Система образования: понятие и элементы
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
КонсультантПлюс: примечание.
О соответствии образовательных и образовательно-квалификационных уровней в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе см. ст. 2 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ
Определение понятия системы образования дается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность изаимодействующих подсистем и элементов:
1) государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и преемственных образовательных программ;
2) сети реализующих их образовательных учреждений; 3)
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; 4)
объединений юридических лиц, общественных и государ ственно-общественных объединений, осуществляющих деятель ность в области образования.
Системообразующим фактором в данном случае выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного явления, как образование. Если образование понимать как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образования в самом общем виде можно представить как упорядоченную совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Основным субъектом образовательного процесса является обучающийся. Неслучайно в определении образования, приведенном в преамбуле указанного закона РФ, на первое место поставлены интересы человека. Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию.
В системе образования можно выделить три подсистемы: -
содержательную; -
функциональную; -
организационно-управленческую.
Содержательная подсистема отражает суть образования, а также конкретное содержание образования того или иного уровня. Она в значительной степени определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образования. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения образовательной направленности. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования»). Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют достаточно важную роль, организационно обеспечивая ее эффективное функционирование.
Включение в систему образования различных видов объединений, которые осуществляют свою деятельность в рассматриваемой сфере, отражает государственно-общественный характер управления образованием, развитие демократических институтов и принципов взаимодействия государства, муниципальных образований, общественных объединений и иных структур в области образования в целях наиболее эффективной реализации права личности на развитие посредством повышения образовательного уровня.
2. Формы, виды, уровни получения образования ( ст 10 и 17)
2. Понятие «образование».
Термин «образование» может рассматриваться в разных значениях. Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни. Образование — это отрасль социальной сферы и отрасль экономики. Часто говорят об образовании как о квалификационном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора.
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Таким образом, образование — это процесс, который отвечает следующим признакам:
1) целенаправленность;
2) организованность и управляемость;
3) завершенность и соответствие требованиям качества.
3. Уровни образования.
В образовательном законодательстве понятие «уровень» используется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных образовательных услуг должен помимо прочих условий определять также уровень образования.
Образовательный уровень (образовательный ценз) — это минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания.
В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (образовательных цензов):
1. основное общее образование;
2. среднее (полное) общее образование;
3. начальное профессиональное образование;
4. среднее профессиональное образование;
5. высшее профессиональное образование;
6. послевузовское профессиональное образование (п. 5. ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).
7. дополнительное образование.
Достижение того или иного образовательного ценза обязательно подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня является необходимым условием для продолжения обучения в государственном и муниципальном образовательном учреждении последующего образовательного уровня. Наличие профессиональных образовательных цензов является условием для допуска к определенным видам деятельности, к занятию определенных должностей.
Можно сделать вывод, что уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. Общеобразовательные программы реализуются на таких уровнях образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, а профессиональные образовательные программы — на уровнях начального, среднего, высшего и послевузовского образования. Дополнительные образовательные программы (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») осуществляются в пределах каждого уровня профессионального образования.
Дошкольное образование (ст. 18 Закона РФ «Об образовании») преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей детей и подготовки их к обучению в школе.
Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) образование. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементам теоретического мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование — это база для получения основного общего образования, которое должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Среднее (полное) общее образование должно развить в обучающихся интерес к познанию окружающего мира, их творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени обучения вводятся дополнительные предметы по выбору самого обучающегося в целях реализации его интересов, способностей и возможностей. Таким образом осуществляется первичная профессиональная ориентация школьников.
Начальное профессиональное образование (ст. 22 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.
Среднее профессиональное образование (ст. 23 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях — базовом и повышенном. Базовый реализуется по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена, которая должна включать в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также производственную (профессиональную) практику.
Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Основная профессиональная образовательная программа на этом уровне состоит из двух компонентов: программы обучения специалиста среднего звена по соответствующей специальности и программы дополнительной подготовки, которая предусматривает углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам (циклам дисциплин). Срок обучения в данном случае составляет не менее четырех лет. В документе об образовании делается запись о прохождении углубленной подготовки по специальности.
Высшее профессиональное образование (ст. 24 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Оно может быть получено на базе среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования.
Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
Установлены следующие ступени высшего образования:
- неполное высшее образование;
- бакалавриат;
- подготовка дипломированных специалистов;
- магистратура.
