Бурунчики после отплытия из Саранов

Мая, Суббота

Собираемся к 8 утра внизу у офиса руководителя сплава Деменева Николая Палыча. На этот сплав я попала случайно и кроме руководителя не знала, какие еще люди будут в нашей компании. Но пока народ прибывал, я понимала, что с кем-то мы уже были в одном лагере на КСП, неформальных и праздничных тусовках, а кого-то я знала заочно из ВК со времен раскрутки тургруппы Чувство дороги. Еще одно доказательство того, что самостоятельная туристическая жизнь в Перми очень тесная. На Чусовском мосту последней подсела Женя Цапурина, у которой я однажды отмечала Новый Год и просто давно ее знала, но редко видела. Едем в Сараны.

Чем ближе мы подъезжали к деревне, тем больше снега было в лесу. Я смотрела прогнозы – в среднем +8, солнечно и без дождей. Но когда мы вышли из газели часов в 14, несмотря на ясное солнце, дул пронзительный ледяной ветер, погода от городской отличалась кардинально. Все сразу ушли закутываться в свои самые теплые вещи и натягивать шапки. Сплавщиков на берегу было много, отчаливали одни за другими. Я занялась обедом, часть людей ушла собирать катамараны.

В лесу в Саранах

Подъехала очередная газель с людьми и – неожиданная встреча. Юля Афер – последний раз я ее видела, когда мы выгружались в прошлом году на сплав по речке Большой Инзер-Лемеза. Бывают такие периоды, когда начинаешь встречать своих друзей, с кем раньше проводили много времени вместе, только в походах.

Встреча с Юлей Афер

Доготовила обед – некий интересный суп из суповых грибных пакетов с добавлением вермишели и отличной сырокопченой колбасы. Что только не готовится на природе, а главное – даже вкусно. Пока заканчивался сбор катамаранов, я сидела и слушала первые песни Владислава Анатольевича, он шикарный бард-гитарист.

Сполоснула котел и пошла привязывать рюкзак к катамарану в уверенности, что нос корабля будет там, где впоследствии оказался зад. Но оказалось это уже при спуске на воду при отплытии, поэтому перевязываться не было никакой возможности. Так и пришлось ехать со всеми неудобствами посадки чуть ли ни к верху ногами по ощущениям в очень шатком положении. Благо терпеть это сегодня на воде только 2 часа. Вышли мы в 16:00, а Деменев распорядился вставать на стоянку в 18.

Едем. Катамаран 6-ка, нас семеро, на моем борту четверо гребцов друг за другом. Периодически от непривычной тесноты цепляемся друг за друга веслами при гребле. Я была на Вижае в первый свой сплав, но запомнила его как спокойную речку. В этот же раз почти сразу все началось с валов на реке и постоянного маневрирования между расческами и иногда между камнями. Николай Палыч констатировал, что это классическая двойка. Но в первые полчаса все интересное закончилось, дальше – почти спокойная и быстрая вода и Вижай становится шире. Уровни спали минимум на метр от максимальных этой весной.

Первая стоянка

Ставлю палатку, пытаюсь выяснить, кто должны были быть моими соседями, потому как на собрании мне сказали взять палатку. В итоге происходит что-то непонятное – в чью-то двойку пытаются втиснуться четверо. Дмитрий Кузнецов ставит еще одну свою палатку, куда пока никто не собирается, в общем-то, и собираться больше некому. Озадачиваю этим вопросом Деменева, меня отправляют к Дмитрию. К счастью, у него оказался тоже спальник-одеяло, застегнули комбайн. Хоть и вдвоем в комбайне, но не должна замерзнуть, Дмитрий большоооой и должен быть теплым.

После ужина Деменев сразу ушел спать, а мы долго сидели слушали и пели песни, которые играл Владислав Анатольевич. Услышала много новых и интересных бардовских песен, одна из них колыбельная Зеленая карета – невероятно красивая песня. Уже нет полной темноты ночью, на горизонте остается небольшая чуть светлая полоса, которая перемещается к утру с востока на запад.

Мая, Воскресение

Проснулась от того, что сильно замерзли ноги, как только ни пыталась согреть, но ничего не получалось вплоть до окончания завтрака. А так в целом, было тепло спать, учитывая, что ночью была нулевая температура, а у моего спальника температура экстрима +15. Дмитрий как батарея, даже когда я просыпалась, укатившись в другой конец комбайна, ощущала с его стороны сильный тепловой фон.

