Организация практик и научно-исследовательской работы
Согласно действующему учебному плану, магистранты в течение обучения проходят 2 практики - научно-исследовательская производственная практика и педагогическая практика.
Научно-исследовательская производственная практика.
Целью организации и проведения практик и научно-исследовательской работы является повышение уровня подготовки магистров посредством освоения ими в процессе обучения методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развития их творческих способностей, самостоятельности, инициативы в организации обучения и будущей деятельности.
Основными направлениями и задачами функционирования НИР выступают следующие:
1. По осуществлению органического единства обучения и подготовки студентов к творческому труду:
- обогащение учебного процесса посредством совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;
- повышение уровня учебно-исследовательских работ на занятиях и в самостоятельных работах с элементами НИР, включаемых в учебные планы;
- проведение прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследований;
- вовлечение магистрантов в рамках образовательного процесса в решение научных, производственных, экономических и социальных задач;
- создание условий для поддержания и развития научных школ и направлений в вузе в русле преемственности поколений в рамках познания и разработки определенных проблем;
- образование информационного фонда и улучшение информационного обслуживания НИР;
- улучшение и обобщение результатов НИР для их использования на занятиях по дисциплинам учебных программ.
2. По созданию предпосылок для самореализации личностных творческих способностей магистрантов:
- содействие всестороннему развитию личности магистранта, формированию его объективной самооценки, приобретению навыков работы в творческих коллективах, приобщению к организаторской деятельности;
- формирование у магистрантов устойчивой потребности участия в созидательной общественно-значимой деятельности;
- развитие у магистрантов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;
- рациональное использование магистрантами своего свободного времени, отвлечение их от недостойных соблазнов, от приобретения вредных привычек и антиобщественных устремлений;
- предоставление магистрантам возможности испробовать в процессе учебы свои силы на различных направлениях экономики, техники и культуры;
- привлечение магистрантов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству.
В число основных задач научной деятельности магистрантов входят: овладение фундаментальной научной базой своего направления и специализации, методологией научного творчества, современными информационными технологиями, подготовка к научно-исследовательской деятельности.
Модуль (практики, 60 кредитов ECTS) | |||
модуль | Наименование дисциплины | Кредит | Форма контроля |
М2 | Практики и научно-исследовательская работа | ||
М2.В.1.1, М2.В.1.2 | Научно-исследовательская работа в семестре | зачет | |
М2.В.2.1, М2.В.2.2 | Педагогическая практика | зачет | |
М2.В.3 | Педагогическая практика. Основы педагогической деятельности | зачет | |
Рациональная методика прогнозирования, поисков, оценки ресурсов и подсчета запасов месторождений полезных ископаемых | КР | ||
Геология и разработка нефтяных и газовых месторождений | КР | ||
Минералогия и методы исследования стратегических металлов | КР | ||
М2.В.4.1, М2.В.4.2, М2.В.5.1, М2.В.5.2 | Научно-исследовательская производственная практика | ||
М2.В.6.1, М2.В.6.2 | Научно-исследовательская практика | ||
М2.В.7.1, М2.В.7.2 | Преддипломная практика |
Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ООП по направлению 05.04.01 «Геология». Предусматриваются следующие виды и этапы выполнения и контроля НИР обучающихся:
- планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написания реферата по избранной теме;
- проведение научно-исследовательской работы;
- корректировка плана о научно-исследовательской работе;
- публичная защита выполненной работы
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения НИР и в ходе защиты ее результатов проводится широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
Научно-исследовательская работа ведется по следующим сложившимся в течение многих лет научным направлениям на кафедре геоэкологии и геохимии ИПР ТПУ:
• Радиогеохимическая типизация рудно-магматических систем.
• Радиогеохимическая типизация угольных месторождений.
• Изучение вещественного состава руд редких и радиоактивных элементов в природных образованиях различного происхождения.
• Разработка радиогеохимических критериев прогнозирования, поисков и оценки месторождений углеводородного сырья, месторождений стратегических металлов в условиях Западно-Сибирской плиты.
• Изучение уровня накопления редких и радиоактивных элементов в живом веществе и их индикаторной роли.
• Разработка и совершенствование методов поисков и геолого-экономической оценки месторождений стратегических металлов.
Научно-исследовательская работа на кафедре геологии и разведки полезных ископаемых ИПР ТПУ ведется по следующим научным направлениям:
- Литолого-петрографический и фациальный анализ.
- Реконструкция палеообстановок осадконакопления.
- Влияние литолого-фациальных параметров и вторичных изменений на коллекторские свойства пород.
- Изучение палеозойских отложений и пород зоны контакта палеозоя и мезозоя.
- Литолого-стратиграфическая интерпретация по комплексу ГИС и керну.
- Геохимия природных резервуаров.
- Изучение факторов, контролирующих происхождение нефтей, их состав и закономерностей распространения.
НИРС является частью совместных научных исследований и практической работы выпускающих кафедр ИПР ТПУ, промышленных предприятий, проектных и академических институтов Томска, Томской области, региона Западной и Восточной Сибири, а также Европейской части России. При выполнении НИР будущий выпускник ООП «Геология» приобретает навыки проведения теоретических и экспериментальных исследований, проведения специализированного геолого-геофизического и минералого-геохимического картирования, изучения форм нахождения химических элементов, методологии проведения поисков и геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых, создания геологических моделей месторождений, формулировать практические рекомендации.
Руководство НИР осуществляется профессором или доцентом по одному из научных направлений профилирующей кафедры. Руководитель составляет план исследований, включающий следующие основные разделы: литературный обзор по данной тематике, проведение экспериментальных, модельных или теоретических исследований, написание отчета по научно-исследовательской работе. Предусматривается промежуточное обсуждение результатов студента с руководителем и участие обучающегося в научных семинарах профилирующей кафедры.
НИРС завершается оформлением отчета по НИР в соответствии с требованиями (методические указания, стандарт ТПУ) и научным докладом с презентацией перед преподавателями, магистрами, аспирантами и студентами кафедры.
Результаты НИРС будут использованы при выполнении выпускной квалификационной работы будущего магистра.
По итогам научно-исследовательской работы студенты представляют доклады и участвуют на ежегодном международном симпозиуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы геологии и освоения недр» и других Международных и Российских конференциях, а также принимают участие в написании научных статей в журналах.
Педагогическая практика магистрантов организуется в рамках общей концепции магистерской подготовки. Основная идея практики, которую должно обеспечить ее содержание, заключается в формировании технологических умений, связанных с педагогической деятельностью, в том числе функций проектирования, конструирования и организации учебного процесса. Виды деятельности магистранта в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие стратегического мышления, видения ситуации, умения руководить группой людей.