Минимальные сроки обучения на указанных ступенях составляют соответственно два, четыре года, пять и шесть лет. Первый уровень является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться по части основной образовательной программы. Завершение данной части программы позволяет продолжить высшее образование или, по желанию студента, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Второй уровень обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Он завершается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего диплома. Третий уровень высшего образования может осуществляться по образовательным программам двух типов. Первый из них состоит из программы обучения бакалавров по определенному направлению и специализированной научно-исследовательской или научно-педагогической подготовки в объеме не менее двух лет и завершается итоговой аттестацией, включающей в себя выпускную работу (магистерскую диссертацию), с присвоением квалификации «магистр», удостоверенной дипломом. Второй вариант образовательной программы предполагает подготовку и государственную итоговую аттестацию с присвоением квалификации специалиста (инженер, учитель, юрист и др.), что также подтверждается дипломом.
Послевузовское профессиональное образование (ст. 25 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает повышение уровня образования, а также научной, педагогической квалификации на базе высшего образования. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях. Его также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.
От профессионального образования следует отличать профессиональную подготовку (ст. 21 Закона РФ «Об образовании»), которая преследует цель — ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: в межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.
Особую подсистему образует дополнительное образование, но оно не включено в структуру уровней образования, поскольку призвано обеспечить дополнительные образовательные потребности граждан, общества и государства.
4. Формы получения образования.
Определяя образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах гражданина, общества и государства, необходимо принимать во внимание, что оно может быть получено в различных формах, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям субъектов образовательного процесса, прежде всего обучающегося. Форму получения образования в самом общем смысле можно определить как способ организации образовательного процесса. Классификация форм получения образования осуществляется по нескольким основаниям. В первую очередь в зависимости от способа участия образовательного учреждения в организации учебно-воспитательного процесса разграничивается получение образования в образовательном учреждении и вне его.
В образовательном учреждении обучение может быть организовано по очной, очно-заочной {вечерней), заочной формам. Различия между ними заключаются в основном в объеме аудиторной нагрузки, точнее — в соотношении между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося. Например, если при очной форме обучения на аудиторную работу должно приходиться не менее 50 процентов всего объема часов, отведенных для освоения образовательной программы, то для обучающихся по очно-заочной форме — 20, а по заочной — 10 процентов. Этим обусловливаются и другие особенности организации образовательного процесса на разных формах обучения (в частности, определение количества консультаций, методического обеспечения и др.).
В последние годы в связи с развитием информационных технологий (компьютеризация, Интернет-ресурсы и др.) все большее распространение получают дистанционные образовательные технологии. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, называются дистанционными (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Она обеспечивает доступ к образованию для тех граждан, которые по каким-то причинам не имеют возможности получить образование в традиционных формах (проживающие в отдаленных местностях, страдающие теми или иными заболеваниями и др.). Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при всех формах обучения. Порядок использования дистанционных образовательных технологий был утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, учебные видеофильмы, аудиозаписи и т. п. Текущий контроль и промежуточная аттестация могут осуществляться традиционными методами или с использованием электронных средств, обеспечивающих идентификацию личности (цифровой электронной подписи). Обязательная итоговая аттестация проводится в форме традиционного экзамена или защиты дипломной работы. Производственные практики обучающиеся проходят в обычном режиме, в то время как учебные могут быть организованы с применением дистанционных технологий. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.
Вне образовательного учреждения организуется семейное образование, самообразование и экстернат. В форме семейного образования могут быть освоены только общеобразовательные программы. Такая форма образования актуальна для определенных категорий обучающихся, которые могут испытывать трудности в освоении образовательных программ в обычных условиях. Возможно, кроме того, получение помощи педагогов, работающих на договорной основе, или родителей. В любом случае обучающийся проходит промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательном учреждении.
Для организации семейного образования родители (иные законные представители) обучающегося заключают с общеобразовательным учреждением соответствующий договор, который может предусматривать обеспечение руководства по освоению общеобразовательной программы педагогами учреждения, проведение индивидуальных занятий по всем или нескольким предметам учителями данного учреждения либо самостоятельное их освоение. Образовательное учреждение согласно договору предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую необходимую литературу, оказывает ему методическую и консультативную помощь, предоставляет возможность выполнения практических и лабораторных работ на имеющемся оборудовании и осуществляет промежуточную (четвертную или триместровую, годовую) и государственную аттестацию. Труд учителей, которых образовательное учреждение привлекает для работы с обучающимся по данной форме, оплачивается на условиях почасовой оплаты исходя из тарифной ставки учителя. Порядок учета проведенных занятий определяется самим образовательным учреждением.
