Советская культура в 20-30-е годы ХХ века
Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры. Культурная революция - была важнейшим условием построения социализма:
- разворачивается подготовка кадров через Коммунистический университет им. Свердлова;
- создается сеть общественных культурно-просветительских, литературно-художественных организаций;
- ведется активная работа по налаживанию диалога с представителями старой интеллигенции;
- формируется система образования и воспитания в рамках создания единой трудовой школы;
- проводится работа по формированию рабоче-крестьянской интеллигенции;
- возрождается система научных учреждений царской России, наряду с привлечением более 800 ученых и специалистов к научному сотрудничеству;
- в литературе появляется целое направление, в которой революция занимает особое место - А. Блок, А. Белый, В. Маяковский Ф. Гладков, А. Серафимович, А. Фадеев;
- приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми отстаивали в своем творчестве М.Булгаков, М. Цветаева, О. Мандельштам, особняком стояли А.Толстой и Б. Пастернак.
- Постановлением от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» многочисленные объединения были ликвидированы. Вместо них в 1934 г. был создан Союз советских писателей.
- Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, результатом работы которой стала ликвидация неграмотности уже в 1930 г.
В 1930 г. введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты. Оно проводилось на основе строгой дисциплины, расписания. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партийные и комсомольские работники.
Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. По этой причине в 19331937 гг. для повышения образовательного уровня рабочих были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.
Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.
В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР. Было создано более 850 научно-исследовательских институтов (НИИ).
Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А. А. Морозов, М. И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.Н. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).
А. П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.
Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики -П. Л. Капица, атомного ядра И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров и др., физики полупроводников - А.Ф. Иоффе.
В середине 1930-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.
Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС.
Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.
Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение нового человека. Члены ЦК, как правило, лично просматривали новые фильмы.
Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим контролем партии и органов. Деятелям культуры оказывалась необходимая помощь словом, делом и финансами. В результате в стране в этот период были созданы многие шедевры культуры, литературы и искусства, которые поражают своим талантом и сохраняют свою актуальность до сих пор.
Итоги культурного развития:
- достигнуты значительные успехи в ликвидации неграмотности;
- происходит подъем творческой интеллигенции;
- создаются новые и возрождаются старые творческие объединения;
- появляются множество классических произведений, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
Но вместе с тем, культура стала частью государственной политики, попав под жесткий партийно-государственный контроль.
Контрольные вопросы
1. Назовите причины перехода к новой экономической политике. Приведите конкретные примеры и покажите степень эффективности осуществления НЭП в деревне.
2. К каким социальным изменениям в жизни людей привела новая экономическая политика?
3. Почему в годы НЭПа большевики не допустили возрождения многопартийности?
4. Каков был национальный состав России к моменту прихода к власти большевиков?
5. Назовите первые шаги советской власти на пути реализации принципа самоопределения наций.
6. Какое значение для народов России имело вхождение в состав единого союзного государства?
7. В чем вы видите причины трансформации федеративного государства в унитарное?
8. Каким образом Сталин и его окружение осуществляли борьбу с политическими оппонентами в партии?
9. Какие основные вопросы, связанные с проблемами социалистического строительства, разработал В.И. Ленин в своих «Последних письмах и статьях»?
10. Раскройте понятие «культурная революция». Как решалась проблема ликвидации неграмотности в национальных районах?
11. В чем, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период?
12. Какую роль сыграли представители русского зарубежья в сохранении традиций отечественной культуры?
13. Назовите основные источники накопления в ходе советской индустриализации.
14. В чем заключались причины хлебозаготовительного кризиса 1928-1929 гг. и каковы были его последствия?
15. Какую роль в становлении советского политического режима 30-х гг. сыграла психология людей того времени?
16. Раскройте основные направления социальной политики СССР в рассматриваемый период.
17. В чем, на ваш взгляд, проявилось огосударствление культуры в годы советского строительства?
18. Чем были вызваны репрессии против деятелей советской культуры? Как они повлияли на духовное состояние советского общества в 30-х гг.?
19. Как решалась проблема воспитания нового человека социалистического общества?
Литература
1. История Отечества в документах. Хрестоматия. Т. 2. 1921-1939. - М., 1994.
2. Орлов И.Б. Новая экономическая политика: история, опыт, проблемы. - М., 1999.
3. Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика послереволюционной России (1917-1928). - СПб., 1997.
4. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. - М., 1999.
5. Черных А. И. Становление России советской: 20-е гг. в зеркале социологии. - М., 1998.
6. Национальный вопрос на перекрестке мнений. 20-е годы. Документы и материалы. - М., 1991.
7. Леонов С.В. Рождение советской империи: государство и идеология. 1917-1922. - М., 1997.
8. Национальная политика России: история и современность. - М..
1997.
9. Ленин В.И. Последние письма и статьи. - М., 1989.
10. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. - М., 1995.
11. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. -М., 1990.
12. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879-1929. - М., 1990.
13. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. -
М., 2002.
14. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. -
М., 1998.
15. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939 гг. - М., 1994.
16. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1917-1932. - М., 1989.
17. Дмитренко В.П. Формирование административно-командной системы в 20-30-е годы . - М., 1992.
18. Ивницкий Н. А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). - М., 1996.
19. Роговин В.З. Сталинский неонэп. - М., 1994.
20. Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-40-е годы). Сб. статей. - М., 1999.
21. Медведев Р. О Сталине и сталинизме. - М., 1990.
22. Холмс Л. Социальная история России. 1917-1941 гг. - Ростов
н/Д. 1993.
Лекция № 14