Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии

Экскурсии – один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию и краеведению, одна из трудоёмких и сложных форм обучения.Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы, с хозяйственными объектами.

Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, объектам промышленности и формированию экологических знаний.

Отличной формой реализации краеведческого принципа в изучении географии являются геологические экскурсии.

Геологические экскурсии предназначены для организации как учебной, так и внеклассной деятельности обучающихся при изучении природы окрестностей города, а также учителям географии, педагогам дополнительного образования, а также всем, кто интересуется геологией и краеведением [5].

Геологические экскурсии посвящены строению земной коры. Их маршруты пролегают по равнинам и горам, по старым руслам рек и по дну древних морей. Объектом посещения может быть геологический разрез, обнажения Земли, на которых показываются состав и строение пород, их возраст, границы древнейших гор, морей и рек. При этом происходит знакомство с «геологическим календарем» и «палеонтологическими часами», показывающими, что каждый слой Земли содержит свои неповторимые остатки живых существ, свойственные конкретному периоду времени, по ним видно, как менялась жизнь на Земле. На геологических экскурсиях необходимо знакомить с геологической картой России и картой полезных ископаемых своей области. Это поможет наглядно убедиться, насколько богаты природные кладовые недр полезными ископаемыми и как важно по-хозяйски, бережливо использовать их. Экскурсионными объектами могут быть месторождения «солнечного камня» – каменного угля, «черного золота» – нефти, «голубого топлива» – природного газа, различных металлов, самоцветов, полудрагоценных камней и т.д [28].

В основу геологической экскурсии положен краеведческий принцип, что значительно расширяет представление о геологии родного края, его ресурсах, охране и преобразовании природы.

Обязательная часть каждой геологической экскурсии – подтема «Охрана недр». Недра – это сокровищницы природы, хранящие минеральное топливо, черные, цветные и благородные металлы, драгоценные камни, радиоактивные и редкие элементы, сырье для химической промышленности и строительные материалы. Богатства земных недр отличаются от других природных ресурсов тем, что они в большинстве своем не возобновляются; на их поиски, разведку и освоение месторождений затрачивается огромный человеческий труд. Все это требует бережного отношения к недрам Земли.

Большой интерес обычно представляют минералогические экскурсии. Они знакомят их участников с закономерностями образования различных минералов, в том числе драгоценных и полудрагоценных камней.

Геологическая экскурсия предполагает наличие теоретической подготовки у детей, как на уроках географии, так и во внеурочных кружковых занятиях. Вполне естественно сочетать на экскурсии учебную познавательную деятельность с приобретением и туристских навыков. Особенно это касается проведения обзорных и обзорно-тематических экскурсий, предполагающих преодоления маршрута до 10 км протяженностью. В то же время и тематические экскурсии в зависимости от положения исследуемого явления или объекта также может предполагать маршрут протяженностью в несколько километров.

Организация экскурсии должна включать в себя три основных этапа: подготовительный, заключающийся в подготовке, как учителя, так и учащихся; полевой, составляющий проведение экскурсии и камеральный, который включает обработку и обобщение экскурсионного материала [22].

Подготовительный этап – предварительное ознакомление с геологическим и геоморфологическим строением района проведения экскурсии, а также характером проявления современных геологических процессов – определяется тематикой экскурсии и в соответствии с этим ставятся цели и задачи. Последние зависят также от возрастного состава участников. На подготовительном этапе определяется оснащенность необходимым снаряжением и оборудованием. Важной составляющей подготовительного периода является обстоятельный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения при движении по маршруту экскурсии и работе на геологических обнажениях.

Наиболее сложный этап – полевой, т.е. проведение экскурсии. Экскурсию следует начинать с вступительной беседы, в ходе которой учащиеся вводятся в круг основных вопросов, ориентировать их на целенаправленные наблюдения и выполнение заданий. Выполнение заданий осуществляется с разной степенью самостоятельности, что зависит от возраста и подготовки учащихся. С учащимися 6–7 классов целесообразнее организовать фронтальную работу, в процессе которой наблюдения проводятся под руководством учителя, поскольку учащиеся этого возраста еще не владеют в достаточной степени навыками самостоятельной работы. Более старший возраст участников экскурсии позволяет использовать исследовательский принцип. В этом случае перед индивидуальными учащимися или их небольшими группами ставятся вполне конкретные самостоятельные задачи. В целом надо стремиться к тому, чтобы экскурсия не была простым наблюдением, а превращалась бы в активное изучение явлений.

