Правовое государство и гражданское общество
/. История становления теории правового государства
Современные правоведы и политологи Российской Федерации и других стран полагают, что оптимальное согласование интересов гражданского общества, личности и государства достигается в условиях правового государства. Основы учения о правовом государстве были созданы И. Кантом в конце XVIII в., а зачатки этого учения в виде отдельных положений-принципов можно найти у мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.
Так, Платон в своих «Диалогах», посвященных проблемам устройства государства и роли права в жизни общества, неоднократно высказывал мысль о том, что неукоснительное исполнение законов государством является необходимым условием его сохранения и длительного существования. Спасение государства и все блага, которые могут даровать государствам боги, полагал Платон, имеют место там, где закон является владыкой над правителями, а они его рабами. И наоборот, там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, гибель государства становится неизбежной.
Развивая идеи Платона, Аристотель считал, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Поэтому страна, в которой закон не имеет власти, не имеет и какой-либо формы государственного устройства.
И. Кант,основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создает целостное учение о правовом государстве.Он полагал, что источником развития общественно-исторического процесса как совокупности всех известных действующих государств, а не одного, отдельно взятого государства является социальный антагонизм. Его суть выражается в том,
что люди склонны вступать в общение друг с другом, жить сообща. Однако в силу присущей людям недоброжелательности, эгоизма они оказывают друг другу противодействие и тем самым разрушают общество, создают реальную угрозу его распада, уничтожения.
Разрешение противоречия между социальной природой человека и его эгоистическими интересами, обеспечение реального равноправия всех его членов, по мнению И. Канта, становится возможным лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством.
Право понимается И. Кантом как единство трех элементов -естественного и позитивного права, а также справедливости.В основе естественного права лежит категорический императив — действуй так, чтобы правило твоих действий могло быть правилом для всех. Право имеет место там, где люди могут свободно следовать этому императиву, не встречая каких-либо препятствий со стороны других лиц и государства. Все, что ограничивает произвол одного человека по отношению к другому, в соответствии с изложенным императивом и является подлинным правом.
Проведение категорического императива в жизнь обеспечивается позитивным правом, устанавливаемым и закрепляемым государством. В условиях правового гражданского состояния государство призвано служить личности, охранять ее от любого произвола, в том числе и от произвола государственных органов. Изложенная задача успешно решается в случаях, когда источником власти выступает народ. Поэтому правовое государство представляет собой державное соединение воли всех лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и в свою очередь назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.
Правовое государство должно создавать необходимые условия для реализации правового императива. Его реальное проявление становится возможным лишь в обществе, обеспечивающем с помощью государства равноправие всех его членов, а также свободу всех и каждого. При этом свобода понимается как право лица подчиняться только тем законам, на которые это лицо дало согласие.
На протяжении двух веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В центре поисков буржуазных идеологов лежало реальное право, способное связать государство, гарантировать гражданское общество от произвола государства. Поиски права как основы и пределов деятельности государства по существу оставались в границах права, сформулированного И. Кантом. Различие между авторами виделось лишь в том, что признавалось правом, призванным ограничивать произвол государства: естественное право, позитивное право или нравственность.
В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Свою позицию автор изложил следующим образом: «Издавая закон, государство юридически связывает его нормами не только индивидов, но и свою собственную деятельность. Законом оно обязывает и тех лиц, которые служат его органами, сообразовывать их волю с велениями государства. Но так как воля органа есть воля государства, то государство, обязывая свои органы, связывает само себя. Государство едино, и потому законность органов исполнительной власти и суда отражается в то же время и на единой государственной власти. Эта связанность имеет не этический, а правовой характер. ...Обязывание собственной волей служит юридическим признаком государства».
Бесспорно, государство связывает себя и свои органы принимаемыми законами и иными нормативно-правовыми актами. Однако это еще не гарантирует гражданское общество от произвола государства. Оно может быть связанным в равной степени как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие, как это имело место неоднократно в истории государства и права. Фашистская Германия 30-40-х гг. признавала себя правовым государством, связывала себя издаваемыми законами, неукоснительно их выполняла и тем не менее представляла собой типичную авторитарную, основанную на насилии и произволе власть.
