Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Конституция Российской Федерации в ст. 17 закрепля­ет положение о том, что права и свободы человека неот­чуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуще­ствление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Главной особенностью граждан как участников адми­нистративных правоотношений является то, что они вы­ступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои лич­ные общегражданские права и обязанности в сфере ис­полнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.

Права граждан в сфере государственного управления делятся:

В зависимости от механизма их реализации на:

— абсолютные — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны со­здавать условия и не мешать их реализации, а наобо­рот, защищать, например, право на отдых, право на труд и

относительные — права, для реализации которых ну­жен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществле­ние предпринимательской деятельности, и др.

В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения:

— общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц;

— специальные права — это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере эко­номики — каждый гражданин имеет право на осуще­ствление предпринимательской деятельности.

По своему содержанию права делятся на три вида:

— право на участие в государственном управлении. К та­ковым относятся, например, право на государствен­ную службу, право на получение необходимых доку­ментов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан, и др.;

— право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнес­ти: право на получение организационной, техничес­кой, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.;

— право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.

Во взаимодействии с управленческими структурами гражданами России реализуются прежде всего следующие права:

1. Право граждан участвовать в управлении государ­ством, как непосредственно, так и через своих пред­ставителей (ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепля­ется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного само­управления.

2. Право граждан на объединение, включая право со­здавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

3. Право граждан проводить собрания, митинги, демон­страции, шествия и пикетирование (ст. 31 Конститу­ции РФ). Порядок реализации указанного права рег­ламентируется Указом Президента Российской Феде­рации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

4. Право граждан обращаться лично, а также направ­лять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуп­равления (ст. 33 Конституции РФ).

5. Право граждан на свободу и личную неприкосно­венность. Арест, заключение сод стражу и содержа­ние под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более чем 48 ча­сов (ст. 22 Конституции РФ). Основания и поря­док применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных право­нарушениях.

6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживаю­щих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).

7. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения (ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.

8. Право каждого свободно искать, получать, переда­вать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведе­ний, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, оп­ределяется федеральным законом (ст. 29 Конститу­ции РФ). Осуществление этого права регламентиру­ется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», а также отдельными Указами Президента, направленными на обеспечение этого права.

9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездей­ствием) органов государственной власти или их долж­ностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Вред, причи­ненный гражданину незаконными действиями госу­дарственных органов, а также должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области администра­тивного управления, возмещается на общих основани­ях, установленных гражданским законодательством. Имея права, граждане Российской Федерации вместе с тем выполняют возложенные на них Конституцией Рос­сийской Федерации обязанности.

Административно-правовые обязанности граждан Рос­сийской Федерации, подразделяются на два вида:

1)абсолютные — возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т. п.);

2)относительные — возникают из правомерных дей­ствий, направленных на приобретение прав и пользо­вание ими (обязанность собственника автомобиля — платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т. п.).

Обязанности граждан Российской Федерации как субъек­тов административного права заключаются в следующем:

— платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 КонституцииРФ);

— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Консти­туции РФ);

— защищать Отечество (ст. 59 КонституцииРФ);

— не заниматься экономической деятельностью, на­правленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);

— соблюдать Конституцию и законы Российской Феде­рации (ст. 15 Конституции Российской Федерации). Как видно из приведенного нами перечня, все обязан­ности граждан Российской Федерации закреплены в Ос­новном Законе — Конституции Российской Федерации.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов адми­нистративного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфе­ре государственного управления влечет за собой примене­ние различных мер воздействия, включая и средства адми­нистративно-правового характера. В этом случае, при на­личии достаточных к тому оснований, граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Наши рекомендации