Встала часов в 8, завтрак уже был на подходе. Мне нравится эта тенденция на сплавах – просыпаться к завтраку. Собрались, отплыли в 10:30. Ирина Безукладникова пожаловалась, что ей очень холодно спалось в своем спальнике и очень тесно, враскарячку, без возможности нормально выпрямиться в двухместной палатке вчетвером. Предложила ей переехать к нам в комбайн, рассказав про то, как здорово спать рядом с живой батареей и как много еще остается места в палатке. Она сразу согласилась, это порадовало. Втроем еще теплее.

Обеденная парковка

Перед отплытием Дмитрий говорит, что надо подвязать раму, ибо она окончательно отвязалась с его стороны. Деменев на повышенных тонах риторически спросил, а чем все занимались во время обеда, и сказал плыть так. Дмитрий завалился на палубу, потому что гондола на его месте плыла отдельно от рамы. Сегодня, когда по кругу ходили бутылки с каким-то алкоголем, Деменев запрещал Дмитрию пить, чтобы тот снова не рухнул случайно в воду. Поэтому Дмитрий был трезв и все время смотрел вперед и по сторонам, и постоянно давал неуместные указания из серии «справа расчески, давайте левее», «правые не гребите, левые табаньте», «надо сделать так, надо сделать эдак». На что я не выдержала и рассказала про то, как у нас Юрюзани дети, тоже сидя на палубе, кричали «давайте их обгоним!», «давайте быстрее!». На что им взрослые всегда отвечали – «тогда иди и ГРЕБИ!». Все конечно посмеялись, но это не помогло надолго. Такой вот причитающий человек, который всегда много повторяет слово «надо» со всевозможными вариантами действий, которые всем нужно совершить, но никогда ничего не делает сам, чем всех успешно и достает в течение остатка сегодняшнего дня. Зато он большой, добрый и горячий, и знает различные истории, и не храпит.

Впереди наш катамаран

Прошли небольшую шиверу. Андрей (отец Ирины Безукладниковой), как опытный геолог из ПермьНИПИнефть рассказывал много интересного про скалы по берегам Вижая, про скало- и горообразование, ляпы в фильмах на геологические тематики. На Вижае есть скалы фиолетового цвета – это филлитовые сланцы. Пожалуй, из терминов я больше ничего и не запомнила.

У каравана из 8 катамаранов, встающих на стоянку, узнали, что осталось плыть 15 км, поэтому, несмотря на то, что было еще только около 17 часов, Деменев решил искать стоянку. Одинокий кедр все так и не попадался. Но зато мы нашли другую шикарную большую поляну с двойной елкой посередине, под которой мы поставили свою палатку.

После ужина Деменев и Ко старшего возраста немного потравили байки, и снова начался вечерний концерт хороших песен Владислава Анатольевича. Хорошо сидим – на ужин много разнообразного сладкого, ближе к берегу насыщенный свежий запах быстрой воды, много песен и семечек.

Вечер песен после ужина

Сегодня часть людей ушла спать раньше, и у костра нас осталось человек 6. На всем, что было вокруг нас, появился иней, наступили ночные заморозки. В один момент я пошла в лес по необходимости, и услышала странно-пугающий звук какой-то птицы. Звук был то ближе, то дальше и перемещался невероятно быстро. Я постаралась не задерживаться и поскорей вернулась к костру. Спросила, что это может быть. И тут началось – в мире столько необычных и непонятных нам вещей, столько разных странностей и аномалий, но ты не бойся, что мы только сами не видели, она тебе не причинит вреда, она сама боится к нам подойти, не пытайся понять. А в этот момент этот звук начал проносится мимо нас за спиной с молниеносной скоростью еще ближе, прям очень близко. У меня по-тихому начиналась паника. Я слышала уже давненько в двух разных походах подобный звук – это было жутковато. Я пыталась дома найти, кто может его издавать, но безрезультатно. Самое жуткое, что звук есть, но когда светишь фонариком по траектории его перемещения, там никого нет, и то, что он всегда по ночам. Тут все начали рассказывать страшилки и петь песни акапелла а-ля «Проклятый старый дом». Умолять было бесполезно. И наконец, Владислав Анатольевич выдвинул версию, что это наверняка летучая мышка, а звук этот – от быстрого хлопанья крыльями. В голове сложилась мозаика и наступила эйфория. Дмитрий, давно уже спящий и проснувшийся, когда мы с Ириной пришли укладываться, спросил, слышали ли мы летучую мышку, которую кто-то, видимо, съел, потому что ее звук резко оборвался. Теперь эта теория надежно осталась у меня в голове. И вправду, я и не заметила после такой эйфории, что звук через какое-то время прекратился. Как же такое маленькое существо, как летучая мышь, может напугать до ужаса большого человека.