Оригинальное решение проблемы связанности государства правом дал французский юрист Л. Дюги, по мнению которого истинной основой права является социальная солидарность, соединяющая людей в общество. Поэтому «самой силой вещей для человека в обществе делается обязательным правило поведения, которое может быть сформулировано следующим образом: не делать ничего, что наносит ущерб социальной солидарности.., и делать все, что в состоянии осуществить и развить социальную солидарность. Все объективное право реализуется в этой формуле, и положительный закон, чтобы быть правомерным, должен быть выражением, развитием или применением на практике этого принципа». По мнению Л. Дюги, по своей природе право, основанное на социальной справедливости, стоит над государством и вместе с тем необходимо связывает его. Но эта связанность не является благим пожеланием в виде моральной заповеди, а обеспечивается реально и весьма действенно правом народа на восстание. Всякая власть, которая постоянно издает законы, нарушающие высшее право, обязательное для государства, которая совершает или дает возможность совершать нарушения законов, является тиранической, и «народ, осуществляющий революции, чтобы ниспровергнуть эту власть, совершает, разумеется законный акт».
Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX — начале XX в., когда на повестку дня политического строя России была поставлена проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы. Наиболее интересные работы по этому направлению были подготовлены такими известными русскими правоведами, как Н.И. Палиен-ко, С.А. Котляревский, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен. Они, как и их зарубежные коллеги, основное внимание уделили поискам содержательных принципов правового государства и его отличий от иных форм государства.
Так, В.М. Гессен полагал, что отличительным признаком правового государства является не наличие в обществе правопорядка, а подчинение исполнительной и судебной властей законодательной.
Б.А. Кистяковский признавал правовое государство как «наиболее совершенный тип государственного бытия», поскольку государство не подавляет индивидуальность отдельного лица, а наоборот, развивает ее. Основной же признак правового государства он видел в ограничении власти, поскольку в правовом государстве положены известные пределы, которых она не должна и правовым образом не может переступать.
По мнению С.А. Котляревского, суть правового государства выражается в его справедливости. Государство, полагал он, должно быть правовым, потому что оно должно быть справедливым. «Искание правового государства приводит нас к справедливости: если призрачна последняя, то нет смысла и в первом».
Иной источник связанности государства правом находит Н.И. Палиенко. Это — признание государства и его велений со стороны подвластных. «Мы полагаем, писал он, что законы, устанавливаемые государством, являются внешними императивными нормами
также и для него самого, поскольку обязательность их для государства зиждется на том психологическом факторе, который в значительной мере обусловливает и саму силу государства, его власть,— признанием со стороны подвластных».
У теории правового государства были не только сторонники, но и противники (О. Майер, Б.Н. Чичерин, Б. Шмидт и др.), которые скептически относились к предложениям связать государство правом, поскольку, полагали они, закон, принимаемый государством, не может быть связан законом. Будучи творцом права, государство не может им же ограничивать само себя.
Несмотря на разногласия ученых, теория правового государства получила признание у политиков и была претворена в реальной жизни. В частности, все политические режимы, которые были присущи Германии за последнее столетие, неизменно присваивали себе статус «правового государства». Соблазна присвоить себе такой статус не избежал даже фашистский режим Гитлера. В настоящее время идеи правового государства прямо или косвенно признаются конституциями Германии, Франции, Австрии, Болгарии, Греции и некоторых других государств. Правовым государством действующая Конституция РФ признает и Российскую Федерацию.
2. Основные принципы современного правового государства
Современная теория правового государства объединяет в себе все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты ее сторонниками на протяжении последних двухсот лет и которые подтвердили свою высокую действенность, эффективность в деятельности государств, конституировавших себя в качестве правовых. В настоящее время правовое государство понимается как демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.
Правовое государство может быть только демократическим,осуществляющим народовластие не формально, а реально. Это означает, что принцип народовластия не только закрепляется в действующей конституции, иных законах, но и постоянно последовательно проводится в жизнь, обеспечивает действенное участие гражданского общества в деятельности государства и принимаемых им решениях. Во-первых, народ является действительным источником всей той власти, которая выражается и проводится правовым государством. Народовластие характеризуется прежде всего правом населения формировать представительные органы государства, наделенные правом готовить и принимать законы как акты высшей юридической силы, закрепляющие права и законные интересы всех членов общества и устанавливающие гарантии от посягательств на эти права других лиц, в том числе и государства.
