Национальная безопасность: личность, общество, государство
Для характеристики условий внешней и внутренней обстановки применительно к государству используются такие понятия, как «стабильность», «безопасность», «национальная безопасность».
Традиционно безопасность всегда рассматривалась как определенная защищенность от опасности, т. е. защищенность от угроз. Столь же традиционно угрозы делились на внешние, которые связаны с попытками подавить государство, завоевать его или поставить его в зависимость, и внутренние, связанные уже с состоянием самого общества, когда источники опасности находятся внутри пего. Крайняя форма внешней угрозы — война, в процессе которой решается вопрос о том, продолжит ли данная нация свое самостоятельное существование или окажется уничтоженной, под господством другой. Крайняя форма внутренней угрозы — волнения, бунт, революция, гражданская война. Эти угрозы и задавали основные координаты безопасности. В историческом процессе обеспечения безопасности страны в той или иной мере менялись акценты, связанные как с содержанием самого понятия безопасность, так и направлениями, формами, средствами и силами ее обеспечения.
До недавнего времени в отечественной литературе понятие безопасность использовалось при трактовке ее сугубо прикладных военно-технических видов («безопасность полетов», «безопасность плавания» и т. д.). Социально-политический аспект безопасности трактовался в инструментальном смысле как стратегия и тактика обеспечения государственной безопасности. Научные разработки в этом направлении не проводились, так как государственная безопасность обеспечивалась и соответствующей своему времени государственной тайной. Такое положение способствовало тому, что длительное время у нас усиленно пропагандировался тезис, согласно которому государство обеспечивает благо всех граждан, и поэтому первой обязанностью каждого из них является забота о безопасности, самого государства, не только внешней, но и внутренней. В.итоге безопасность проявлялась не столько как безопасность граждан от собственного государства, от его претензий на тотальность, сколько как безопасность государства от внешних и внутренних врагов. В итоге интересы государства были признаны более важными и значимыми, чем интересы частных лиц, противопоставлены последним.
Разработка проблем безопасности в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х годов была сосредоточена на нескольких узловых направлениях.
Во-первых, довольно широко и активно специалисты-политологи рассматривали сами термины «безопасность», «национальная безопасность» и связанные с ними категории «интересы», «угрозы», опасность» и т. д.
В самом общем смысле соотношение этих категорий представляется в следующем виде. В процессе жизнедеятельности сообщества людей, объединенных государством, постоянно происходит реализация, достижение тех или иных целей, выраженных в интересах. Интерес — это объективно обуслов-
ленное отношение субъекта к своим потребностям, условиям их удовлетворения, побуждающее его к осознанной и целенаправленной деятельности по их изменению или сохранению. При определенных условиях эти интересы подвергаются угрозам. И естественно, что субъект, будь то личность, сообщество людей, государство, принимает меры по защите интересов, обеспечивает безопасность.
В научной литературе встречается несколько подходов к определению национальной безопасности. По-прежнему, широко распространенным является мнение о том, что национальная безопасность идентична безопасности государства. Считается, что безопасность это «совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства, и в первую очередь, его возможность нейтрализовать, отразить возникающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими интересами 87.
Группа авторов сводит национальную безопасность, по-прежнему, лишь к одному ее виду — военной безопасности. Они полагают, что суть безопасности составляет обеспечение физического выживания общества, его дееспособности перед угрозой и в ходе применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений, сохранение суверенитета и территориальной целостности 88.
Некоторые ученые выдвигают определение, где основной идеей является деятельная сторона, связанная с угрозами. По мнению В. Серебрянникова: «Безопасность есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для прогрессивного развития» 8U.
Группа ученых из Военно-морской академии под безопасностью Российской Федерации понимает «комплекс внутрен-них и внешних факторов устойчивого и эффективного функционирования всех сфер жизни общества и государства как единого образования со всеми структурами в интересах свободной реализации творческих потенциалов всех граждан, независимо от национальной принадлежности» 90.
