Практика по государственному и муниципальному управлению
Каждый студент на период практики выбирает индивидуальное задание, Консультацию осуществляет руководителем практики от кафедры (Л Поземского 6, ауд 301). Содержание индивидуального задания учитывает конкретные условия и возможности организации, отвечает потребностям процесса управления и одновременно соответствует целям и задачам учебного процесса.
Задание должно соответствовать способностям и теоретической подготовке студентов, предусматривая элементы научного исследования, творческие задачи по специальности «Государственное и муниципальное управление» и участие студентов в разработке соответствующих документов (программ, прогнозов, планов).
III Оформление отчета и подведение итогов
Учебной практики
Результаты учебной практики оформляются в виде отчета. В нем студент должен показать свои знания и умение самостоятельно вести научные исследования, анализировать и обобщать результаты деятельности учреждения.
Отчет должен содержать разработанные студентом мероприятия по улучшению деятельности учреждения, повышению уровня организации управленческого труда, совершенствованию управления территорией или направлением в целом.
При написании отчета об учебной практики рекомендуется придерживаться следующего плана:
· Введение (1-2 страницы);
· 1 раздел – организационноая характеристика предприятия (10-12 страниц);
· 2 раздел - постановка организации управления на предприятии (организации, учреждении) (10-15 страниц);
· 3 раздел - результаты исследований по теме работы по ГиМУ (20-25 страниц);
· Выводы и предложения (2-3 страницы);
· Список литературы.
В первом разделеотчета излагаются:
· Местонахождение предприятия (учреждения);
· Размеры предприятия, его специализация;
· Организационная структура и структура управления;
· Наличие и характеристика трудовых ресурсов, обеспеченность средствами производства;
· Анализ проводится за последние 3 года, используя данные годовых отчетов, планов;
Во втором разделе рассматриваются результаты организации управления:
· Характеристика элементов процесса управления;
· Организация деятельности кадровых служб;
· Организация труда управленца;
· Направления рациональной организации управленческого труда;
· Условия эффективности управленческих решений;
В третьем разделе описываются вопросы работы по ГиМУ, поставленные задачи, содержание и результаты научно-исследовательской работы студента, выполненной им в период практики.
Студент самостоятельно выбирает из предложенного перечня тему практики и согласовывает выбор с руководителем (заместителем руководителя) предприятия/организации либо учреждения базы практики.
В некоторых случаях, по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) предприятия/организации либо учреждения, тема практики может быть выбрана не из представленного перечня тем, а предложена самим студентом. Однако она должна соответствовать функциональным задачам, решаемым на предприятии/организации/учреждении, а также целям и задачам студенческой практики.
Примерная тематика учебной практики
1. Особенности информации в системах организационного управления государственных организаций, предприятий и муниципальных учреждений.
2. Особенности использования информации о состоянии внешней среды в системах управления государственных организаций, предприятий и муниципальных учреждений с обратной связью.
3. Понятие информационного обеспечения систем государственного и муниципального управления и его состав.
4. Модели государственного и муниципального управления управления.
5. Методика формализации задач в системах организационного управления. Описание альтернатив, целей, ограничений. Критерии.
6. Положение предприятия на рынке производимой продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг).
7. Инновационная политика и повышение конкурентоспособности предприятия, организации на рынке.
8. Система управления взаимодействием предприятия, организации, учреждения с внешней средой.
9. Система управления и ее взаимосвязь с организационно-правовой формой предприятия, организации.
10. Управление маркетинговой (планово-экономической, финансовой, инновационной, сбытовой, транспортной и т.п.) службой на предприятии/организации.
11. Система управления качеством на предприятии/организации.
12. Управление в некоммерческих организациях.
13. Менеджмент в органах управления образованием (в органах управления культурой, здравоохранением, фондах медицинского страхования, пенсионных и пр.) в регионе, городе, поселке и т.п.
14. Процесс разработки управленческого решения на предприятии/организации/учреждении.
15. Информационное обеспечение процессов управления на предприятии/организации/ учреждении.
16. Информационное обеспечение и управление службой маркетинга (планово-экономической, финансовой, инновационной, сбытовой, транспортной и т.п.) на предприятии/ организации.
17. Система и службы управления персоналом на предприятии/организации.
18. Организация труда, материальное и моральное поощрение персонала на предприятии/организации/учреждении.
19. Повышение квалификации и переобучение персонала на предприятии/организации.
20. Ведение переговоров с клиентами, управление составлением и оформлением договоров. Организация и сопровождение процесса государственного/муниципального заказа.
