Вопрос: действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона
Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативный правовой акт- это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Время действия акта определяется двумя моментами:
1. Вступление акта в силу;
2. Утрата актом юридической силы;
Нормативный акт считается действующим от момента вступления в юридическую силу и до момента утраты им юридической силы.
Вступление нормативно - правового акта в силу определяется либо в самом акте, либо в специальном документе, касающемся этого акта, либо же, если этого не сделано, действуют общие правила вступления акта в силу.
Вступление нормативного акта в силу определяется следующими способами:
1. Указанием на точную дату;
2. Увязывается с каким-либо фактом, с наступлением каких-либо событий;
3. Увязывается с моментом официального опубликования, либо с момента опубликования, либо по истечении какого-то времени с момента опубликования;
4. В случае, если никакой из вышеназванных способов не был использован, действуют общие правила вступления нормативных актов в силу;
Общие правила вступления нормативных актов в силу зависят от того, к какому виду актов относится данный документ. Эти правила регламентированы законодательством.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления в силу.
Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их официального подписания.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ и официальному опубликованию.
Без выполнения этих условий указанные акты не вступают в юридическую силу.
Общие правила вступления в силу нормативных актов всегда связаны с моментом официального опубликования.
Официальным опубликованием признается первое помещение полного текста нормативно - правового акта официальном издании для всеобщего сведения.
Согласно Конституции РФ неопубликованные для всеобщего законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, на территории РФ не применяются.
Официальными изданиями, источниками официального опубликования являются:
1. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ и Правительства РФ – «Российская газета» и Собрание законодательства РФ;
2. Для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и обязанности граждан – «Российская газета» и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
3. Для отдельных видов нормативных актов законодательно могут предусматриваться особые источники официального опубликования, например, «Вестник Центробанка РФ2 для актов Центробанка РФ;
Прекращение действия нормативно-правовых актов (утрата актами юридической силы) осуществляется следующими способами:
1. Прямая отмена НПА (издается документ, который официально отменяет действие одного или ряда актов);
2. Фактическая отмена (по тем же вопросам принимаются новые правила регулирования, хотя формально предыдущие акты и не отменялись);
3. Истечение срока действия нормативно - правового акта (действует в отношении нормативных актов временного действия);
Обратная сила закона (ретроактивность)распространение действия закона на отношения, возникшие до его издания. Как правило, закон обратной силы не имеет, т. е. он применяется только к отношениям, правам и обязанностям, которые возникли после вступления данного закона в силу. Это вносит определённость и устойчивость в общественную жизнь, в осуществление правовых предписаний, создаёт у граждан уверенность в незыблемости их прав и обязанностей, предусмотренных действующими законами. При необходимости законодатель может специальным указанием придать тому или иному закону (иногда некоторым статьям закона) обратную силу, т. е. распространить вновь принятый закон на отношения, которые возникли ранее. В соответствии со ст. 54 Конституции РФ* закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Не могут иметь обратной силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.
В ряде случаев закону придается обратная сила. Это возможно напр., в случаях, если после совершения правонарушения новым законом ответственность за него устранена или смягчена. Применение в этом случае нового закона должно быть специально предусмотрено в самом законе либо в акте о введении его в действие.
Напр., согласно ст. 10 УК РФ* уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в т.ч. на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных уголовным законом.
Кроме случаев обратной силы, существует еще одно своеобразное действие нормативного акта во времени, которое условно можно назвать "переживанием" старого акта. (ультраактивность)
Это – явление, по своему характеру противоположное обратной силе нормативного акта. Здесь старый нормативный акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы "переживает" отведенный ему срок, в определенной степени продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта.
"Переживание" закона возможно только применительно к длящимся отношениям. Оно применяется, как правило, в случаях, когда необходимо учитывать интересы лиц, вступивших в правоотношение до издания нового нормативного акта. Так, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 2001 г. «О политических партиях» действовала норма Федерального закона «Об общественных объединениях», которая содержала указание о применении в отношении оснований и порядка учреждения политических партий соответствующих статей Закона СССР 1990 г. «Об общественных объединениях»