Закон Российской Федерации «О безопасности» 1992 года определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Видимо, следует согласиться с тем, что центральное место в структуре безопасности принадлежит национальным интересам.
Спорным остается применение прилагательного «национальная» к безопасности государства, личности, общества, так как использование его в многонациональной стране вызывает вопрос, о безопасности какой нации идет речь. В мононациональной стране этот вопрос не возникает. Для американца и для англичанина, где традиционно не разделяют понятия «страна» и «нация», национальная безопасность тождественна безопасности страны, государства.
В условиях нашей многонациональной страны термин «национальная безопасность» на бытовом уровне воспринимается как межнациональное явление и употребляется в значении государственной, а не этнической организации, так как безопасность вместе с территориальной целостностью и суверенитетом всегда представляла общий национальный интерес. Как видим, отечественные ученые заимствовали у западных наиболее употребляемые там термины, не до конца адаптированные к российской действительности. Содержится здесь и определенный политический умысел: в сознании большинства населения (особенно старшего поколения) государственная безопасность ассоциируется с безопасностью режима, политического строя.
В отечественных источниках до сих пор встречается сознательное равнозначное употребление понятий «безопасность», «государственная безопасность», «национально-государственная безопасность», «безопасность страны», «национальная безопасность» как категорий, которые охватывают безопасность и государства, и личности, и общества. И хотя явно преобладает использование термина «государственная безопасность», теоретические споры еще не окончены.
Официальные правовые категории сформулированы в государственном политическом документе «Концепция национальной безопасности Российской Федерации».
Во-вторых, в процессе разработки проблем безопасности она стала рассматриваться как явление, охватывающее самые различные сферы общественных отношений, имеющее разносторонний и многоаспектный характер.
В числе элементов, определяющих структуру системы национальной безопасности, выделяются такие виды безопасности, как экономическая, политическая, военная, социальная, экологическая, информационная, безопасность духовной жизни и культуры и др. Это так называемый горизонтальный срез безопасности, охватывающий все сферы жизнедеятельности.
Вертикальный срез позволяет различить объекты системы безопасности, которые представляют ее уровни (компоненты),—это отдельные граждане (безопасность личности); отдельные государственные или национально-государственные образования (государственная или национально-государственная безопасность); определенные социальные и профессиональные образования, такие, как общество в целом, нация или народность, класс, коллектив (безопасность определенного общества, безопасность нации или этноса,. профессиональная безопасность, например, воинской службы); региональные (геополитические) образования различного масштаба (европейская безопасность, азиатская безопасность, ближневосточная безопасность); и в конце концов все мировое сообщество (международная или всеобщая безопасность).
По мере нарастания угроз, в первую очередь военного и экологического характера, всеобщее признание получила точка зрения, что безопасность не может быть односторонней, регионально-локальной, строиться на принципах изоляционизма и национально-государственного эгоизма, —она должна быть всеобщей, коллективной, взаимной.
Смена эпох обусловила необходимость смены систем безопасности. Старая система, основанная на односторонних действиях государств, закрытых и замкнутых блоков итруппиро-вок, разделе сфер влияния, балансе сил, изжила себя, хотя в предыдущие времена она обеспечивала безопасность сильнейшим. Жизнь потребовала создания всеобщей системы безопасности в лице международной организации, обладающей силой принуждения к миру, направляющей коллективные усилия всех миролюбивых государств к достижению перестройки международных отношений на основе сотрудничества, совместного контроля над оружием массового уничтожения, всеобщего сокращения вооружений и вооруженных сил.
В-третьих, по мере изучения проблем национальной безопасности выяснился крут ее объектов.
Раньше безопасность отождествлялась с государственной безопасностью, и ей были подчинены интересы любого отдельного индивида. По мере расширения представлений о сущности безопасности, ее структуре, формах проявления выявилась триада объектов безопасности: личность, общество и государство. И здесь же возникла проблема: как сочетать безопасность и обеспечение свободы каждого отдельного человека с безопасностью общества и безопасностью государства, избегая при этом социальных конфликтов, обеспечивая социальный мир.
