Воздействие искусства на духовный мир человека
Древнегреческий мыслитель Аристотель считал, что способность искусства оказывать воздействие на духовный мир человека основана на подражании действительности. Высоко оценивая литературное творчество, Аристотель особую роль отводил трагедии. Целью трагедии он считал катарсис (от греч. katharsis — очищение), очищение души через сопереживание героям. Проходя через катарсис, человек духовно возвышается.
История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие произведения искусства послужило побудительным импульсом для совершения тех или иных поступков, иногда для изменения образа жизни. Искусство воздействует не на одну какую-либо человеческую способность или сторону духовной жизни, а на духовный мир человека в целом. Оно оказывает влияние на всю систему человеческих установок. Так, волнующие звуки песни «Священная война» поднимали мирных советских людей на смертный бой с фашистской коричневой чумой.
Известный датский физик Нильс Бор писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве в особой художественной форме освещаются общечеловеческие, вечные проблемы: что такое добро и зло, любовь, свобода, достоинство личности, в чём состоит призвание и долг человека.
Приобщение к искусству побуждает человека осмыслить свои жизненные установки и ценности, глубже понять свои проблемы. Нередко художественные персонажи воспринимаются как реальные люди, у которых можно многому поучиться, с которыми можно даже посоветоваться. Благодаря искусству человек получает возможность как бы прожить множество разных жизней и извлечь из них уроки для самого себя. Читая книгу или воспринимая кинофильм, мы переносимся в создаваемый ими мир образов, которые побуждают к размышлениям, рождают переживания,
воспоминания и предчувствия. Таким путём каждый из на приобщается к ценностям культуры, вбирает в себя опыт накопленный человечеством.
Эстетическое отношение к миру.Эстетикой (от греч aisthetikos — относящийся к чувственному восприятию) называют одну из философских дисциплин, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном и т. д Эстетика изучает также сферу художественной деятельности людей.
В нашей жизни действительно соседствуют прекрасное и безобразное, героическое, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Мы выражаем свою эстетическую оценку, когда говорим: «Какой прекрасный день!» При этом сердце наполняется чувством радости от тёплого солнышка, первых нежно-зелёных листьев на деревьях, пения птиц. Или произносим: «Какие прекрасные слова!». И это означает, что услышанные слова не только согрели нашу душу, но и своим звучанием наполнили нас чувством красоты. Вместе с тем мы замечаем и безобразное, низменное, которое вызывает у нас чувство огорчения и отторжения. Нам неприятно, когда мы видим на улице грязь, когда нарушается гармония человеческих отношений. Покупая одежду, делая ремонт в доме, даже готовя пищу, мы руководствуемся не только соображениями практичности, полезности. Мы хотим также, чтобы было красиво.
Прекрасное — это центральное понятие в эстетике. Все другие её понятия так или иначе соотносятся с прекрасным, выражая разные грани чувственного восприятия мира и эстетической оценки его явлений. Прекрасными мы называем явления, обладающие высшим совершенством, бесспорной эстетической ценностью.
Эстетическое отношение к миру — это его чувственное восприятие, связанное с потребностью людей строить жизнь в соответствии с законами красоты, стремлением сделать жизнь прекрасной. Сфера эстетического включает в сеоя эстетическое сознание и эстетическую деятельность. 200
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (ок. 1503)
Эстетическое сознание имеет три уровня:
• эстетическое восприятие;
• эстетический вкус (система эстетических установок и идеалов личности);
• эстетические теории (философски осмысленный эстетический опыт человечества).
Всем известна поговорка «На вкус и цвет товарищей нет». Она означает, что наше эстетическое восприятие мира субъективно, индивидуально-неповторимо. То, что кажется прекрасным одному, другому может видеться совершенно некрасивым.
восприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то, |
Иногда мы говорим о каком-то человеке: «У него есть вкус». При этом человека с чувством вкуса выделяем, скорее, не путём рассуждений, а на основе непосредственного восприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то,
как он одевается, в каком интерьере живёт, как себя ведёт как говорит и пр.
Эстетический вкус — это способность человека на основании возникающего чувства удовольствия или неудовольствия отличать прекрасное от безобразного в искусстве и действительности, давать эстетическую оценку различным явлениям, предметам, событиям.
Эстетический вкус развивается через опыт общения с прекрасным в природе и в людях, а также посредством знакомства с произведениями искусства. Если с детских лет человек не будет слышать ничего, кроме музыкальной пошлости, он вряд ли сумеет воспринять и оценить классическую музыку, развить свой музыкальный вкус. Эстетический вкус легко прививается ребёнку в семье, где утвердились вежливость и уважительное отношение друг к другу, любовь к чистоте и опрятности, где в общении не употребляются бранные слова. И наоборот, в атмосфере сквернословия, грубости, жестокости эстетический вкус сформировать весьма непросто.