21. Управление службой охраны труда на предприятии/организации.
22. Управление социальной политикой предприятия/организации.
23. Государство на рынке ценных бумаг: поиск оптимальной модели
24. Государственное регулирование страхового рынка в современной России
25. Особенности государственного регулирования процессов банкротства кредитных организаций
26. Особенности регулирования деятельности предприятий различных организационно-правовых типов (в целом или по отдельным типам)
27. Планирование деятельности фирмы в современных условиях: сущность, организация, методы
28. Бизнес-планирование на предприятии: сущность, организация, методы
29. Программы финансового оздоровления предприятий и их государственная поддержка
30. Развитие института банкротства в РФ и проблемы его совершенствования как института антикризисной политики
31. Государственная антикризисная политика и управление на уровне предприятия: цели, принципы, методы.
32. Виды управления и особенности социального управления.
33. Особенности процесса управления в сфере государственного и муниципального управления и его отличие от процесса управления в бизнес – сообществе.
34. Понятие «метод управления» и классификации методов управления.
35. Понятие «стратегия управления» и виды стратегий в государственном и муниципальном управлении.
36. Теории бюрократии и их современная оценка.
37. Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений в административном управлении: его основные этапы и содержание.
38. Основные системы государственной службы зарубежных стран.
39. Основные принципы формирования и функционирования исполнительной власти субъектах Российской Федерации.
40. Понятие муниципального управления, его цели, задачи и принципы.
41. Конфликт: понятие, типы, диагностика. Управление конфликтом в аппарате административного управления.
42. Понятие «эффективность управления» и подходы к ее измерению на разных уровнях государственной власти и управления.
43. Политическая, административная и экономическая власть в современном государственном управлении.
44. Организационная культура и кадровая политика в государственной службе Российской Федерации.
45. Понятие функции управления и виды функций управления. Функции современного государства государственного правления.
46. Понятие и сущность организационной структуры управления, ее виды и использование в органах государственной власти и управления.
47. Анализ основных моделей местного самоуправления в развитых демократиях.
48. Государственная служба как институт, его цели, принципы организации и функционирования.
49. Понятие «орган государственного управления». Классификация (виды) органов государственного управления.
50. Административные реформы: цели, задачи и основные направления реализации.
51. Контроль как функция управления. Организация контроля исполнения решений в органах государственного управления.
52. Формы и организация участия в общественности в принятии решений (на уровне субъекта Российской Федерации).
53. Инфраструктура муниципального хозяйства – понятие и составляющие, проблемы развития.
54. Проблемы профессиональной этики в функционировании государственной службы.
55. Управление рисками в государственном управлении: основные понятия и пути минимизации.
56. Основные направления реформы государственной службы Российской Федерации.
57. Инновационные технологии для муниципального хозяйства.
58. Сущность и основные направления государственного управления социальной сферы в Российской Федерации.
59. Понятие технологии управления. Основные требования к современным технологиям административного управления.
60. Принципы, цели и задач муниципального правления в Российской Федерации.
В заключительной части отчета студенту необходимо в сжатой форме сформулировать основные выводы, дать конкретные предложения по улучшению работы предприятия.
Отчет должен быть хорошо отредактирован и иллюстрирован графиками, диаграммами, схемами.
К отчету студент должен приложить:
· Календарный план прохождения учебно-ознакомительной практики;
· Дневник учебно-ознакомительной практики;
· Характеристику учебно-ознакомительной и общественной деятельности студента;
· Формы анализа работы подразделений основных и вспомогательных органов управления;
Календарный план, характеристика, дневник и титульный лист отчета должны быть подписаны руководителем предприятия и заверены печатью.
Отчет об учебной практике с дневником и характеристикой студент предоставляет на кафедру в недельный срок после возвращения в институт. В течение 2х недель после окончания практики студенты защищают отчет с дифференцированной оценкой.
Для защиты отчетов о практике назначается комиссия в составе 2-3х человек. В состав комиссии могут быть включены представители других кафедр.
При оценке работы студента во время практики комиссией принимается во внимание:
· Характеристика руководителя практики от предприятия (организации, учреждения);
· Деятельность студента в период практики (степень полноты выполнения программы, овладение основными профессиональными навыками по организации управления);
· Содержание и качество оформления отчета, полнота записей в дневнике;
· Качество доклада и ответы студента на вопросы во время защиты отчета.
Студенты, не выполнившие программу учебной практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, повторно направляются на практику или отчисляются из высшего учебного заведения.