Исходная предпосылка в разрешении этой проблемы — тесное переплетение и взаимосвязь интересов личности, общества и государства.
Интересы личности состоят в реальном обеспечении прав и свобод, личной безопасности, в повышении уровня жизни, во всестороннем развитии. Государственные интересы заключаются в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, в установлении стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества. Интересы общества — упрочение демократии, поддержание общественного согласия, повышение духовности и созидательной активности населения.
При осмыслении проблемы безопасности на политологическом уровне создается иллюзия легкости ее решения в рамках антиномии «права человека — государственная власть» и в итоге возможны идеологические крайности. С одной стороны, либо идет речь о государстве в соответствии с локков-ской традицией как о «ночном стороже», призванном охранять жизнь и собственность индивида, либо имеется в виду безопасность самого государства как высшего общего блага, всегда приоритетного по отношению к благу индивидуальному. Известно, что в истории России всегда государство, государственность ставились во главу угла при решении любых проблем. Считалось, что человек должен делать все во имя укрепления государства, а оно в свою очередь поможет человеку в разрешении его проблем. Реальность оборачивалась
тотальностью государственности, игнорированием «человека-винтика» в сложном государственном механизме.
Отказываясь от последней точки зрения,как унаследованной от тоталитаризма, некоторые ученые делают вывод: права человека — это высшее благо, и любые рассуждения о важности безопасности государства и необходимости его вмешательства в общественную жизнь есть отказ от либерализма и сползание к авторитаризму. Современный этап российской истории характерен умалением в значительной степени роли и места государства в решении самых различных вопросов, что оборачивается значительными социальными издержками.
Следует согласиться с мнением В. П. Гулина, который замечает, что «сама постановка вопроса: человек или государство, человек — средство или цель — не корректна. Не следует противопоставлять их интересы с позиций формальной логики «или-или». Подход в условиях современной России должен быть с позиций диалектической логики, «и — и». Необходимость исходить из баланса личности, общества, государства, из взаимной ответственности человека и государства за национальную безопасность» 91.
Но важно понимать, что на каждом из этапов развития социальной системы потребность в обеспечении безопасности общества диктует изменение приоритетов в сфере национальной безопасности. Например, когда велико негативное воздействие внешней среды, а внутренняя структура нестабильна, потребности общества в выживании и развитии обусловливают приоритет безопасности государства за счет ограничения свободы личности.
Следует иметь в виду, что перманентное доминирование безопасности государства приводит к формированию общества тоталитарного типа, где само государство превращается в угрозу безопасности личности, общество становится небезопасным и для обеспечения условий своего развития борется с угрозой тоталитаризма. Эта борьба ориентирована на достижение оптимального баланса интересов личности и государства, что возможно, когда внешние опасности ослаблены, а внутренние противоречия разрешимы в рамках правового поля. При таком состоянии общества гарантируются права и свободы личности, а государству обеспечивается безопасность при достаточно зрелом уровне демократии. Но при этом вследствие инерции общественного сознания продолжается процесс ослабления государственного механизма (в России причины ослабления государственности несколько иные, хотя инерционность и здесь присутствует). В результате возникла новая угроза безопасности общества, развитие которой может привести под влиянием анархии и безвластия к утрате основных институтов государственности, суверенитета, территориальной целостности. А это в свою очередь ведет к утрате безопасности личности по внутренней причине — из-за роста преступности, социальной напряженности и т. д. Новый уровень развития личности требует нового уровня системной организации, способного обеспечить ее безопасность. И если мы уже оговорили приоритетную ориентацию силовой структуры на той или иной триединый объект безопасности (личность, общество, государство), то изменение акцентов в их приоритетном значении, несомненно, скажется на изменениях в структуре силового механизма, усилении, или ослаблении того или иного его составного компонента.
При переходе системы в другое качество могут измениться ее структура и функции, произойти ее распад, но должна быть обеспечена выживаемость элементов, индивидов, заполнявших структуру социальной системы, утратившей свою жизнеспособность.