Во-вторых, конституция содержит действенный механизм, позволяющий гражданскому обществу оперативно и своевременно пресекать любые попытки государства, его органов узурпировать государственную власть, права народа, превратиться из друга в его тирана и поработителя. Гражданскому обществу предоставляется право публично критиковать политику государства, принимаемые им решения, беспрепятственно организовываться в политические партии и иные общественные объединения, досрочно прекращать полномочия государственных органов и должностных лиц, не способных полно и последовательно проводить интересы гражданского общества и его членов в реальной жизни.
Всеобщая декларация прав и свобод человека, иные акты международного права весьма глухо говорят о праве гражданского общества на восстание против тиранического, авторитарного государства. Действующие конституции правовых государств и вовсе умалчивают об этом праве. Однако изложенное обстоятельство не означает, что естественное право народа на восстание против тирана, которое единодушно признавалось буржуазными идеологами и оправдывало буржуазные революции, в настоящее время не действует, перестало быть легитимным. Наоборот, оно было и остается действенной гарантией гражданского общества против произвола государства. Однако в условиях правового государства действие демократических институтов позволяет исправить ошибки власти значительно раньше, чем государственная власть может превратиться в авторитарную, тираническую. Именно они и составляют основную гарантию народовластия, но не исключают в виде потенциальной возможности и такую крайнюю меру, как насильственное ниспровержение авторитарной, тиранической власти.
Принцип господства праваозначает, что гражданское общество и государство в ранг общеобязательных правовых норм, позитивных законов возводят только право. В условиях правового государства исключаются какие бы то ни было попытки государства установить субъективные, авторитарные предписания, противоречащие принципам права, конституционным правам и свободам граждан и иных лиц. Этому препятствует прежде всего демократический режим правления, возможность гражданского общества потребовать от государства отмены актов, нарушающих его права. Кроме того, правовое государство предоставляет возможность каждому гражданину обжаловать в суд любые действия и решения органов исполнительной власти, которыми нарушаются его конституционные права и свободы.
Если положение о необходимости реализации принципа господства права в условиях правового государства является очевидной и бесспорной истиной, то отнюдь не очевидной является проблема понимания права и критериев его отличения от произвола, субъективистских и авторитарных установлений. Полемика юристов относительно вопроса о том, чтб есть право, ведется постоянно, а ее результаты за последние сто пятьдесят лет несущественно отличаются от положений, сформулированных еще И. Кантом, Г. Гегелем, другими юридическими авторитетами XIX века. История исследований проблемы понимания права напоминает историю разработки вечного двигателя. Исследователей проблемы и выдвигаемых ими идей в теории права предостаточно (см. разд. VII), но ни одна из концепций правопонимания не способна назвать критерии, позволяющие сколько-нибудь удовлетворительно отличить подлинно правовой закон от неправового.
Таким образом, основной недостаток теории правового государства конца XIX — начала XX вв. — неясность в вопросах о том, какое конкретно право должно связывать государство, кто является источником такого права, каков механизм связанности государства правом, остается неустраненным и по настоящее время. Поэтому часть современных, в том числе и российских, исследователей пытается обойти этот неприятный вопрос, подменив принцип господства права принципом верховенства закона.
Бесспорно, верховенство закона играет важную роль в формировании и деятельности правового государства. По существу этот принцип являет лишь юридическим выражением принципа народовластия. Члены (депутаты) представительного органа государства призваны выражать в законах волю избравшего их населения, и в силу этого законы признаются актами высшей юридической силы, наделяются атрибутом верховенства. Как уже говорил ось ранее, это свойство означает, что:
законы как акты высшей юридической силы содержат исходные, первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
действуя на основе и в рамках, установленных законом, органы исполнительной власти призваны обеспечивать неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий на пути их реализации. При этом государственные органы могут делать лишь то, что им прямо и непосредственно разрешено законом;
все нормативно-правовые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы.
