Деятельность органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий
Массовые мероприятия по своему содержанию относятся к социальным явлениям, порождающим особые условия для охраны общественного порядка на той территории, где они проводятся.
Особенность этих мероприятий состоит в том, что они проводятся, как правило, на ограниченной территории с участием большого количества людей (участников, зрителей, ответственных лиц и т.п.). В такой обстановке стихийно формируются определенные группы, влияющие на состояние общественного порядка. В определенной мере при этом нарушается обычный (нормальный) ритм жизни на территории, где проводится массовое мероприятие. Появляется возможность возникновения конфликтных ситуаций, а при осложнении обстановки могут возникнуть обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью граждан.
Одно из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, – обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в соответствии с действующим законодательством являются ОВД. Именно на полицию возложена совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий обязанность по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, а также оказанию в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.
Специфика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в отличие от обычных условий требует введения определенного режима ограничений, поскольку обычными методами обеспечить надлежащий порядок невозможно.
Организация обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения публичных и массовых мероприятий в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается силами и средствами полиции в тесном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, прокуратуры и безопасности. Для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых и публичных мероприятий может привлекаться личный состав служб и подразделений полиции и внутренних войск МВД России.
К основным задачам, стоящим перед полицией при получении информации о проведении публичных и массовых мероприятий, относятся:
- создание нормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения;
- обеспечение безопасности для участников и зрителей;
- предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений;
- оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции;
- поддержание надлежащего порядка на прилегающей территории.
Организация деятельности ОВД при проведении массовых мероприятий включает в себя три взаимосвязанных между собой периода (этапа) их функционирования – подготовительный, исполнительный и заключительный.
Подготовительный период.Начинается он с момента получения органами полиции задания на обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий и заканчивается выездом (выходом) нарядов на место проведения мероприятия. В этот период сотрудники полиции осуществляют следующие действия.
Уточняют программу, место, время и порядок проведения мероприятия, возможное количество и состав участников.
Проводят обследование места проведения массового мероприятия. При проведении мероприятий на закрытых объектах и в сооружениях, кроме того, проводится совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств и организаций комиссионное обследование технического и противопожарного состояния объектов и сооружений, используемых для проведения мероприятия.
Создают оперативный штаб, определяют его состав и обязанности членов, место дислокации. Оперативный штаб создается для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В состав оперативного штаба входят: начальник органа внутренних дел и его заместители; оперативный дежурный; группа управления силами и средствами; группа связи; группа информации и анализа; оперативно-следственная группа; представители ОМОН, ГИБДД, пожарной службы МЧС России; приглашаются представители службы «Скорой помощи» и местной администрации.
Организуют пункт управления – стационарный или передвижной.
Разрабатывают или корректируют план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Существуют типовые и индивидуальные планы. При систематически повторяющихся мероприятиях (футбол, хоккей, ярмарки и т.д.), как правило, составляются типовые планы. Для массовых мероприятий, носящего разовый характер, разрабатывается индивидуальный план. Ответственный за охрану общественного порядка или оперативный штаб на основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывает план охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматриваются:
- содержание и программа мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников и зрителей;
- границы оцепляемой территории, зоны, сектора, участки;
- расчет сил и средств (количество личного состава, из каких подразделений привлекаются, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, резервы);
- схема управления и связи, определение потребности средств радио- и проводной связи, телевидения и др. В схеме связи предусматриваются дублирующие виды связи;
- привлечение дополнительных сил и средств (войсковых подразделений, общественных правоохранительных формирований), определение мест несения службы и задач;
- организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках общественного транспорта и контрольных пунктах;
- организация движения транспорта и пешеходов в местах проведения мероприятия;
- порядок взаимодействия с соседними подразделениями полиции, в том числе и на объектах транспорта, органами безопасности, войсками (согласование совместной деятельности по времени, месту и цели);
- порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;
- меры по обеспечению пожарной безопасности;
- организация медицинского, материально-технического и иных видов обеспечения деятельности сил и средств;
- варианты типовых тактических действий при осложнении оперативной обстановки в местах проведения публичных акций.
Проводят совещания, инструктажи, тренировки личного состава, командно-штабные учения.
Исполнительный период. Охватывает время с момента начала осуществления задействованными силами и средствами своих обязанностей по охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия и продолжается до его окончания. Для него характерно проведение следующих мероприятий:
- вводятся предусмотренные планом ограничения движения транспорта и пешеходов;
- из зоны оцепления производится удаление неорганизованного населения;
- в районе проведения мероприятия и на прилегающей к нему территории организуется служба нарядов;
- осуществляется контроль за выполнением личным составом нарядов полиции своих функциональных обязанностей.
При несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности во время массового мероприятия личный состав обязан: находиться в указанном месте и без разрешения не оставлять пост; хорошо знать и умело выполнять поставленную задачу; выявлять и решительно пресекать правонарушения; не допускать в зону оцепления лиц, не имеющих пропусков или билетов; не допускать произвольного перемещения участников из одной колонны (трибуны) в другую.
В зону оцепления запрещается пропускать граждан в состоянии опьянения или имеющих при себе спиртные напитки; лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые или отравляющие вещества; проносить без досмотра громоздкие вещи, портфели, чемоданы, коробки или свертки.
Наряды полиции должны проявлять бдительность, осмотрительность и выдержку при несении службы. Огнестрельное оружие на период проведения массового мероприятия личному составу, задействованному в охране общественного порядка, не выдается, вооруженными должны быть только специальные группы резерва.
Организуется слежение за состоянием оперативной обстановки в секторах, нарядам оказывается необходимая помощь.
Осуществляется информирование руководителей исполнительных органов об изменениях оперативной обстановки в районе проведения массового мероприятия.
Заключительный период. Начинается с момента окончания мероприятия и заканчивается после осуществления эвакуации и посадки людей на общественный транспорт. В этот период осуществляются следующие мероприятия:
- снятие введенных ограничений движения пешеходов и транспорта;
- возобновление работы торговых, зрелищных и иных предприятий;
- свертывание сил и сосредоточение их в намеченных пунктах для оценки работы личного состава;
- подведение итогов несения службы, внесение предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности сил.
Обеспечивается беспрепятственный выход участников и зрителей публичного мероприятия из зоны его проведения. Ответственный за обеспечение общественного порядка и безопасности (оперативный штаб) снимает (переводит в резерв) освободившиеся наряды или передислоцирует их в целях обеспечения общественного порядка на прилегающей к месту проведения массового мероприятия территории. Организуется работа нарядов сопровождения, патрульных групп и экипажей автопатрулей в целях усиления несения службы на маршрутах движения колонн участников (зрителей), входах на станции метрополитена, остановках общественного транспорта.
После завершения массового мероприятия проводится осмотр места его проведения для обнаружения и задержания правонарушителей, оказания помощи пострадавшим.
Проводится сбор личного состава, его построение и проверка, а также проверка средств индивидуальной защиты и других технических средств, подведение итогов несения службы, о чем докладывается руководителю оперативного штаба.