проверке кон­ституционности данного закона.

Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, приме­нению в рассматриваемом им конкретном деле.

В период с момента вынесения решения суда об обращении в КС РФ и до принятия постановления КС РФ производство по делу или испол­нение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

Пределы проверки КС РФ соответствия Конституции РФ закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются ст. 86 и 100 Закона.

Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в КС РФ с запросом о проверке кон­ституционности данного закона.

Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, приме­нению в рассматриваемом им конкретном деле.

В период с момента вынесения решения суда об обращении в КС РФ и до принятия постановления Судом производство по делу или испол­нение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

Пределы проверки КС РФ соответствия Конституции РФ закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу заключаются в установлении соответствия Конституции РФ нор­мативных актов органов государственной власти и договоров между ними:

· по содержанию норм;

· по форме нормативного акта или договора;

· по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

· с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную;

· с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

· с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государст­венной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Фе­деративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конститу­ционных прав и свобод граждан КС РФ принимает одно из следующих постановлений:

· о признании закона либо отдельных его положений соответствую­щими Конституции РФ;

· о признании закона либо отдельных его положений не соответст­вующими Конституции РФ;

· о признании оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта аналогичными нормам, ранее признанным не соответст­вующими Конституции РФ постановлением КС РФ, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции РФ либо о конста­тации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением КС РФ, сохраняющим силу.


Наши рекомендации