Правильно организованная экскурсия не должна переутомлять её участников и не должна превышать несколько часов, опять же в зависимости от возраста, продолжительность экскурсии может варьировать от 2 до 5 часов. При этом имеется в виду активная часть экскурсии, остальное время – движение по маршруту, привалы на кратковременный отдых, не менее чем двухчасовой обеденный привал.

Важное значение имеют погодные условия и время проведения экскурсий. Наиболее подходящее время – конец весны – начало лета (но с учетом клещевой опасности) или в сентябре. Ни жара, ни дождь, естественно, не благоприятствуют проведению экскурсии.

Детальность полевых работ зависит от типа экскурсии. Естественно, что наименее детальны они при проведении обзорных экскурсий. Если иметь в виду не единичные экскурсии, а их систему, то именно с обзорной экскурсии и следует начинать изучение района, с тем, чтобы обозначить весь комплекс геологических объектов, процессов и явлений, и определить общее направление тематического изучения.

Обзорно-тематические экскурсии – это, так сказать, экскурсии «штучные», не ставящие своей целью подробного геологического изучения территории. Именно такого типа экскурсии наиболее подходящие для закрепления школьного программного материала по геологии в курсе физической географии. В то время как система экскурсий тематических – для учащихся геологических кружков и факультативов [5].

Туристский компонент в геологической экскурсии может включать в себя приобретение и совершенствование навыков укладки рюкзака, организации обеденного бивака, определение азимутов и движение по заданным азимутам, технику преодоления различных природных препятствий. Такой же важнейший элемент экскурсии как работа с топографической картой тесно увязывают между собой туристские и геологические цели. На топографическую карту участники экскурсии учатся наносить изучаемые геологические объекты.

Завершающий этап геологической экскурсии – обработка её результатов. В геологической практике он называется камеральным. Главный итогом этого этапа является отчёт об экскурсии. Отчёт должен стать главным плодом коллективного творчества, при этом разумно распределить главы отчёта между группами учащихся. Объем отчёта зависит и от возраста участников и от содержания экскурсии. Итогом экскурсии может быть и организация выставки собранного материала. Это вполне реально, учитывая, что в районе проведения экскурсии возможны находки коллекционных образцов минералов и ископаемой флоры и фауны.

В 2009 году студентами географического факультета Бийского педагогического государственного университета на Кумирском месторождении Горного Алтая была проведена полевая практика. На основе данной практики, составлена геологическая экскурсия для школьников с целью изучения обнажений горных пород (прилож.8). Экскурсия подходит для школьников, углубленно изучающих геологию.

Заключение

Степень геологической изученности Республики Алтай явно недостаточна. Многие из месторождений и рудопроявлений изучены в 1930-1960-х гг. только на стадии поисков и оценки и не имеют утвержденных запасов полезных компонентов. Низка степень технологической изученности сырья, отсутствуют геолого-экономическая и экологическая оценки рентабельности их освоения.

Прогнозный потенциал имеющихся видов минерального сырья по масштабам и концентрированности проявлений и месторождений позволяет рассчитывать на увеличение МСБ республики.

В перспективе необходимо существенно увеличить объемы поисковых и геолого-разведочных работ с целью выявления привлекательных в современных экономических условиях объектов для инвестирования и достижения сбалансированности составных частей МСБ: разведанных запасов, предварительно оцененных запасов и прогнозных ресурсов.

Серьезным фактором, сдерживающим развитие геолого-разведочных работ, горно-рудного производства и технологической переработки сырья в Горном Алтае, является отсутствие специалистов необходимой квалификации. Проблема возникла в середине XX в. и усложняется в современных экономических условиях.

В связи с невостребованностью многих видов минерального сырья промышленностью России в республике в настоящее время реально развитие добычи лишь высоколиквидных его видов (драгоценные металлы, спекулярит, волластонит).

Список литературы

1. Бирюков, В.С. Минеральные ресурсы России. Выпуск 1. Наиболее дефицитные виды минерального сырья (сера, калийные соли, каменная соль, фосфаты, плавиковый шпат, барит, бентонит, каолин) [Текст] / В.С. Бирюков. – М.: ВИЭМС, 1994. – 143 с.

2. Данилов, В.В. Геологическое строение и полезные ископаемые северо-восточной части Горного Алтая [Текст]: отчёт Каянчинской партии о результатах геологической съёмки и доизучения площадей масштаба 1:50000, проведённых в северо-восточной части Горного Алтая / В.В. Данилов, С.И. Федак. – ТГФ «Южсибгеокома», 1993.

3. Гвоздецкий, Н.А. Физическая география СССР [Текст] / Н.А. Гвоздецкий, Н.И. Михайлов. – М.: Высшая школа, 1987. – 436с.