В-четвертых, в процессе изучения, осмысления научных разработок изменились подходы к средствам обеспечения национальной безопасности. На определенном этапе развития общества выделялись специальные институты (органы и организации), предназначенные для обеспечения безопасности. Так как угрозы первоначально носили преимущественно силовой характер и были внешними, то соответственно, и обеспечение ее возлагалось на вооруженные силы государства. Внутреннюю безопасность государства обеспечивала в основном полиция.
По мере развития общества, совершенствования развития связей и отношений между государствами, усложнением структуры интересов государства, общества и личности наблюдается и увеличение количества и разнообразие угроз.
Ставка лишь на силу в ходе обеспечения внешней безопасности часто создавала новую напряженность между государствами, усиливала их взаимную подозрительность, вела к образованию военных блоков и союзов, стимулировала гонку вооружений. Пока сохраняются границы, сохраняется и опасность применения силы со стороны тех, кто заинтересо-ван в их изменении в свою пользу.
По мнению В. В. Серебрянникова, система безопасности развитых государств включает в себя следующие составляющие элементы:
— научную теорию (философию), доктрину (концепцию), политику, стратегию и тактику обеспечения безопасности;
— совокупность международных, государственных и общественных (негосударственных) институтов и организаций, обеспечивающих безопасность личности, общества, государства и мирового сообщества;
—■ средства, способы и методы обеспечения безопасности 92.
Исходя из методологических соображений и практической значимости целесообразно различать внешнюю и внутреннюю безопасность. Внешняя безопасность — характеристика защищенности системы от воздействия внешней среды, а внутренняя— характеристика защищенности системы (в данном случае государства, личности, общества) от внутренних возмущений. «Система будет находиться в безопасности до тех пор, пока возмущающие воздействия не достигнут таких значений, при которых она будет не в состоянии выполнять свои жизненно важные функции (все или часть) и сохранять жизненно важные параметры в пределах требуемых норм» 93.
Внешнюю и внутреннюю безопасность государства, личности и общества и обеспечивает силовой механизм государства.
К сожалению, сегодня потенциальная угроза и насилие являются сильнодействующими, а часто решающими аргументами в политической борьбе. Но пока насилие стоит в ряду приоритетных направлений политической борьбы, наивно рассчитывать на безопасность 94.
Поэтому вполне закономерен вопрос о том, в каких условиях оправдано и возможно применение вооруженного насилия для обеспечения национальной безопасности. Критериямиздесь могут служить, с одной стороны, иерархия национальных ценностей, а с другой — допустимая плата за ущерб, который может быть нанесен при их защите.
По мнению политологов, применение вооруженного насилия с соответствующими оговорками возможно в следующих случаях:
1. Применение вооруженного насилия с использованием всех имеющихся в государстве сил и средств допускается (но не предполагается) при защите жизненно важных национальных интересов, связанных с сохранением, преумножением и защитой национальных интересов, потеря которых ставит под сомнение идентификацию и, в конечном, счете, само существование народа. Это суверенитет, государственная и территориальная целостность, эффективная система обороны и безопасности.
2. Для защиты важных национальных интересов допускается ограниченное применение вооруженного насилия в рамках правового поля. Здесь имеются в виду те интересы, которые связаны с реализацией прав и свобод человека, сохранением и преумножением материального и духовного состояния государства, обеспечением общественной безопасности, предотвращением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, борьбой сорганизованной преступностью, поддержанием международной стабильности, региональной и глобальной безопасности.
3. Применение вооруженного насилия не допускается при защите групп интересов, которые имеют общегосударственный, общенациональный масштаб и взаимосвязаны с теми или иными национальными ценностями. Это группа национальных интересов, которые связаны с созданием благоприятных условий для устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, гражданского мира и согласия, реализации принципов социальной справедливости, с формированием уважения к национальной истории, культуре и традициям государства, сохранением и защитой окружающей среды, утверждением равноправного сотрудничества и добрососедства с зарубежными странами 95.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации определены принципы возможного применения военной силы для обеспечения национальной безопасности:
— право на применение всех сил и средств, включая ядерное оружие в случае, если в результате агрессии создана угроза существованию России как суверенного независимого государства;
— решительное, последовательное и планомерное применение Вооруженных Сил, вплоть до создания выгодных для России условий заключения мира;
— применение Вооруженных Сил в условиях, когда все другие невоенные меры исчерпаны или оказались неэффективными, исключительно на законной основе;
— недопущение применения военной силы против мирных граждан..и для достижения политических целей;
— участие Вооруженных Сил в войнах и вооруженных конфликтах для решения военно-политических и военно-стратегических задач, отвечающих национальным интересам России и ее союзническим обязательствам.
