История как наука: особенности, методология, источники

Донецький национальный технический университет

Кафедра истории и права

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие

Донецьк – 2015

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие

Донецьк – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение С. 5

Тема 1. Приазовье и Подонье в древности (до V в. н.э.). С. 11

Тема 2. Донецкий регион в эпоху средневековья и преддверии

нового времени (VI –XVIIвв.). С. 23

Тема 3. Донецкий регион в новое время (XVIII в.). С. 38

Тема 4. Донбасс в эпоху капиталистической модернизации

(ХІХ в. – начало ХХв.) С. 52

Тема 5. Свержение самодержавия в Российской империи.

Развитие революции в Донбассе (1917-1921гг.) С. 70

Тема 6. Донбасс в 1921 – 1941гг. С. 89

Тема 7. Донбасс в 1941-1950-е годы С. 132

Тема 8. Донбасс в 1953-2014-е годы С. 151

Тема 9. Государственный переворот в Украине 2014 года. Создание

Донецкой и Луганской народных республиик С. ???

Перечень кзаменационных вопросов С.

Рекомендованная литература С.

Показатель имен С.

ВВЕДЕНИЕ

1. История как наука: особенности, методология, источники

2. Понятие «Отечество». Объект и предмет курса «Отечественная история»

История как наука: особенности, методология, источники

Термин «история» древнегреческого происхождения. Он означал рассказ о прошлых событиях, о том, что исследовано, что изучено. Впоследствии этот термин стал применяться в латинском языке и распространился во всех странах Европы.

Есть несколько значений понятия «история». В широком смысле слова история - это общий всемирный процесс развития человека, природы, культуры и .других составных Бытия. Как процесс развития история - это множество больших и малых событий, которые происходили или происходят в бесконечном пространстве и времени.

Под историей в более узком смысле слова понимается жизнь и развитие человеческого общества. История как процесс развития человечества возникает с появлением людей на Земле, выделением их из природного мира и формированием в первобытный коллектив. С этого момента люди как субъекты истории, начинают создавать материальные и духовные ценности, вести борьбу с окружающей средой и преодолевать противоречия, возникающие в обществе.

История как процесс развития человечества имеет ряд особенностей:

1. В основе исторических событий находятся люди, которые пытаются реализовать свои замыслы и интересы. Поэтому история - это результат деятельности людей, которые преследуют свои интересы и реализуют свои цели. При этом алгоритм деятельности человека, обычно происходит по схеме: мысль - действие - результат.

2. Поступательное движение истории проявляется прежде всего в истории материального производства, его совершенствовании. Начиная с изготовления примитивных каменных производств, человечество постепенно переходило к изготовлению более сложных совершенных орудий. Одновременно происходили значительные изменения в социально-экономической жизни человека, общественных отношениях.

3. Вклад человека в исторический процесс во многом зависит от места которое он занимает в обществе и роли, которую играет в нем. Общественная иерархия людей – важный фактор их влияния на исторические события. "Несовершенный" человек оставляет после себя "несовершенную" историю.

Путь, пройденный человечеством за сотни тысяч лет, свидетельствует, что:

- во-первых, процесс его исторического развития имеет объективный характер;

- во-вторых, на развитие общества влияют многие факторы, которые взаимодействуют между собой: прежде всего, производство материальных благ, то есть средств для жизни человека; уровень развития производительных сил; географическое положение и т.д.;

- в-третьих, материальная жизнь общества, как объективная сторона исторического процесса его развития, является первичным, а человеческое сознание - вторичным по отношению к нему. История общества проявляется в сознательной деятельности каждого человека, что составляет субъективную сторону исторического процесса. Общественное сознание человеческого коллектива является отражением его общественного бытия и прежде всего достигнутого в нем способа производства.

Термином «история» обозначается также наука, изучающая прошлое человечества. История как наука имеет также ряд особенностей:

- во-первых, объектом и предметом исторической науки является прошлое, и этим она существенно отличается от других наук;

- во-вторых, историческая наука изучает жизнь людей и общества не как статическое явление, а как динамичное развитие. История изучает процесс непрерывных качественных изменений, прохождения определенных состояний развития, изменения одних явлений, событий другими;

- в-третьих, историческая наука, в отличие от многих других гуманитарных наук теоретического характера является исключительно конкретной наукой. Потому что она изучает конкретные события и явления на основе конкретных источников;

- в-четвертых, историческая наука имеет многоаспектный, разносторонний характер.

Таким образом, предметом исторической науки являются ведущие тенденции и закономерности исторического развития природы и общества во всех проявлениях, аспектах, хронологической преемственности от древнейших времен до наших дней. Такое общее определение предмета исторической науки конкретизируется применительно к каждой исторической дисциплины.