4. Геология СССР. Том XIV. Западная Сибирь (Алтайский край, Кемерово, Новосибирская, Омская, Томская области). Часть 1 Геологическое описание [Текст]/ Под ред. В.Д.Фомичева. – М.: Недра, 1967. – 652с.

5. Голов, В.П. Геология в средней школе [Текст] / В.П. Голов. – М. : Просвещение, 1972. – 95 с.

6. Горный Алтай [Текст] / ред.: В.С. Ревякин. – Томск: ТГУ, 1971. – 252с.

7. Гусев, А.И. Количественная и геолого-экономическая оценка прогнозных ресурсов плавикового шпата Алтайского края [Текст] / А.И.Гусев. – М.: 2002. – 25 с.

8. Гусев, А.И. Флюоритовое оруденение северной части Горного Алтая. [Текст]/А.И.Гусев, В.А. Данилов// Вестник Томского государственного университета. Проблемы геологии и географии Сибири. – 2003. – № 3(III). – С.231-233. – Библиогр.: с.233.

9. Гусев, А.И. Минерагения и полезные ископаемые Алтайского края [Текст]: монография / А.И.Гусев. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – 365с.

10. Гусев, А.И. Минерагения и полезные ископаемые Республики Алтай [Текст]: монография / А.И.Гусев. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2010. – 382с.

11. Гусев, А.И. Геммология Алтая с основами геммотуризма [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А.И.Гусев. – Бийск: БПГУ им. В.М.Шукшина, 2007. – 156с.

12. Гусев, А.И.Экология Алтая [Текст]: лабораторный практикум / А.И.Гусев. – Бийск: БПГУ им. В.М.Шукшина, 2007. – 60с.

13. Гусев, А.И. Экология Алтая [Текст]: монография / А.И. Гусев, О.И. Гусева; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО» им. В.М. Шукшина, 2012. – 199 с.

14. Гусев, А.И. Эколого-геохимическое районирование Алтае-Саянской области по почвам [Текст] // Разведка и охрана недр, 2011. – № 8. – С. 63-66. – Библиогр.: с. 66

15. Евсеев, А.А. Атлас мира для минералога [Текст]: справочное пособие/А.А. Евсеев. – М.: Мин. музей РАН им. А.Е. Ферсмана, 2004. – 284 с.

16. Еремин, Н.И. Неметаллические полезные ископаемые [Текст]: Двухсотпятидесятилетию Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова посвящается / Н.И.Еремин. – М.: издательство Московского Университета, 2004. – 275с.

17. Камбалов, Н.А. Природа и природные богатства алтайского края[Текст] / Н.А. Камбалов. – Барнаул: Алт. Кн., 1955. – 175с.

18. Коплус, А.В. Среднемасштабное прогнозирование флюоритоносности на северо-востоке Горного Алтая [Текст] / А.В.Коплус,О.З. Алиева //Руды и металлы, 1997. – №5. – С.19-27. – Библиогр.:с.77-85.

19. Коплус, А.В. Флюоритоносные рудные комплексы Алтае-Саянской складчатой области [Текст] / А.В. Коплус,О.З. Алиева //Руды и металлы, 1998. – №5. – с.17-25. – Библиогр.: с. 53-61.

20. Коплус, А.В. Пузанов Л.С. Закономерности размещения и условия формирования флюоритового оруденения Горного Алтая [Текст] / А.В. Коплус, Л.С. Пузанов //Изв. ВУЗов. Сер. геол. и разведка, 1976. – №8. – С.27-30. – Библиогр.: с.45-48.

21. Коплус, А.В. Минеральное сырьё. Плавиковый шпат. Справочник [Текст] / А.В.Коплус. – М.: ЗАО Геоинформмарк, 1997. – 38 с.

22. Кузнецов, С.С. Геологические экскурсии [Текст] / С.С. Кузнецов. – Л.: Недра, 1978. – 175 с.

23. Кучин, А.П. Флора и фауна Алтая [Текст] / А.П. Кучин. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография, 2001. – 264 с.

24. Маринин, А.М. Алтай. Республика Алтай. Природно-ресурсный потенциал [Текст] / А.М.Маринин, Г.Я.Барышников и др. – Горно-Алтайск: ГУП Горно-Алтайская республик. типография, 2005. – 336 с.

25. Методика обучения географии в средней школе [Текст] / Под ред. А.Е.Бибик. М.: Просвещение, 1968. – 391с.

26. Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Плавиковый шпат. Разработаны Федеральным государственным учреждением «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ре­сурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета. Москва, 2007

27. Модина, Т.Д. Климаты Республики Алтай [Текст] / Т.Д.Модина. – Новосибирск, Издательство НГУ, 1997. – 178 с.

