Перспективы развития педагогической профессии
Несмотря на то, что профессия учителя сложная, трудная, чрезвычайно ответственная, не очень престижная, но в высшей степени ценная для общества профессия учителя имеет свои привлекательные стороны, определенные перспективы, возможности для специалиста. Рассмотрим их.
Первый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения и совершенствования образования. Требования общества на современном этапе к системе общего среднего образования, выпускающего в жизнь молодое поколение, во многом изменились, выросли. Следствие – рождение альтернативных общеобразовательных учреждений – лицеев, гимназий, школ с разными уклонами, частных школ.
Это обстоятельство заставляет и высшие профессиональные заведения перестраиваться: социальный заказ общества диктует необходимость усиления дифференцированной подготовки учителей, чтобы они могли работать (т.е. были бы подготовлены) в образовательных учреждениях разного типа. С целью большей социальной защищенности после окончания вуза студент имеет возможность овладевать специализациями: например, учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы (математики) в среднем звене; учитель начальных классов с выполнением функций социального работника. Кроме того, студент имеет право получить и дополнительную специальность, обучаясь в вузе. Например, учитель математики, социальный педагог; учитель права и английского языка; учитель математики, менеджер образования.
Второй аспект перспектив педагогической профессии – педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем: дошкольные учреждения; внешкольные заведения (музыкальные, спортивные и пр.); государственные общеобразовательные учреждения; частные общеобразовательные учреждения; профессионально-технические училища, колледжи; средние специальные заведения; вузы. Приобретенные дополнительные специализации расширяют возможности трудоустройства по избранной профессии.
Третий аспект перспектив педагогической профессии – это прогрессирующая система оплаты труда учителя. В государстве существует единая квалификационная система оплаты труда граждан. Например, технический работник получает зарплату по 1 разряду – самому низшему; труд преподавателей в системе образования оплачивается с 7-го по 17-й разряд.
При назначении разряда учитываются критерии: образование, профессиональное образование; стаж работы;ученая степень и ученое звание; особенности профессиональной деятельности, определяющие ее успешность, качество работы.
В системе образования разряды распределены по трем категориям. Квалификационная категория присваивается в результате аттестации учителя. Квалификационная категория – это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности учительского и управленческого труда, обеспечивающих работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. Квалификация – степень, уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда.
Высшая категория соответствует 14-му разряду: это чаще всего заслуженные учителя и учителя-методисты (если подтвердят свои звания в ходе аттестации).
Первая категория соответствует 13-му разряду: это чаще всего учителя – отличники образования и старшие учителя.
Вторая категория: с 7-го по 12-й разряд.
Молодому специалисту, пришедшему работать в образовательное учреждение со средним специальным образованием, присваивается 7-й разряд, с высшим педагогическим образованием – 8-й разряд. Учитель имеет право, проработав год, подать заявление на повышение разряда в ходе аттестации, которая проводится через 5 лет. Принципы аттестации: добровольность, открытость, коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.
Четвертый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения моральных поощрений и наград за успехи в профессиональной деятельности, за заслуги перед образованием. Это получение званий:
- Народный учитель РФ (в 1988 г. в СССР было 70 народных учителей);
- Заслуженный учитель РФ;
- Отличник образования РФ;
- учитель-методист;
- старший учитель.
За 20 лет безупречной педагогической работы женщины-педагоги и за 25 лет безупречной работы мужчины-педагоги награждаются медалью «Ветеран труда», что дает им право на ряд материальных льгот (оплата за квартиру, телефон – 50 %). Кроме того, поощрениями за творческий труд могут быть премии, ценные подарки, грамоты, благодарности и т.д.
Звание влияет на квалификационный разряд, а значит – на размер заработной платы учителя. Следует знать, что получение званий – это не самоцель для учителя; это признание его заслуг как профессионала со стороны общества, коллег.
Пятый аспект перспектив педагогической профессии обусловлен ее творческим характером, что является основой для нестандартной, не рутинной деятельности, в том числе и для научно-исследовательской деятельности педагога. У каждого учителя есть возможность для самореализации его способностей, талантов, дарований, индивидуальности.