Методология изучения истории. Методология истории (от греческого metodos - путь исследования, способ познания и logos - слово, учение) – это система принципов, приемов и процедур формирования и использования методов исторического познания, а также учение об этой системе. То есть, методология – это учение об основополагающих принципах построения, формы и средства научного познания действительности.

Основополагающими принципами исторического научного исследования является объективность и историзм.

Объективность – это принцип подхода к характеристике, анализу любого явления, исторического факта с позиций объективного познания действительности, независимо от классовых, партийных или иных классификаций. Этот принцип требует от историка исследования событий, фактов только на основании научного подхода и сопоставления нескольких аналогичных фактов, что создает условия и предоставляет возможность с наибольшей вероятностью объективно подойти к их оценке.

Вместе с тем в каждом историческом исследовании присутствует субъективный фактор. Историческое исследование – это всегда субъективное отражение объективной реальности.

Историзм. В соответствии с принципом историзма процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том измерении, в котором они происходили в действительности. В принципе историзма усматривается один из критериев объективности, когда исторические явления описываются и объясняются с точки зрения их развития, эволюции. То есть, рассматривая явления, события на основе принципа историзма, надо исследовать как это явление или событие возникло, как они развивалось и во что трансформировалось. Историзм совпадает с объективностью и исключает любые искажения исторической науки.

С методологией исторической науки непосредственно связаны методыисследования .

Для исследования творческих задач историк использует различные методы исследования, которые обычно разделяют на три группы: общенаучные, специфически исторические и междисциплинарные.

К общенаучным методам относятся исторический, логический и метод классификации (систематизации).

Особенно важное значение в историческом исследовании имеют собственное исторические методы: хронологический, хронологически -проблемный, проблемно-хронологический, синхронный, диахронный (метод периодизации), сравнительно-исторический, ретроспективный. Нередко применяется еще и метод актуализации, когда историк пытается прогнозировать, давать практические рекомендации на основании «уроков истории»

Историк-исследователь использует также и междисциплинарные методы, применяемые специалистами других наук (статистический, математический и другие методы).

При изучении событий недавнего прошлого, участники которых еще живы, используется также метод конкретных социологических исследований (анкетирование, опросы и т.п.). Когда приходится изучать и учитывать настроения людей в осуществлении определенных событий, историк использует методы социальной психологии.

Однако только комплексное применение различных методов, которые соответствует теме и характеру исследования, может обеспечить успешное ее усвоения.

Источники изучения истории. Каждая наука основывается на собственной базе источников. Собственную базу источников имеет и историческая наука.

Под историческими источниками понимают комплекс памятников прошлого, носителей исторической информации, составляющей ключевую базу исторической науки в целом и ее отдельных разделов (истории Древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, истории отдельных обществ, государств и т.п.), а также научных исследований (монографий, статей, диссертаций и т.п.).

Специфика исторического знания заключается в том, что историки получают его опытным путем, не напрямую, а опосредованно, с помощью исторических источников.

Долгое время господствовало мнение, что источниками могут быть только письменные памятники исторического содержания - хроники, летописи и тому подобное. В эпоху Просвещения в XVIII в. европейская историческая наука начинает понимать, что невозможно ограничить источниковую базу только письменными источниками историографического характера.

В современном источниковедении сложилось представление об исторических источниках как о памятниках прошлого, возникших в результате человеческой деятельности в духовной, материальной, природной сферах и, которые несут в себе информацию об этой деятельности. Согласно этому определению, различают несколько типов исторических источников:

1.Вещественные источники изучения истории, то есть памятники материальной культуры. К ним можно отнести археологические находки (орудия производства, предметы быта, монеты и т.п.), архитектурные сооружения и др.

2.Этнографические источники - памятники, в которых находим сведения о характере и особенностях быта, культуры, обычаев того или иного народа.

3.Лингвистические источники, то есть сведения по истории развития языка.

4.Устные источники – народные песни, исторические думы, предания, легенды, народные пословицы, поговорки и др.

5.Письменные источники, которые являются основой исторических знаний. Письменные источники, в свою очередь, можно разделить на две основные группы:

– актовые материалы - то есть источники, которые являются следствием деятельности различных учреждений, организаций и официальных лиц;

– повествовательные памятники - летописи, воспоминания, дневники, письма, записки, публицистические, экономические, литературные и другие произведения.

Итак, глубокое, систематическое изучение истории возможно лишь на основе широкого и всестороннего использования различных исторических источников.

Наши рекомендации