Список номеров дежурных телефонов
ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по ЯНАО» | |
Оперативная дежурная смена | (34922) 5-32-05, 5-32-01, 5-32-02 адрес электронной почты:[email protected] |
Салехардский ПСО (34922) | |
Диспетчер | 4-39-57, адрес электронной почты:[email protected] |
ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА.
Итоги.
Маршрут был пройден по запасному варианту, без прохождения верховий Соби и Хараматлоу. Запланированный резервынй график движения выдержан. Для уровня подготовки нашей группы маршрут оказался достаточно насыщенным, при этом темп прохождения спокойный, времени достаточно для организации просмотров препятствий, постановки страховки, фото- и видеосъёмки, сбора грибов, ягод и рыбной ловли. Участники похода получили первый опыт прохождения категорийного маршрута и препятствий характерных для маршрутов 1-2 кс.. Успешная рыбалка. Уровень воды на р. Собь в приод проведения похода был выше среднего, однако его оказалось недостаточно для прохождения верховий реки. Вероятнее всего верховья проходимы лишь в паводок.
Покода была близка к идеальной, удалось избежать затяжных жодей и сильных ветров. Очень высока эстетическая привлекательность маршрута, разнообразие пейзажей в горах и на равнине. Можно говорить что поход проходит сразу через три природные зоны – тундру, лесотундру и тайгу, в горах можно наблюдать смену высотной поясности и природу характерную для арктических пустынь.
6.2. Выводы и рекомендации:
Пройденный маршрут имеет ряд особенностей.
1) Невысокая сложность препятствий позволяет пройти маршрут сгруппам не имеющим опыта бурной воды.
2) Не смотря на относительную автономность маршрут популярен у туристов, и в случае ЧП можно рассчитывать на помощь других групп.
3) Шиверы и быстротоки позволяют получить опыт маневрирования на быстрой воде, без значительных последствий в случае совершения ошибок.
4) На всем протяжении маршрута большое количество стоянок. На участках где стоянки отсутсвуют всегда можно стать на широких галечниковых отмелях.
5) Вода в реке очень чистая, в верховьях ее смело можжно пить без кипячения, после Харпа – лучше перестраховаться и прокипятить. В поселкие Катровож в устье Соби местные предпочитают воде из артезианской скважины воду набираемую на середине реки.
6) С дровами проблем нет. В верхнем течении много топляка и срезанноой ледоходом высушенной ивы, ниже – пихта и лиственица. На растопку идеальны нижние сухие ветки лиственницы, но в качестве основных дров все же предпочтительнее пихта и сибирская сосна (лиственница почему-то горит гораздо хуже).
7) В высокую воду (как это было у нас) река широко разливается затапливая многие отмели и делая спутниковый снимок плохочитаемым. Со слов местных жителей даже при падении воды на незначительные 5 см ситаация на реке сильно меняется, она становится много уже (но фарватер постоянно остается суждоходным). Река всегда проходима для надувных лодок, но в низкую воду каркасникам возможно понадобятся многочисленные проводки.
8) Необходимо очень внимательно относится к островам, многие протоки заканчиваются непроходимыми мелями-кшкуродерами. При выборе рукава для движения в первую очередь стоит руководствоваться не шириной русла, а течением.
9) Уверенное течение реки сорхранялось до урочища Егангорт, т.е практически на всем протяжении реки. Опасения насчет того что после впадения Хараматлоу течение пропадет не оправдалиль. В то же время встречный ветер который пожно поймать после устья Харамалоу и до самого устья может умножить скорость течения на ноль.
10) В нижнем течении Собь превращается в широкий и одновременно неглубокий разлив, что создает идеальные условия для образования волн. При северных и восточных ветрах в этой части реки может начаться сильный шторм и «запереть» лодки на несколько дней. Поэтому крайне рекомендуется хотя бы один резервный день заложить на возможную непогоду в нижнем течении реки.
11) Очень много рыбы и она ловиться, поэтому рекомендуется взять удочки даже тем кто не имеет опыта рыбалки. В верхнем течении особо ценят хариуса и тайменя, в нижнем можно выудить омуля или муксуна. Нам попадалась в основном щука, но по вкусовым качествам она несопостовимо лучше белорусских сородичей. Считается из-за того что питается преимущественно сиговыми рыбами.
12) Данный регион последнее время стал очень популярным как среди самодеятельных туристов, так и среди коммерческих групп, поэтому на на некоторых стоянках довольно грязно. Призываем всех более внимательно относиться к родной природе, не превращая уникальные места Севера России в мусорные свалки.
13) Не нужно забывать, что погода на северекрайне непредсказуема. Мы прошли практически в «тепличных» условиях, но сразу посше схода с маршрута погода поменялась и начался шторм из за которого прервалось пассажирское сообщение по Оби и ее притокам.
14) Очень радушное местное население, всегда можно рассчитывать на его помощь словом и делом.
Приложения.
Снаряжение.
Общественное: Мы использовали цепную пилу отечественного производства, неплохо себя зарекомендовавшую. Наши волнения по поводу её поломки не оправдались – при правильном и аккуратном использовании она служит достаточно долго. Имелась одна лучковая пила среднего размера. Топор необходим, так как часто на дрова приходилось использовать крупные деревья, которые надо было колоть. Топоров, исходя из особенностей маршрута и численности группы, было взято 2 (1 - среднего размера). Из костровых принадлежностей брали железные рогатины для костра и перекладину, которые возили с собой на катамаране, крючья. Это позволяло экономить время при организации бивака. Брали комплект из 3-х плоских, вставляющихся друг в друга котлов и половник, всё из нержавейки. На группу брали 2 коллективных тента.
Специальное: На 9 человек было 2 двухместных катамаранах и 1 четырёхместный катамаран. Выбор судов обуславливался количественным и качественным составом группы и характером маршрута.
Катамаран №1: "Сож-4" - четырёхместный туристский катамаран производства ИП Новикова А, предназначен для сплава по рекам 1-5 к.с., рыбалки и водных путешествий по озёрам на вёслах или под мотором до 5 л.с.
· Гондолы катамарана состоят из силовой оболочки и двух внутренних баллонов, имеют форму - симметричное веретено с обрубленной кормой и пониженную прямоугольную палубу.
· Дюралевая рама катамарана, прямоугольной формы, собирается из прямых (не гнутых) труб Д16Т D40x1,5мм и крепится к гондолам с помощью шнуровки .
- Отверстия для шнуровки рамы усилены нержавеющими металлическими оцинкованным люверсам Ø10мм
- Силовая оболочка гондол изготавливается из трёх видов ткани: дно - PVC ПАНАМА 1150 гр\м.кв, бок - PVC ПАНАМА 950 гр/м.кв, верх - PVC 630 гр/м.кв.
- Все швы силовой оболочки защищены от истирания лентой ПВХ.
- Внутренние баллоны изготавлены из воздухонепроницаемой прорезиненной капроновой ткани 240гр/м2
- Гондолы катамарана имеют специальные металлические полукольца, к которым можно легко крепить воздушные дополнительные емкости и увеличивать общий объем катамарана.
· Технические данные:
1. | Длина | - 520 см |
2. | Ширина * | - 200 см |
3. | Макс. Диаметр баллонов | - 62 см |
4. | Объем баллонов | - 2150 л |
5. | Грузоподъемность | - 600 кг |
6. | Вес катамарана * | - 50 кг |
· * Ширина и вес катамарана указаны в комплектации стандартной рамой.