За освоение обучающимся образовательной программы родители совместно с образовательным учреждением несут ответственность в полном объеме. Родителям должны выплачиваться дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого обучающегося на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном учреждении. Конкретный размер определяется исходя из местных нормативов финансирования. Выплаты производятся в соответствии с договором из фонда экономии средств образовательного учреждения. Дополнительные расходы родителей на организацию семейного образования,
превышающие установленные нормативы, покрываются ими за счет собственных средств. Родители вправе на любом этапе обучения расторгнуть договор и перевести ребенка на другую форму освоения образовательной программы. Образовательное учреждение также имеет право расторгнуть договор в случае неуспеваемости обучающегося по итогам двух и более четвертей по двум и более предметам, а также в случае неуспеваемости по итогам года по одному или нескольким предметам. При этом повторное освоение программы в данной форме не допускается.
Самообразование представляет собой самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы. Юридическое значение оно приобретает только в сочетании с экстернатом. Под экстернатом понимается аттестация лиц, самостоятельно осваивающих образовательную программу. Экстернат допускается как в системе общего, так и в системе профессионального образования. Положение о получении общего образования в форме экстерната было утверждено приказом Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884. Любой обучающийся вправе избрать экстернат как форму обучения. Для оформления экстерната необходимо подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения не позднее чем за три месяца до аттестации и представить имеющиеся справки о промежуточной аттестации или документ об образовании. Экстерну предоставляются необходимые консультации по учебным предметам (включая предэкзаменационные) в объеме не менее двух часов, литература из библиотечного фонда учреждения, возможность пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ. Экстерны проходят промежуточную аттестацию в порядке, определяемом учреждением. Если они прошли аттестацию за полный курс переводного класса, их переводят в следующий класс, а по окончании определенной ступени обучения допускают к итоговой аттестации.
По аналогичной схеме (правда, с некоторыми особенностями) реализуются в форме экстерната профессиональные образовательные программы. Например, Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033, предоставляет право на получение высшего образования в такой форме лицам, имеющим среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Прием и зачисление в вузы осуществляются в общем порядке. Кроме студенческого билета и зачетной книжки экстерну выдается аттестационный план. Он бесплатно обеспечивается примерными программами учебных дисциплин, заданиями для контрольных и курсовых работ, другими учебно-методическими материалами. Текущая аттестация экстернов включает в себя прием экзаменов и зачетов по дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой по избранному направлению подготовки или специальности; рецензирование контрольных и курсовых работ, отчетов по производственной и преддипломной практикам; прием лабораторных, контрольных, курсовых работ и отчетов по практике. Прием экзаменов проводится комиссией из трех штатных профессоров или доцентов, назначаемой распоряжением декана факультета. Сдача экзамена протоколируется членами комиссии. К протоколу прилагаются письменные ответы и другой письменный материал, сопровождающий устный ответ. Другие виды текущей аттестации проводятся в устной форме. Оценка выставляется в специальной аттестационной ведомости, которая подписывается членами комиссии и визируется заведующим кафедрой. Положительные оценки проставляются затем председателем комиссии в зачетную книжку. Итоговая аттестация экстернов осуществляется в общеустановленном порядке и предусматривает сдачу государственных экзаменов и защиту дипломного проекта (работы). Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах.
В системе профессионального образования право обучающихся на выбор отдельных форм обучения может быть ограничено с учетом специфики подготовки по определенным специальностям. Например, постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 463 утвержден Перечень специальностей, получение которых в очно-заочной {вечерней) форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается; постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 был утвержден Перечень направлений подготовки и специальностей, по которым не допускается получение высшего профессионального образования в заочной форме и в форме экстерната. В частности, в такие перечни включены некоторые специальности в области здравоохранения, эксплуатации транспорта, строительства и архитектуры и др.
Образовательное законодательство допускает сочетание различных форм получения образования. При этом для всех его форм в рамках конкретной основной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
5. Заключение.
Таким образом, образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:
– социальный масштаб рассмотрения,т. е. образование в мире, стране, обществе, регионе и организации, образование государственное, общественное и частное, образование светское и клерикальное и т. д.;
– ступень образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное с различными уровнями, учреждения повышения квалификации, аспирантура, докторантура);
– профиль образования: общее, специальное, профессиональное, дополнительное.