Итак, за безопасность страны, ее границ и граждан, за сохранение социальных и природных условий ответственны государственные структуры. Они обязаны защищать население, не создавать, а предотвращать угрозы. Силовой механизм выполняет важнейшую функцию защиты социальных и духовных интересов народа, его культуры, сознания, веры, способствуя созданию условий для торжества демократии и свободы личности.
2. Военно-силовое обеспечение национальной безопасности
Концептуальный вывод о том, что главные угрозы безопасности России носят преимущественно невоенный характер, не должен ни в коем случае вводить нас в заблуждение относительно благополучного состояния военного аспекта международных отношений и военного компонента национальной безопасности. Даже в самом общем виде оценка положения России в мировом сообществе содержит сдержанную, по реальную характеристику военно-силовых факторов, которые при возрастающем значении экономических, политических, научно-технических и других факторов сохраняют свое значение. На нынешнем этапе становления многополярного мира <чце сильны рецидивы попыток создания структуры международных отношений, основанной на односторонних, в том 'теле военно-силовых, решениях ключевых проблем мировой политики. И хотя в концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечаются обозначившиеся позитивные тенденции в этой сфере — созданы предпосылки для демилитаризации международных отношений, уменьшилась опасность прямой агрессии против Российской Федерации, следует подчеркнуть, что международные отношения пока не демилитаризированы, а угроза агрессии не снята. Поэтому выводы о создании предпосылок для обеспечения надежной национальной безопасности страны в XXI веке базируются на определенных факторах с учетом наличия у России мощного потенциала ядерных сил. При важном значении экономических, политических, дипломатических и иных факторов в реализации национальных интересов значительная роль сохраняется п за военной мощью государств. Для России наличие достаточно мощных вооруженных сил является, наряду с политическими и другими мерами, одним из важнейших условий предотвращения агрессии против нее самой и ее союзников. Имея крупные арсеналы ядерного оружия, особенно стратегического, Россия и после распада Советского Союза остается военной сверхдержавой. «Основой сдерживания вероятного противника от агрессии остается возможность причинить ему крупный ущерб при любом варианте его действий, даже при попытке нанесения им внезапного обезоруживающего и обезглавливающего удара. Сотни ядерных боеприпасов, доставляемых до цели, наносящих огромные разрушения, ведущие к потерям десятков миллионов человеческих жизней, и обеспечивают эффект сдерживания», — отмечает А. А. Коко-шин 96. И далее: «Понимание агрессором неотвратимости возмездия, угрозы гибели населения в колоссальных размерах делает любые политические цели, которые могли бы быть поставлены при развертывании такой войны, бессмысленными» 97.
С точки зрения политики безопасности военная сила всегда считалась главным ее компонентом.
На наш взгляд, внешнюю составляющую военно-силового обеспечения национальной безопасности целесообразно рассматривать как оборону. И хотя в подобном подходе содержится. на первый взгляд, якобы возврат к традиционной оценке внешней безопасности, но глубинный смысл ее более значим. Во-первых, сведение внешней составляющей обеспечения безопасности к проблеме обороны подтверждает ее назначение как составного компонента общей системы обеспечения международной безопасности государства, наряду с экономикой, дипломатией и другими средствами. Во-вторых, обращение к категории «оборона» при обеспечении внешней безопасности силовыми методами подчеркивает мирный характер намерений государства.