Поэтому ни одно правовое государство не может обходиться без реального воплощения в политико-правовой практике страны принципа верховенства закона. Однако этот принцип сам по себе не гарантирует того, что исполняющее его государство обязательно является правовым. Как справедливо замечают В.В. Лазарев и В.Д. Горо-бец, по содержанию законы могут быть прогрессивными и отсталыми, логичными и противоречивыми, справедливыми и несправедливыми. Верховенство закона — важная, но все же внешняя, формальная сторона правового государства. Внутреннее, содержательное свойство правового государства есть качество, сущность самого закона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву.
Таким образом, принцип верховенства закона прямо и непосредственно зависит от принципа господства права, и всякие попытки подменить им принцип господства права являются несостоятельными. Правовое государство должно непременно соответствовать праву, а его критерии пока что недостаточно ясны и определены. И в этом видится определенная слабость теории правового государства.
Необходимым принципом правового государства является и принцип разделения властей.Его реальное и последовательное проведение обеспечивает согласованное взаимодействие органов государства и в то же время надежно гарантирует гражданское общество от всяких попыток отдельного органа под тем или иным предлогом взять на себя все полноту власти, установить в стране авторитарный, антидемократический режим. Установление такого
режима повлекло бы грубейшее нарушение такого принципа правового государства, как признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
В реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан видится конечная цель и непосредственный результат деятельности правового государства. Как орган управления делами общества оно формируется и действует для обеспечения интересов гражданского общества и каждого из его членов. И о правовой природе государства судят вовсе не по тем лозунгам, которые оно пропагандирует, а по тем конкретным результатам, которые характеризуют деятельность государства в сфере охраны и реального обеспечения прав и свобод граждан.
3. Формирование правового государства в Российской Федерации
Действующая Конституция РФ, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституирует Российскую Федерацию в качестве демократического правового государства с федеративной формой государственного устройства. Тем самым был завершен процесс становления основ правового государства, начало которому было положено решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС, состоявшейся 28 июня — 1 июля 1988 г. Именно на этой конференции была поставлена задача формирования правового государства как дела принципиальной важности.
Программа КПСС, принятая на XXVIII съезде КПСС, состоявшемся 2—13 июля 1990 г., полно и всесторонне закрепила основные принципы правового государства как формы подлинного народовластия. В частности, в Программе КПСС говорилось, что партия выступает за:
- формирование гражданского общества, в котором не человек существует ради государства, а государство ради человека; все социальные группы и общности имеют гарантированное законом право и фактическую возможность выражать и отстаивать свои интересы; — упрочение правового государства, в котором исключается диктатура какого-либо класса, партии, группировки, управленческой бюрократии, обеспечивает всем гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах, к занятию любых должностей; государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве закона и равенстве всех перед законом;
— свободное соревнование общественно-политических организа
ций в конституционных рамках;
- воплощение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную создаст гарантии от узурпации неограниченных полномочий, злоупотреблений властью, позволит четко разграничить сферы компетенции и ответственности. Партия выступает за:
— демократичность и открытость законодательного процесса; пол
ноту нормотворческих и контрольных функций Советов всех уров
ней, формирование их надежной финансовой и материальной базы;
-ежегодные отчеты о деятельности исполнительно-распорядительных органов перед Советами; общественный контроль в рамках закона за деятельностью исполнительной власти;
—независимость суда и прокуратуры, повышение их статуса в об
ществе, совершенствование процессуального законодательства, стро
гое соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и пра
ва на защиту; действенность исправительно-трудовой системы; от
мену актов необоснованного лишения советского гражданства;
—создание динамичного, современного государственного аппа
рата, формируемого на конкурсной основе, подконтрольного в рам
ках закона представительным органам и общественности.
Значительная часть мер по формированию правового государства, предусмотренных Программой КПСС, была проведена в Российской Федерации до принятия Конституции РФ 1993 г. В частности, в соответствие с нормами международного права были приведены права и свободы граждан, проведены всеобщие, прямые и равные выборы Съезда народных депутатов РСФСР и иных представительных органов, сняты все ограничения на создание политических партий, ежегодно проводились отчеты исполнительно-распорядительных органов перед Советами. Для обеспечения реального действия принципа верховенства Конституции РФ и законов был образован Конституционный Суд РФ.
