Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы
2.3.1. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество
Распад СССР и провозглашение СНГ выделил две сферы внешнеполитических интересов России – дальнее и ближнее зарубежье, отношения с США и НАТО. Российское руководство, как прежде союзное, в 1992-1994 годах отдавало предпочтение дальнему зарубежью, прежде всего налаживанию и укреплению российско-американских отношений.
В январе 1993 г. в Москве был подписан договор ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон предполагалось сократить на 2\3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991). (ОСНВ – ограничение стратегических наступательных вооружений).
Трудность положения российской стороны в ходе подписания и ратификации договора состояла в том, что по настоянию США и согласованию с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, она являлась единственной ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако три республики не торопились передавать стратегическое ядерное оружие, расположенное на их территории, России. А РФ не привлекала их к подготовке договора, хотя он затрагивал и их интересы.
Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Московского договора 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.
Провозгласив себя правопреемником СССР и заняв место СССР в ООН и ОБСЕ, Россия продолжила линию, которую проводил Советский Союз в последние годы своего существования. Однако эффективность внешней политики российского руководства была низка, что обуславливалось нерешенными внутренними проблемами, прежде всего резким ослаблением ее военной мощи.
Внешняя политика России вошла в фарватер политики США. Это наиболее ярко проявилось в присоединении России к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира» (1994 г.). Партнерство свелось к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона направленного в вышедшую из Югославской Федерации Республику Косово для умиротворения конфликтующих сторон.
Отказ от принципа баланса сил как главного стабилизирующего фактора мира во всем мире не привел к утверждению принципа баланса интересов, несмотря на принятие России в Совет Европы (1996). Руководство НАТО с 1994 года активизировало курс на расширение своей организации за счет стран – бывших членов ОВД (Польши, Чехии, Венгрии) и республик бывшего СССР (Литвы, Латвии, Эстонии).
Вероятность приближения военно-политического блока к необустроенным границам России беспокоила политическую элиты страны. Заявление руководства США о том, что демократическая Россия не рассматривается им в качестве противника были неубедительны.
Напряженность в некоторой степени смягчил Основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО, подписанный в мае 1997 года, по которому американское ядерное оружие не должно быть размещено на территории стран – бывших участников Организации Варшавского договора (распущена в 1991), а прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО в обозримом будущем.
В 1999 году отношения России с НАТО обострились в связи с начавшейся 24 марта военной операцией блока против Югославии. Руководство России (премьер-министр Е.М.Примаков) расценило военное вмешательство стран Североатлантического альянса во внутренние дела суверенного государства без санкции ООН, как серьезные удар по системе международной безопасности.
Этому способствовали
- соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС) (1994),
- присоединение к «большой семерке» (Англия, Германия, Италия, Канада, США Франция, Япония) и превращение ее в «большую восьмерку» (1997),
- вхождение в «Парижский клуб» кредиторов – международную организацию, обслуживающую государственные долги (1997).
В 1996 году Россия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН – ассоциацией стран Юго-Восточной Азии по совместному решению общих социально-экономических и политических вопросов (тогда 7 стран – Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). Партнерство усилило позиции России не только в Юго-Восточной Азии, но и шире – в Азиатско-тихоокеанском регионе.
К концу 90-х США и страны Европейского Союза (ЕС) не признали Россию страной с рыночной экономикой, несмотря на то, что более 60% ее национального дохода создавалось в частном секторе.
Российский экспорт в эти страны находился в невыгодном положении и был уязвим для антидемпинговых пошлин, особенно в США.
Весной 2004 Россия довольно жестко отреагировала на вступление в НАТО (помимо Болгарии, Румынии, Словакии и Словении) стран Балтии – Эстонии, Латвии и Литвы. Воздушное пространство этих государств начали патрулировать истребители НАТО, оказавшись от Санкт – Петербурга на удалении пяти минут летнего времени.
Руководители Североатлантического альянса успокаивали Россию тем, что сама она является его активным партнером, создав в 2002 году Совместный постоянный Совет (СПС) Россия- НАТО. Тем не менее, очередное расширение НАТО сильно затронуло политические, военные, а также экономические интересы России, нанесло удар по ее престижу.
Из Указа Президента Российской Федерации от 5.02.2010г. №146 «О Военной доктрине Российской Федерации» (утратил силу Указ Президента Российской Федерации от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении Военной доктрине Российской Федерации»).
Несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.
…Основные военные опасности:
а) стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран- членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;
б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;
г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
д)территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
е)распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;
ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;
з) применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права.
…Основные военные угрозы:
а)резкое обострение военно - политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
б)воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;
в)создание и подготовка незаконных вооружений формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;
г)демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;
д)активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.
… Характерные черты современных военных конфликтов:
а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;
б) усиление роли информационного противоборства.
…Особенности современных военных конфликтов:
а) непредсказуемость их возникновения;
б)наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;
в)возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;
…Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта,- важнейшая задача Российской Федерации.
Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:
а)укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств(СНГ), организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом и НАТО);
б)расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами международного права…
В сфере международного экономического сотрудничества событием стало создание новой организации с участием России.
БРИКС(англ.BRICS ) – группа из пяти быстроразвивающихся стран : Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, lndia,China,South Africa).
Прогнозируется, что экономический рост этих стран в будущем приведет к уменьшению влияния «Большой Восьмерки».
У БРИКС есть потенциал сформировать сильный экономический блок – наподобие государств «Большой Восьмерки».
Эти страны занимают более 25% суши в мире, 40% населения и имеют объединенный валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн.$. Почти в каждом сравнении они будут наибольших глобальным объектом. Эти страны среди самых больших растущих формирующихся рынков.
Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия и Россия станут также доминирующими поставщиками сырья.
В сентябре 2008 года ЮНКТАД опубликовала доклад, согласно которому страны БРИКС входят в пятерку стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для размещения будущих зарубежных инвестиций. Как отмечалось в докладе, инвестиционная привлекательность России и Бразилии в сравнении с данными доклада ЮНКТАД от 2007 года заметно возросла.
[Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) орган Генеральный Ассамблеи ООН. Создана в 1964 году. Штаб квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Включает 193 страны. Решения ЮНКТАД (в форме резолюций) имеют рекомендательный характер]
На 2011 год пять стран БРИКС занимают довольно высокие позиции во многих экономических, социальных, политических и военных рейтингах, Например, Китай является второй по величине экономикой в мире, в то время как Индия четвертая в мире по темпам роста ВВП. В большинстве категорий страны БРИКС занимают очень высокие позиции.
Глобальный рейтинг (2011)
Таблица 1
Категория | Бразилия | Россия | Индия | Китай | ЮАР |
Площадь | |||||
Население | |||||
Темпы роста населения | |||||
Рабочая сила | |||||
ВВП(номинальный) | |||||
ВВП (ППС) | |||||
ВВП (номинальный) на душу населения | |||||
ВВП (ППС) на душу населения | |||||
ВВП (реальный) темпы роста | |||||
Индекс развития человеческого потенциала | |||||
Экспорт | |||||
Импорт | |||||
Сальдо торгового баланса | |||||
Прямые иностранные инвестиции | |||||
Золотовалютные резервы | |||||
Внешний долг | |||||
Государственный долг | |||||
Потребление электроэнергии | |||||
Количество мобильных телефонов | |||||
Количество пользователей Интернета | |||||
Производство автомобилей | |||||
Военные расходы | |||||
Численность вооруженных сил | |||||
Железнодорожная сеть | |||||
Сеть автомобильных дорог |