В целом организация обороны включает в себя следующие составляющие:
— правовое регулирование в области обороны;
— прогнозирование и оценку военной угрозы;
— разработку военной политики и военной доктрины;
— строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности вооруженных сил, а также планирование их применения;
— разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;
— мобилизационную подготовку органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, экономики, территории, коммуникаций и населения;
— создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном ресурсах;
— планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;
— обеспечение и хранение государственной и военной тайны;
— развитие военной науки;
— координацию деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в области обороны;
— гражданский контроль за расходами на оборону и дея-клыюстью Министерства обороны;
— международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
— другие мероприятия в области обороны.
Хотя традиционные причины возникновения крупных войн между великими державами (за передел мира, захват колоши, рынков сбыта, источников сырья и т. п.) уходят в прош-лое, масса оружия, накопленного в индустриальных странах, таит в себе разнообразные опасности и угрозы, а распространение ядерного оружия стало угрожающим как никогда. Поэтому вполне справедливо утверждение, что национальная безопасность наряду с другими видами безопасности включает и военную как ее важнейший элемент.
На применении вооруженной силы при обеспечении внешней безопасности принципиально сказывается изменение функций самой военной силы.
Догматы силы складывались на протяжении всей истории. Фрагментарно их можно представить в следующем виде:
— война, насилие — извечные спутники человечества;
— война — продолжение политики, ее средство;
— каждое государство должно всегда готовиться к войне, так как мир — лишь кратковременная передышка между войнами;
— необходимо добиваться максимального превосходства над потенциальными противниками уже в мирное время, так как только страх перед превосходящей силой может обезопасить страну от агрессии;
— чем больше у страны оружия и оно лучше по качеству, тем надежнее безопасность, и поэтому все силы и средства следует отдавать военной сфере;
— гонка вооружений — закон, разоружение — миф;
— цель войны (завоевание чужих территорий, передел владений, перекройка границ, ограбление побежденных, утверждение собственной идеологии или догматов веры) оправдывает средства.
Большинство этих догматов перестали «работать», а отдельные стали весьма опасными для человечества, так как следование им на практике создавало определенную политическую атмосферу, которая, в свою очередь, имитировала военно-силовую конфронтацию. Силовой компонент был стержневым, хотя и не использовался в период «холодной» войны, когда постоянно сохранялся риск возникновения «горячей» и не простой, а ракетно-ядерной войны.
Наряду с бескомпромиссной, глобальной борьбой мировоззрений с безграничным применением свойственных идеологическим войнам средств и методов их ведения (разведка, специальные операции, спецпропаганда, борьба с оппозицией, идеологические диверсии и террор) в ходе холодной войны происходило экономическое и политическое изматывание сторон за счет гонки вооружений, сохранения постоянной ядерной угрозы. На определенном этапе возникло перенасыщение
оружием массового поражения и оно стало единственным средством сдерживания.
Современная разрушительная мощь оружия делает войны все более бессмысленными, а их цену неизмеримо высокой во (scex отношениях. Это утверждение касается и «внутренних войн», когда использование силы в гражданских войнах, переворотах, столкновениях наносит материальный и морально-психологический ущерб, значительно более высокий, чем предполагаемые выгоды.
В настоящее время та функция военной силы, которая считалась главной, т. е. полная победа в крупной войне, не может быть реализована, и основное предназначение ее состоит в так называемых «непрямых» функциях, включающих борьбу с терроризмом, организованной преступностью; демонстрацию военного присутствия и оказание военного давления; наказание агрессора. Важной функцией военной силы в современных условиях является содействие политической и военной стабильности. Военная сила проявляет в этом случае свою способность оказывать стабилизирующее воздействие на политические структуры, стихию политических процессов современного мира. В этом отношении военная сила может выступать элементом безопасности как на региональном, так и на"глобальном уровнях. Также весьма значима ее функция содействия политике в предотвращении войн и конфликтов, а сдерживающий силовой компонент в политике был и остается важнейшим фактором международных отношений.