Вечером Ирина Смородина и Ирина Безукладникова еще попели акапелла, в том числе полюбившуюся Зеленую карету. Спать ушли уже за полночь.

Мая, Понедельник

Спать втроем сегодня было великолепно, мне всегда было тепло и удобно, и спала я хорошо, что для меня в последнее время важно в походах. Правда к завтраку я чуть опоздала, вследствие чего мне досталось буквально пара ложек рисовой каши. В этом походе приходится принимать такой подход старших – кто успел, тот и съел. Пару раз я по такому принципу оставалась без сладкого. Для меня это очень странно, потому как для меня норма – это когда всё всегда поровну, и никто за тебя ничего себе не присвоит. Но со своим уставом в чужой монастырь не лезут. Странные они какие-то, эти взрослые. Какие-то инертные, пока Деменев не скомандует, например, «за дровами!», все будут продолжать ставить свои палатки (как будто больше некому), вести мирские беседы. Вчера наш катамаран стал разваливаться не только там, где уже не сидел Дмитрий, но и с нашего борта с внешней стороны вылетали все поперечины. Ирина Мамаева, сидящая передо мной не раз об этом сказала, мы предлагали остановиться и подвязать катамаран. Но это ведь надо что-то менять, останавливаться и делать действия, оно ведь и так пока плывет. В итоге Ирина Мамаева перевязывала что-то на ходу вокруг себя, чтобы просто не упасть в воду с уже начинающей гулять свободно от ката гондолы. Старшие туристы смеялись над тем, что это дополнительный экстрим. Я им сказала, что это просто халатность, что Андрей-геолог воспринял в штыки. Ну и ладно, я не настаиваю, все равно это очевидно.

Сегодня с утра мужчины перевязали-таки катамаран перед погрузкой. Идем к Вижайскому прижиму под геологические познавательные истории Андрея-геолога. Нашли тот одинокий кедр и стоянку напротив скалы вскоре после него.

Проплывая мимо скал

Появляются первые признаки поселка Пашия. Проплыв несколько мостов остановились перед заводом на разведку, везде висели таблички с нечитаемым текстом о том, что впереди бетонная автомобильная переправа. Сходили до нее, посмотрели как идти и успешно ее прошли на катамаранах.

В Пашии

Приплыли рано, поэтому долго ждали машину. В это время я прогулялась на ближайшую невысокую гору со скальными выступами. С нее была видно всю Пашию.

Скоро подъехала машина, оперативно все в нее погрузили и уехали домой, на прощание обменявшись координатами.

Мая, Суббота

В лесу в Саранах

Встреча с Юлей Афер

Бурунчики после отплытия из Саранов

Подкачали катамаран, двигаемся дальше. Что меня удивило, первый алкоголь появился еще во время обеда. На борту Деменев по глотку пускал периодически через весь катамаран крепкий алкоголь неизвестных мне сортов. Вроде это все понемножку, но неожиданный казус произошел с одним из рулевых гребцов – Дмитрием Кузнецовым. Это друг Деменева, который был персонажем в одном из фильмов Николая Палыча с Уральских гор, показанного на лекциях в т/к Меридиан. Он всегда называл Деменева – Непалычем. И вот Дмитрий, который сидел опустив ноги в болотниках в воду по обе стороны гондолы, по каким-то причинам решает закинуть их на борт, но не удерживает баланс из-за больших запасов плотности живота и по инерции отпружинивает назад за пределы катамарана, успевая зацепиться одной рукой за раму и остается плавать так на поверхности воды, удерживаясь там за счет спасительного жилета. Деменев, сидящий ближе всех к несчастному барахтающемуся Дмитрию, кричит: «вытаскивайте его!». Надежда, жена Деменева, пытается как-то вытянуть непосильную ношу. А Деменев подсказывает: «тяни за спас жилет!». В итоге что-то как-то общими усилиями не без помощи Деменева Дмитрий был водружен обратно на свое место и сразу отправлен на палубу терпеть холод от промокания с требованием больше не шевелиться. Зато, какая хватка! Жить захочешь – не так раскорячишься.

Мы уже искали стоянку, поэтому ждать ему оставалось не очень долго. По сторонам то болота, то бурелом, то что-то непонятно неприглядное. Подплываем то к тому, то к другому берегу. Периодически нас обгоняет вторая наша шестерка, а старшие сплавщики нашего экипажа бубнят при этом, что они проедут мимо всех стоянок и будут плыть еще долго. Но обогнав нас в очередной раз, в скором времени они чалились у незаметной отличной стоянки в лесу. Мне кажется, что просто они точно также хотели уже где-то примкнуть к берегу.