Дурной вкус проявляется по-разному. Внешнюю красивость, крикливость и аляповатость человек с дурным вкусом принимает за истинную красоту. Для людей с неразвитым вкусом характерно тяготение к тому, что броско, несложно для понимания и не требует раздумий, усилий. Таких людей больше устраивают сугубо развлекательные художественные произведения, искусство примитивных форм. Нередко приходится сталкиваться также с претензией на единственно верную эстетическую оценку, с пренебрежительным отношением к художественным предпочтениям других людей. Действительно хороший вкус предполагает скромность.
Сферы эстетической деятельности.Эстетическая деятельность — это духовная деятельность человека, которая предполагает прежде всего создание произведений искусства, их восприятие и суждение о них. К сферам эстетической деятельности относятся также эстетика природы, эстетика труда, быта, человеческих отношений.
Эстетическая деятельность осуществляется по законам красоты. Благодаря ей человек вступает в эстетические от ношения с окружающей действительностью. Он изменяет, 202
совершенствует и развивает свои способности и свой внутренний, духовный мир в целом.
Эстетика природы. Красота окружающего нас мира всегда волновала воображение человека, будила его чувства. Восхищение красотой природы вдохновляет людей на создание художественных произведений. Вспомним, например, «Времена года» итальянского композитора А. Вивальди или замечательные пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, нашего земляка В. Бялыницкого-Бирули. Людям присуще стремление преобразить природу. Пример этого — садово-парковое искусство. Мы сами тоже принадлежим природе. Украшая её, мы должны заботиться и о собственной красоте, о развитии гибкости, пластичности нашего тела, о гармонии голоса и жеста.
В. К. Бялыницкий-Бируля. Вешние воды (1930)
Эстетика труда. Издавна люди стремились сделать орудия труда и домашнюю утварь не только удобными и практичными, но и красивыми (орнамент на керамических горшках, роспись ваз, резные наличники и т. д.). В современной эстетике труда особое место занимает дизайн -художественное проектирование эстетического облика |
Эстетика труда. Издавна люди стремились сделать °РУДия труда и домашнюю утварь не только удобными и практичными, но и красивыми (орнамент на керамических горщках, роспись ваз, резные наличники и т. д.). В современной эстетике труда особое место занимает дизайн — Художественное проектирование эстетического облика
промышленных изделий. Большое внимание уделяется и эстетическому оформлению рабочих мест.
Эстетика быта. Быт — важная часть человеческой жизни, охватывающая мир повседневной деятельности не связанной с производством. Организуя питание, отдых развлечения, общаясь друг с другом, украшая своё жилище или одежду, люди на деле реализуют эстетические идеалы и ценности, которые выработаны обществом и вполне принимаются ими.
Эстетика человеческих отношений. Сфера общения и человеческих отношений — это та область, где эстетическое восприятие мира сливается с нравственным. Красота здесь обычно ассоциируется с добром, а безобразие — со злом. Красота поведения предполагает проявление доброжелательного, уважительного отношения к человеку. Она тесно связана с культурой речи, общей воспитанностью. Вежливость и выполнение правил этикета помогают выстроить действительно человеческие отношения, сделать наше общение привлекательным и достойным. Деловое общение обычно предполагает соблюдение строгих правил. В неформальном общении (в семье, среди друзей) люди выражают свои эмоции более раскованно, используя для этого выразительную мимику, разнообразные жесты, интонации и пр. Если человек привык к бранным словам, если он не может выразить себя иначе, как криком или оскорблениями, то это говорит об отсутствии эстетической культуры и просто невоспитанности. В общении важно находить эстетически и нравственно приемлемые формы выражения своих мыслей и чувств.
Вопросы и задания
1. В чём заключается специфика искусства? 2. Какие виды искусства вы знаете? Чем они различаются? 3. Что изучает эстетика? Какие понятия она использует? 4. Как развивается эстетический вкус? 5. Назовите основные сферы эстетической деятельности. В чём состоят особенности проявления в них эстетического вкуса? 6. Какое искусство вы считаете современным? 7. Что вы понимаете под классическим искусством и как к нему относитесь?
Мораль
Общественные функции морали.Все люди в повседневном поведении должны подчиняться определённым правилам, нормам. Некоторые из этих правил и норм имеют специализированный характер (строительные нормы и правила, правила дорожного движения и др.). Мораль регулирует поведение людей во всех сферах жизни.