28. Пичугин, Б.В. Школьные геологические экскурсии [Текст] / Б.В. Пичугин, О.П. Фисуненко. – М. : Просвещение, 1981. – 127 с.

29. Попов, В.Ф. Общая экология [Текст] / В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин. – Якутия: ЯГУ, 2000. – 230с.

30. Робертус, Ю.В. Экологическое состояние геоэкологической среды Республики Алтай [Текст] / Ю.В. Робертус,В.Е. Кац // Минерально-сырьевая база Республики Алтай: состояние и перспективы развития: материалы регионального совещания / Горно-алтайский гос.университет. – – Горно-Алтайск: ГАГУ, РИО «Универ-Принт», 1998. – 120 с.

31. Робертус, Ю.В. Возможные подходы к геоэкологической типизации минерально-сырьевых ресурсов (на примере Республики Алтай) [Текст] / Ю.В. Робертус, Л.П. Рихванов //Итоги перспективы геологического изучения Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 2000. – С. 129-131. – Библиогр.: с. 131.

32. Собанский, Г.Г. Рассказы о зверях Алтая [Текст]: 2-е изд, дополненное и переработанное / Г.Г. Собанский. – Барнаул, 2007. – 151с.

33. Туркин, Ю.А. Геология и структурно-вещественные комплексы Горного Алтая: монография [Текст] / Ю. А. Туркин, С. И. Федак. –Томск : STT, 2008. – 460 с.

34. Шепеленко, Л.И., Ануфриев И.Ф., Земцов Ю.Н. Результаты геолого-разведочных и поисковых работ на плавиковый шпат в районе Каянчинского месторождения флюорита. Отчёт Бусыгинской партии за 1964-65 гг и Колашской партии за 1964-65 гг. ТГФ «Южсибгеолкома», 1965.

35. Шепеленко, Л.И. Результаты поисков месторождений флюорита в пределах Каянчинско-Чапшинской рудной зоны. Отчёт Чапшинской партии по работам 1989-91 гг. Тгф «Южсибгеолкома», 1991.

36. Экология почв Горного Алтая [Текст] : учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности « Агрономия») / сост. Е.Л. Шаламова, Горно-Алтайский государственный университет. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 48 с.

Приложение №1

Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии - student2.ru Физическая карта Республики Алтай

Приложение №2

Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии - student2.ru Орографическая схема Алтайской ландшафтной области

Приложение №3

Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии - student2.ru Геологическое строение Алтая

Приложение №4

Климатическая карта Горного Алтая

Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии - student2.ru

Приложение № 5

Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии - student2.ru

Рис. 1. Основные типы почв Республики Алтай

Продолжение приложения №5

Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии - student2.ru

Рис.2. Карта-схема высотной поясности Алтая

Продолжение приложения №5

Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии - student2.ru

Рис.3.Карта растительности

Приложение №6

Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии - student2.ru

Рис.1. Разновидности флюорита

1– флюорит-плавиковый шпат; 2 – кристаллы кальцита - известкового шпата; 3 – разновидность флюорита; 4 – разновидность флюорита; 5 – разновидность флюорита; 6 – разновидность флюорита; 7 – ангидрит; 8 – разновидность флюорита; 9 – сросток кристаллов флюорита; 10 – разновидность флюорита; 11 – разновидность флюорита

Продолжение приложения №6

Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии - student2.ru

Рис.2. Промышленный кусковый флюорит

Продолжение приложения №6

Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии - student2.ru

Рис.3.Схема расположения участков проявления флюоритовой минерализации

Продолжение приложения №6

Геологическая экскурсия как форма внеклассной краеведческой работы по географии - student2.ru

Рис.4. Геолого-поисковый план участка «Сарасинский»

Приложение №7

Таблица 1.

Предварительная геоэкологическая типизация некоторых минерально-сырьевых ресурсов (МСР) региона

