Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы

2.3.1. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество

Распад СССР и провозглашение СНГ выделил две сферы внешнеполитических интересов России – дальнее и ближнее зарубежье, отношения с США и НАТО. Российское руководство, как прежде союзное, в 1992-1994 годах отдавало предпочтение дальнему зарубежью, прежде всего налаживанию и укреплению российско-американских отношений.

В январе 1993 г. в Москве был подписан договор ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон предполагалось сократить на 2\3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991). (ОСНВ – ограничение стратегических наступательных вооружений).

Трудность положения российской стороны в ходе подписания и ратификации договора состояла в том, что по настоянию США и согласованию с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, она являлась единственной ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако три республики не торопились передавать стратегическое ядерное оружие, расположенное на их территории, России. А РФ не привлекала их к подготовке договора, хотя он затрагивал и их интересы.

Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Московского договора 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.

Провозгласив себя правопреемником СССР и заняв место СССР в ООН и ОБСЕ, Россия продолжила линию, которую проводил Советский Союз в последние годы своего существования. Однако эффективность внешней политики российского руководства была низка, что обуславливалось нерешенными внутренними проблемами, прежде всего резким ослаблением ее военной мощи.

Внешняя политика России вошла в фарватер политики США. Это наиболее ярко проявилось в присоединении России к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира» (1994 г.). Партнерство свелось к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона направленного в вышедшую из Югославской Федерации Республику Косово для умиротворения конфликтующих сторон.

Отказ от принципа баланса сил как главного стабилизирующего фактора мира во всем мире не привел к утверждению принципа баланса интересов, несмотря на принятие России в Совет Европы (1996). Руководство НАТО с 1994 года активизировало курс на расширение своей организации за счет стран – бывших членов ОВД (Польши, Чехии, Венгрии) и республик бывшего СССР (Литвы, Латвии, Эстонии).

Вероятность приближения военно-политического блока к необустроенным границам России беспокоила политическую элиты страны. Заявление руководства США о том, что демократическая Россия не рассматривается им в качестве противника были неубедительны.

Напряженность в некоторой степени смягчил Основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО, подписанный в мае 1997 года, по которому американское ядерное оружие не должно быть размещено на территории стран – бывших участников Организации Варшавского договора (распущена в 1991), а прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО в обозримом будущем.

В 1999 году отношения России с НАТО обострились в связи с начавшейся 24 марта военной операцией блока против Югославии. Руководство России (премьер-министр Е.М.Примаков) расценило военное вмешательство стран Североатлантического альянса во внутренние дела суверенного государства без санкции ООН, как серьезные удар по системе международной безопасности.

Этому способствовали

- соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС) (1994),

- присоединение к «большой семерке» (Англия, Германия, Италия, Канада, США Франция, Япония) и превращение ее в «большую восьмерку» (1997),

- вхождение в «Парижский клуб» кредиторов – международную организацию, обслуживающую государственные долги (1997).

В 1996 году Россия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН – ассоциацией стран Юго-Восточной Азии по совместному решению общих социально-экономических и политических вопросов (тогда 7 стран – Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). Партнерство усилило позиции России не только в Юго-Восточной Азии, но и шире – в Азиатско-тихоокеанском регионе.

К концу 90-х США и страны Европейского Союза (ЕС) не признали Россию страной с рыночной экономикой, несмотря на то, что более 60% ее национального дохода создавалось в частном секторе.

Российский экспорт в эти страны находился в невыгодном положении и был уязвим для антидемпинговых пошлин, особенно в США.

Весной 2004 Россия довольно жестко отреагировала на вступление в НАТО (помимо Болгарии, Румынии, Словакии и Словении) стран Балтии – Эстонии, Латвии и Литвы. Воздушное пространство этих государств начали патрулировать истребители НАТО, оказавшись от Санкт – Петербурга на удалении пяти минут летнего времени.

Руководители Североатлантического альянса успокаивали Россию тем, что сама она является его активным партнером, создав в 2002 году Совместный постоянный Совет (СПС) Россия- НАТО. Тем не менее, очередное расширение НАТО сильно затронуло политические, военные, а также экономические интересы России, нанесло удар по ее престижу.

Из Указа Президента Российской Федерации от 5.02.2010г. №146 «О Военной доктрине Российской Федерации» (утратил силу Указ Президента Российской Федерации от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении Военной доктрине Российской Федерации»).

Несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.

…Основные военные опасности:

а) стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран- членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;

г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

д)территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

е)распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

з) применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права.

…Основные военные угрозы:

а)резкое обострение военно - политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

б)воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

в)создание и подготовка незаконных вооружений формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

г)демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;

д)активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

… Характерные черты современных военных конфликтов:

а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;

б) усиление роли информационного противоборства.

…Особенности современных военных конфликтов:

а) непредсказуемость их возникновения;

б)наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;

в)возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;

…Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта,- важнейшая задача Российской Федерации.

Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:

а)укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств(СНГ), организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом и НАТО);

б)расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами международного права…

В сфере международного экономического сотрудничества событием стало создание новой организации с участием России.

БРИКС(англ.BRICS ) – группа из пяти быстроразвивающихся стран : Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, lndia,China,South Africa).

Прогнозируется, что экономический рост этих стран в будущем приведет к уменьшению влияния «Большой Восьмерки».

У БРИКС есть потенциал сформировать сильный экономический блок – наподобие государств «Большой Восьмерки».

Эти страны занимают более 25% суши в мире, 40% населения и имеют объединенный валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн.$. Почти в каждом сравнении они будут наибольших глобальным объектом. Эти страны среди самых больших растущих формирующихся рынков.

Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия и Россия станут также доминирующими поставщиками сырья.

В сентябре 2008 года ЮНКТАД опубликовала доклад, согласно которому страны БРИКС входят в пятерку стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для размещения будущих зарубежных инвестиций. Как отмечалось в докладе, инвестиционная привлекательность России и Бразилии в сравнении с данными доклада ЮНКТАД от 2007 года заметно возросла.

[Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) орган Генеральный Ассамблеи ООН. Создана в 1964 году. Штаб квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Включает 193 страны. Решения ЮНКТАД (в форме резолюций) имеют рекомендательный характер]

На 2011 год пять стран БРИКС занимают довольно высокие позиции во многих экономических, социальных, политических и военных рейтингах, Например, Китай является второй по величине экономикой в мире, в то время как Индия четвертая в мире по темпам роста ВВП. В большинстве категорий страны БРИКС занимают очень высокие позиции.

Глобальный рейтинг (2011)

Таблица 1

Категория Бразилия Россия Индия Китай ЮАР
Площадь
Население
Темпы роста населения
Рабочая сила
ВВП(номинальный)
ВВП (ППС)
ВВП (номинальный) на душу населения
ВВП (ППС) на душу населения
ВВП (реальный) темпы роста
Индекс развития человеческого потенциала
Экспорт
Импорт
Сальдо торгового баланса
Прямые иностранные инвестиции
Золотовалютные резервы
Внешний долг
Государственный долг
Потребление электроэнергии
Количество мобильных телефонов
Количество пользователей Интернета
Производство автомобилей
Военные расходы
Численность вооруженных сил
Железнодорожная сеть
Сеть автомобильных дорог

Наши рекомендации