Важную роль в жизни людей играют правовые нормы, законы, должностные инструкции, уставы организаций, обычаи, традиции, общественное мнение. Все эти формы воздействия общества на поведение отдельного человека связаны с моралью, но не вполне совпадают с ней. Особенность морали состоит в том, что это — внутренний регулятор поведения.
Итак, первая и основополагающая общественная функция морали — регулятивная. Универсальность морали как регулятора поведения людей заключается не в том, что она содержит чёткие предписания на все случаи жизни. Мораль даёт, скорее, самые общие указания, например, предписывает быть доброжелательным к людям. Это не рецепт, следование которому может принести какую-то выгоду, а призыв быть человеком не только по внешнему виду, но и по сути.
Нравственный поступок совершается не по принуждению, а в силу собственного убеждения человека. Поэтому вторая функция морали — культивировать в каждом человеке чувство собственного достоинства, не позволяющее совершать низменные, недостойные поступки. Данную функцию можно назвать воспитательной.
Нравственный облик личности — это её целостная характеристика, охватывающая или затрагивающая всё, что человек делает, о чём думает, чем живёт. Моральность человека является, по сути, синонимом человечности. Мораль указывает каждому из нас, в каком направлении должно происходить наше духовное развитие для того, чтобы человечность в нас прирастала, усиливалась, а не деградировала.
Моральная регуляция поведения людей выполняет и ещё одну очень важную функцию — сплочения, консолидации общества. Процессы глобализации ведут к тому, что мировая общественная система становится нестабильной,
в ней постоянно происходят конфликты, потрясения, последствия которых могут иметь крупномасштабный характер. В этих условиях легко потерять голову, растеряться и начать совершать неадекватные действия.
Мы воочию наблюдаем ослабление общественных связей между людьми, утрату чувства человеческой солидарности. Только опора на нравственность способна уберечь нас от беды, предостеречь от повторения в XXI в. социальных катастроф, которыми был отмечен прошлый век. В условиях социального кризиса холодный расчёт не всегда подсказывает лучший путь решения сложных общественных проблем. Нравственность же содержит безоговорочный запрет на антигуманные действия, унижающие человеческое достоинство, угрожающие жизни и здоровью людей. В этом можно усмотреть проявления гуманизирующей общественной функции морали.
Нравственная функция искусства.Искусство по праву называют человековедением. В литературных произведениях, музыке, живописи в художественно-образной форме раскрывается человеческая сущность, обсуждаются нравственные и иные проблемы жизни людей. Искусство помогает человеку осознать и понять самого себя и других людей, осмыслить свой нравственный долг.
В образах искусства, сюжетах художественных произведений едва ли не самое главное — поиск человеком смысла жизни, подлинных ценностей, борьба добра и зла, столкновение влечения и долга. Всё художественное творчество пронизано нравственными исканиями. Искусство воздействует на человеческую нравственность не проповедью, а с помощью изображения ситуаций, в которых герои произведений должны делать нравственный выбор. Так, многие литературные герои, киногерои наталкиваются на корыстливую эгоистичность одних людей, безразличие или нравственную слепоту других и в тяжёлой борьбе прокладывают путь к новой нравственной позиции, к собственному истолкованию добра и зла, долга, ответственности. Герой как бы экспериментирует в отношении нравственных основ жизни и заставляет зрителей, читателей, слушателей продумывать содержание этих экспериментов и делать самостоятельные выводы. 206
К. П. Брюллов. Последний день Помпеи (1833)
Средствами искусства можно даже злу придать внешне привлекательную форму, заблуждению сообщить внешние признаки истины. Однако это не освобождает никого из нас от ответственности за правильное истолкование данных сюжетов, поскольку мы свободны в своей оценке и нравственном выборе.
Взаимосвязь религии и нравственности.Каждая религия опирается на определённые нравственные идеалы, выразителями которых могут быть сам Бог, его посланники, святые подвижники и др. Рассмотрим взаимоотношение нравственных и религиозных норм на примере христианства. Основным способом утверждения христианских нравственных норм стало включение их в текст Библии. Эти нормы обладают высочайшей значимостью для христиан, ибо их источником считается воля Божия.
Главная позитивная нравственная норма здесь — требование гуманного отношения к людям. В евангелиях содержатся две разные её формулировки. Первую — «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы
с ними» — можно назвать золотым правилом нравственности. Она является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой — плохим. Вторая формулировка, содержащая требование гуманизма, звучит так: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Библия закрепляет и много других нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, и др.
Микеланджело. Моисей (1515—1516) |
Религия не создаёт заново нравственные нормы жизни людей, но может способствовать их упрочению, подкрепляя их своим авторитетом. Однако религиозная вера не снимает с человека ответственности за нравственный выбор, за нравственность совершаемых поступков.