Типы МСР Геолого-промышленные типы месторождений Степень экологической опасности факторов Геоэкологический индекс Примеры месторождений
Химический Вещественный Физический
Горючие ПИ Буроугольный     Каменноуголь-ный ++ ++ ++ ++   +   + + ++ + +   +   + + + + +   +   + А1В2С2 А1В1С2 А1В2С2 А1В2С2   А1В1С1   А2В2С2 Сухая Речка Караганское Мунайское Шабуровское   Талду-Дюргунское Приграничное Пыжинское
    Металличес кие ПИ Колчеданно-полиметалли-ческий ++ ++ ++ ++ ++ ++ ++ ++ ++ А1В1С1 А1В1С1 А1В1С1 Рубцовское Змеиногорское Корбалихинское
Железорудный вулканогенно-осадочный ++ ++ ++ ++ ++ ++   А1В1С1 А1В1С1 Холзун Коргонское
Железорудный скарновый + + + А2В2С2 Тимофеевское
Марганцево-кремнистый + + + А2В2С2 Прозрачное
Стратиформ-ный Pb-Zn ++ ++ ++ ++ + - А1В1С2 А1В1 Ильинское Ширгайтинское
Жильный свинцово-цинковый ++ ++ - А1В1 Кызыл-Чинское
Кобальт-сульфоарсе-нидный ++ ++ + А1В1С2 Каракульское
Редкометалль-но-грейзеновый +   ++ ++   ++ ++   ++ А2В1С1   А1В1С1 Калгутинское   Осиновское
Редкометально-гранитовый + + + А2В2С2 Алахинское
Золото-медно-скарновый ++ ++ + + - + А1В2 А1В2С2 Баяниха Синюхинское
Золото-серебряный ++ ++ ++ + ++ - А1В1С1 А1В2 Сурич Чуря
Золото-ртутный, ртутный, урановый ++ ++ ++ ++ ++ ++ ++ + - А1В1С1 А1В1С2 А1В1 Сараса Акташ Чаган-Узун
Уран-сульфидный ++ ++ ++ А1В1С1 Черногорское
Неметаллические ПИ Волластонито-вый скарн + ++ - ++ - + А2 А1В1С2 Айское Плитнинское
Хризотил-асбестовый + ++ - А2В1 Казнахтинское

Примечание. Степень экологической опасности: опасная (++), малоопасная (+), неопасная (-); группы геоэкологических факторов: А- эколого-геохимический, В- эколого-минеральный, С- эколого-геофизический (геопатогенный).

Продолжение приложения №7

Рис.1. Схема эколого-геохимического районирования Алтае-Саянского региона (коренные породы). Составлена А.И. Гусевым, О.И. Гусевой с учётом данных Г.М. Беляева, Ю.В. Ильинского):

1 – Граница Алтае-Саянской складчатой области с Западно-Сибирской плитой и восточно-Сибирской платформой; 2 – Геохимические субпровинции, их границы и номера (I –Рудно-Алтайская, II – Горно-Алтайская, III – Кузнецко-Западно-Саянская, IV – Восточно-Саянская, V – Сангиленская); 3 – эколого-геохимические области, их границы и номера: 1 – Томь-Колыванская, 2 – Салаирская, 4 – Кузнецкая, 5 – Кузнецко-Шорская, 6 – Минусинская, 7 – Сисим-Казырская, 8 – Агульская, 9 – Восточно-Саянская, 10 – Рудно-Алтайская, 11 – Холзунско-Коктогайская, 12 – Ануйско-Чуйская, 15 – Уймено-Лебедская, 16 – Западно-Саянская, 17 – Центрально-Тувинская, 18 – Восточно-Тувинская, 19 – Сангиленская; эколого-геохимические зоны и их номера: 3 – Аламбай-Уксунайская, 13 – Сарасинская, 14 – Курайская, 4 – геохимические типы эколого-геохимических областей: Х – халькофильный, СЛ – сидеролитофильный, ЛХ – литохалькофильный, ХС – халькосидерофильный, ХЛ – хальколитофильный, ХСЛ – халькосидеролитофильный; 5 – химические элементы-токсиканты в порядке уменьшения их частоты встречаемости и уровней накопления в экосистемах (в скобках – второстепенные элементы); 6-9 – степень потенциальной экологической опасности геологических образований по особенностям их химического состава: 6 – низкая, 7 – умеренная, 8 – высокая, 9 – очень высокая.

Продолжение приложения №7

Рис. 2. Схема эколого-геохимического районирования Алтае-Саянского региона по почвам (составлена А.И. Гусевым, О.И. Гусевой):

Степени потенциальной экологической опасности зон развития площадных литохимических аномалий в почвах: 1 – высокая, 2 – очень высокая. Границы и номера эколого-геохимических зон (в кружках): 1 – Томь-Колыванская, 2 – Салаирская, 3 – Рудно-Алтайская, 4 – Коргоно-Шибетинская, 5 – Западно-Горно-Алтайская, 6 – Алтайско-Кузнецко-Алатаусская, 7 – Сисим-Казырская, 8 – Мана-Сисимская, 9 – Джибашская, 10 – Приколбинская, 11 – Верхнеенисейская, 12 – Сангиленская; эколого-геохимические подзоны: 13 – Тогул-Сунгайская, 14 – Сарасинская, 15 – Курайская.

Приложение №8

Наши рекомендации