Но все же основной функцией военной силы выступает национальная безопасность и оборона. Даже самая миролюбивая политика не имеет неопровержимых аргументов, способ-пых убеждать в том, что изменившаяся обстановка не потребует использования силового механизма. Именно эта неопределенность и требует сохранения и постоянной модернизации поенной силы.
Главным субъектом обеспечения военной безопасности, равно как и других элементов национальной безопасности, является государство, которое разрабатывает и осуществляет |.пенную политику, содержит вооруженные силы, принимает решение на их применение. Проявление военной безопасности имеет два аспекта. Первый — военная безопасность заключается в способности государства не допустить войны против себя путем угрозы применения военной силы пли другим ее использованием. Второй — военная безопасность проявляется в способности государства отстоять независимость и суверенитет нации в войне, если ее не удалось избежать.
Роль военной безопасности прямо связана со степенью угрозы, которая зависит от множества условий и обстоятельств, определяющих характер и состояние противоречий как внутри государства, так и между странами. В этом смысле под военной безопасностью понимается такое состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внутренних и, в первую очередь, внешних угроз, при котором вероятность насилия ничтожна или отсутствует совсем.
В военной безопасности сфокусированы материальные |и духовные затраты и усилия народа, направленные на оснащение вооруженных сил, совершенствование боевой выучки и повышение дисциплины военнослужащих, подготовку командного состава к управлению подчиненными и др.
Цели военной безопасности достигаются реализацией целого комплекса военных средств безопасности, который включает обороноспособность (военную мощь) государства и, прежде всего, боеспособность (боевую мощь), количество и качество резервов. Военная мощь — это совокупность материальных и духовных возможностей государства, которые могут быть использованы им для ведения войны, а также с целью решения других задач во внутренней и внешней политике с применением вооруженных сил.
В структуре военной мощи выделяют экономический, научный, морально-политический, социальный и собственно военный потенциал. Экономический потенциал — это экономические возможности государства по обеспечению различных потребностей общества, а также по производству всего необходимого на случай войны. Возможности науки в решении гражданских и военных задач, стоящих перед обществом, представляют научный потенциал. Социальный потенциал — это сложившаяся социальная структура общества, обусловливающая степень его прочности и функционирование всех сфер, в том числе и военной. Степень духовной готовности народа к решению стоящих перед обществом задач, в том числе и военных, характеризует морально-политический потенциал. Военный потенциал — это способность государства содержать, совершенствовать и использовать вооруженные силы. Каждый из основных потенциалов, кроме собственно военного, содержит в себе определенную часть, непосредственно связанную с военной сферой, что находит свое отражение в таких понятиях, как «военно-политический потенциал», «военно-научный потенциал», «морально-политический потенциал военной мощи», «военно-социальный потенциал».
Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение невоенным средствам. Но пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы страны требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Непосредственная военная мощь воплощается в вооруженных силах государства, т. е. обороноспособность страны неразрывно связана с боевой мощью и боевой готовностью вооруженных сил.
Вооруженные силы, играющие главную роль в обеспечении национальной безопасности силовыми методами, составляют основу военной организации государства. «Важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации, — отмечается в Концепции национальной безопасности РФ, — является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств»98.
Численность и качество личного состава, количество и качество оружия и военной техники, наличие и состояние элементов военной инфраструктуры, уровень развития военно-теоретической мысли составляют боевую мощь вооруженных сил. Главным показателем мощи вооруженных сил выступает их постоянная боевая готовность.
Вооруженные Силы России боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить защиту страны от воздушно-космического нападения, отразить агрессию в локальной войне, а также развернуть группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне. Они также должны обеспечить осуществление Россией миротворческой деятельности, что должно стать важнейшим средством предотвращения либо ликвидации кризисных ситуаций.
Боевая готовность вооруженных сил, качественный и количественный состав армии и флота, их боевые возможности составляют основу обороноспособности государства и в конечном счете определяют его военную безопасность. Но как показывают уроки истории, обороноспособность страны во мно-гом зависит и от уровня развития экономики, культуры, патриотизма, готовности граждан к защите Родины. Только совокупностью мер возможно предотвратить военную опасность.