Продолжая курс на формирование правового государства, Конституция РФ упразднила Советы. С учетом зарубежного опыта государственного строительства в РФ был последовательно проведен принцип разделения властей, исполнительная власть получила ббль-шую автономию и независимость от органов представительной власти, нежели в условиях советского государства. Качественно изменилась и роль Президента РФ. Конституция РФ 1993 г. наделила его
функциями главы государства, значительно расширив компетенцию и существенно усложнив порядок отрешения от должности.
Таким образом, Конституция РФ 1993 г. представляет собой правовую основу деятельности органов государственной власти и гражданского общества по формированию правового государства. В стране сохраняются демократический режим и его основные институты, закрепляется принцип верховенства Конституции и законов, последовательно проводится принцип разделения властей, а права и свободы граждан РФ формулируются в соответствии с нормами международного права.
Процесс формирования правового государства в Российской Федерации пока что сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В ежегодном Послании Федеральному Собранию (февраль 1995 г.) Президент РФ отмечал, что в прошедшем году «Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых. Законодательный процесс нередко подминается политической борьбой. Не сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью власти, по настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется принцип прямого действия Конституции». (Российская газета. 1995, 17 февраля.)
В Российской Федерации пока что не удалось реализовать в полной мере ни один из основных принципов правового государства. Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с Программой КПСС и ранее действовавшей Конституцией в части развития и упрочения принципа народовластия, демократии. Законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция не только заседаний Государственной Думы, но и развернутых отчетов о ее деятельности. Население лишилось права отзывать депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, не оправдавших их доверия, Президента РФ и глав исполнительных органов субъектов РФ. Деятельность исполнительной власти оказалась выведенной из-под общественного контроля.
Грубо нарушается принцип верховенства закона. Пример неуважительного отношения к федеральным законам подает сам Президент РФ, принимая нормативные указы по вопросам, отнесенным к компетенции законодательной власти и внося существенные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев и ограничивающие конституционные права граждан. Так, одним из указов Президента РФ разрешалось компетентным государственным органам задерживать граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца, тогда как действующее законодательство запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более 48 часов. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в конкретных отношениях, действует лишь формально.
Принцип разделения властей проведен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов.
Провозглашенные Конституцией РФ экономические, социально-культурные права и свободы для значительной части населения действуют лишь формально. Эта часть населения лишена возможности иметь работу, получать достойное вознаграждение за свой труд, получать квалифицированную помощь от медицинских учреждений, пользоваться благами цивилизации в целях развития личности и применения ее способностей в практической или научной деятельности. Примерно треть населения имеет среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, т.е. находится за чертой бедности. При этом бедность значительно помолодела и переместилась в город.
Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода, затянувшийся экономический кризис негативно влияют на процессы реализации конституционных прав и свобод граждан. Правовое государство РФ оказывается неспособным не только развивать и приумножать права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, искусства, социального обеспечения, но и даже удерживать уровень, достигнутый авторитарным, «неправовым»советским государством. Кризис во многом осложняется непродуманной экономической политикой, активизацией организованной преступности и распространенностью коррупции среди работников государственной службы, в том числе и должностных лиц.
Таким образом, правовое государство в Российской Федерации может стать реальностью в той мере, в какой гражданское общество и органы государства смогут покончить с остатками правового нигилизма, неуважением действующих законов, грубейшим нарушением прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов.
Проведению последовательной и целенаправленной деятельности по формированию правового государства с учетом современных политических, экономических и иных реалий и предпринимаемых мер по выводу страны из кризиса могла бы способствовать специальная комплексная программа. Ее разработка предусматривалась Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». К сожалению, и по настоящее время указ остается невыполненным. Ни концепции, ни правовой реформы пока что не имеется. Соответственно и процесс формирования правового государства до сих пор не составляет стратегически важной, магистральной и целенаправленной деятельности государства и гражданского общества.
РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ
УЧЕНИЯ О СУЩНОСТИ
И ПРИРОДЕ ПРАВА___________
Глава 25