Стратегия и тактика нефтегазопоисковых работ
И тактика, и стратегия нефтегазопоисковых работ разработаны более чем столетними усилиями отечественных и зарубежных геологов-нефтяников и геофизиков и результаты их применения воплощены в разведанных и добытых запасах нефти и газа. Они сводятся к простой, но освященной опытом работ схеме: региональные геолого-геофизические исследования – рекогносцировочные геофизические работы – подготовка, в основном, сейсморазведкой локальных объектов – поисковое бурение – разведочное бурение.
Динамическая стратегия поисковых работ
«Поисковая стратегия – динамическая система правил, меняющихся в соответствии с характеристиками оставшихся неоткрытыми ловушек, но всегда содержащая общие принципы открытий» (Amenson, 1988). Цитируемый автор нашел поразительное сходство в истории открытия тихоокеанских островов и истории освоения любого нефтегазоносного бассейна.
После начального шквала открытий, начатого Магелланом, находки новых островов и архипелагов в Тихом океане практически прекратились на 200 лет, хотя 2/3 их ещё не были обнаружены. Дж.Кук, изменивший систему поиска, он плавал вне привычных путей, открыл больше островов, чем все его предшественники за 200 лет!
Точно также, поиски нефти и газа, направленные на определенные объекты и соответствующую технику, рано или поздно становятся безуспешными, оставляя нетронутыми ресурсы, не поддающиеся этой технике (методам). Так, по мере истощения фонда антиклинальных структур, становится малоэффективной стандартная сейсморазведка, а альтернативные методы поиска неантиклинальных залежей могут выйти на первый план. Х.Аменсон (1988) рекомендует при определении таких переломных этапов поисковых работ опираться на графики: объём бурения – разведанные запасы. На них легко определяется точка, при достижении которой эффективность поисков резко падает и становится невыгодным продолжать поиски вообще или пользуясь первоначальной техникой, обычно поиски антиклиналей сейсморазведкой. Автор так формирует основные поисковые принципы:
-Концентрируйте бурение в наиболее перспективных неразведанных регионах. Разведанные даже богатые бассейны становятся менее интересными, чем неразведанные бедные.
-Оценивайте районы по графикам: объём бурения – разведанные запасы и если эффективность падает, переходите на новые объёкты и методики.
-Не придерживайтесь одной методики, одного типа ловушек.
-Не бракуйте площади потому, что сейсморазведка не обнаружила здесь антиклинальных структур (существуют другие ловушки и другие методы их обнаружения).
-Меняйте методы и технику поисков! Для поиска ловушек, не найденных сейсморазведкой, применяйте гравиметрию, магнитометрию или геохимию. Добавим от нас – и всю вышеописанную совокупность несейсмических методов.
-В неизученном районе применяйте, в первую очередь, сейсморазведку и другие методы поисков антиклиналей.
-Уходите во время!
Неантиклинальные и нетрадиционные объекты
Нефтегазопоисковых работ
Доля запасов неантиклинальных месторождений в общих запасах платформы составляла (330 месторождений), т.е. 29,7%. Из этой статистики исключены рифовые залежи (83 залежи, т.е. 10,7% общих запасов платформы).
Средняя площадь неантиклинальных залежей – 259 км2, антиклинальных – 136 км2. И по числу неантиклинальных залежей (34%) и по средним их площадям изученная часть Сибирской платформы коррелируется с Северо-Американской платформой. Несколько большие абсолютные значения показателей Сибирской платформы, особенно доля неантиклинальных залежей в запасах и почти втрое большая средняя площадь антиклинальных залежей, безусловно, связаны с недоразведанностью её. Неизбежное при дальнейшей разведке увеличение количества мелких залежей и соответственно их суммарной площади сблизит Северо-Американские и Сибирские показатели.
Сравнение условий нефтегазоносности Сибирской и Северо-Американской платформ (Забалуев, 1981) показало значительное сходство количественных и качественных показателей на этих территориях. Ещё больше сходства – и в возрасте и толщине осадочного чехла, и в его литологическом составе, и в характеристиках основных тектонотипов, и в распределении месторождений по крупности и по многим другим особенностям – обнаруживается при сравнении Русской и Северо-Американской платформ Сходство наблюдается почти во всем, кроме количества и доли неантиклинальных залежей на Русской платформе и, в частности, в Волго-Уральской НГП, на последней практически неизвестны неантиклинальные месторождения, кроме рифовых. Известны лишь выклинивания и срезания отдельных продуктивных горизонтов в пределах некоторых антиклинальных структур при, в целом, антиклинальном типе месторождения (Забалуев, 1981).
Таким образом, вопреки всем геологическим аналогиям, Русская платформа почему-то лишена практически неантиклинальных, литологически и стратиграфически экранированных, вне пределов антиклинальных структурных форм разного масштаба, залежей нефти и газа. Сравнение распределений по крупности, только для антиклинальных залежей Северо-Американской платформы и всех залежей Русской платформы, обнаруживает не только почти полное сходство конфигурации соответствующих кривых, но и близкие абсолютные значения разведанных запасов в антиклинальных залежах названных платформ, в одинаковых классах их крупности. Суммарная же кривая для всех залежей Северо-Американской платформы (САП) отличается от Русской платформы как раз за счет крупности и запасов неантиклинальных залежей САП.
Можно предполагать, что на Русской платформе остались неоткрытыми до 15-30% первоначальных её ресурсов, причём почти все неоткрытые ресурсы сосредоточены в неантиклинальных и нетрадиционных ловушках. А ведь их целенаправленно и не искали! Таким образом, Русская платформа уже давно миновала критическую точку (Amenson, 1988), после которой необходима либо смена поисковой стратегии и объектов поиска, либо прекращение нефтегазопоисковых работ. В сущности, на это нацеливают поисковиков исследователи ИГИРГИ, утверждающие, что «неразведанные ресурсы нефти Волго-Урала заключены в нескольких десятках мелких и тысячах мельчайших месторождений (Крылов и др., 1994, стр.5) и разработавшие методику «Поиска и разведки малоразмерных месторождений нефти» (1991), нацеленную на поиски мельчайших антиклинальных структур, требующих огромных объёмов сейсморазведки и бурения!
На территории СНГ на заре нефтегазопоисковых работ открытие неантиклинальных залежей также было нередким (Северный Кавказ, Средняя Азия). Победа антиклинальной теории, совершенствование сейсморазведки и господство бюрократических методов управления отраслью сделали практически невозможным целенаправленный поиск неантиклинальных залежей. Они открывались поисковыми и параметрическими скважинами, заложенными на подготовленных сейсморазведкой и затем не подтвердившихся антиклиналях (Восточная Сибирь, Средняя Азия и др.).
Осталось только преодолеть инерцию, сложившейся в прошлом стратегии нефтегазопоисковых работ, в которой всегда первоочередными остаются антиклинальные объекты, вплоть до мельчайших, а главным методом поисков остаётся сейсморазведка.
Помимо классических неантиклинальных ловушек, литологически или стратиграфически ограниченных, давно уже обнаружены и другие типы нетрадиционных ловушек, в которых «антиклинальный эффект» либо отсутствует, либо подавлен другими эффектами.