Чистое ходовое время 45 мин.
Пройдено 3,5 км.
Средняя скорость движения – 4,7 км/ч.
Координаты стоянки (стоянка № 1):
N 67º2'09.09''
E 65º35'51.20''
25.07.2017
Подъем в 10:00. Разбудили полчища комаров и оводов, пробравшиеся в тамбур палатки (фото 21). Примерно полчаса после того как проснулись сидели внутри не решаясь выйти навстречу кровопийцам.
Из собранных с вечера дров сделали костер, дым поубавил активность насекомых (фото 22-23).Готовили на газу, чай – на костре. Удалось искупаться , вода – лед, зато над ней меньше насекомых. Видели туристов из Ростова, делавших прогулку на гору Пуоркеу.
Отплыли в 12:15.Еще на старте обнаружили, что правый баллон «Банана» немного сдут. Подкачали, вышли на воду. Худшие опасения подтвердились – баллон стремительно теряет воздух. Через 20 минут хода стали на отмель, подкачались. Подкачки хватило ровно на 15 минут. Отметили, что сдувшись примерно на четверть, баллон спускает занчительно меньше, решили идти на «полувялом». Частота подкачки баллона уменьшилась до «раз в полчаса». В 14:00 стали на обед на галечниковой отмели (фото 24),на газу сварили суп из гороха. Нас обогнали несколько групп, москвичи и местные.
В 15:30 вышли на воду. Один из красивейших участков Соби (фото 25-26). По ЛБ железная дорога, в 16:40 нас обогнал поезд Москва-Лабытнанги (фото 27),машинист приветсвовал длинным гудком. Скорость течения хорошая, опять начались шиверы. Стоячие валы до 0,2-0,4 метра, но этого достаточно чтобы захлестнуть через сдутый баллон. Ориентир ручья Восточный Нырдвомэншор – каменистая горка (фото 28) слева. Рядом с горкой на высоком ЛБ стоянка, ЛБ открытый, сильно продувается. Там есть места для палаток, но их может сносить ветром + грутой подъем на стоянку. Решили встать на ПБ. Описание стоянок на ПБ смотри в п.4.4. отчета. Для ночлега выбрали стоянку в лесу, на ручье Вост. Нырдвоменшор, пришлось сделать небольшую проводку бечевой (200 м) (фото 29). Финишировали в 17:00. Стоянка хорошая – есть кострище, капни для бани, костровое, импровизированный столик, яма для мусора (фото 30-31), в лесу – достаточно дров (нашли упавшую лиственницу). Вечер прошол в бытовых заботах, Алина и Юра попробовали рыбачить (фото 32-33).Обустроились основательно – ведь завтра дневка! Ужин на костре.Отбой в 1:00.
Чистое ходовое время 3 ч 15 м.
Пройдено 18 км.
Средняя скорость движения – 5,5 км/ч.
Координаты стоянки (стоянка № 2):
N 66º56'17.27''
E 65º40'05.17''
Г.
Дневка. На стоянке легкий ветерок, комаров мало, и Рома отправился спать на улице.
Первую половину дня посвятили ремонту «Банана» и осмотру ближних окрестностей. У «Банана» обнаружилась дырка в правом баллоне – расслоение ПУ-ткани в месте носового шва. Наложил заплату из ПВХ+ еще одну контрольную с другой стороны баллона (фото 34-35).Клеил «Моментом» для ПВХ-лодок, по совету Саши Климова дополнительно прогрел заплату горячей кружкой. Теперь сутки ожидания и надежды на то что наш сплав не прервется в самом начале.
Прямо возле нашей стоянки – вездеходная дорога из Харпа до нежилого поселка Полярный и станции Собь. За все время стоянки по дороге проехал «Урал» вахтовиков и группа мототуристов (фото 36).Москвичи с соседней стоянки отправились на прогулку в горы. Мы расспросили дорогу до ближайших достопримечательностей (ледниковое озеро на перевале – 9 км, Нефритовое ущелье с водопадом – 14 км). Всей группой уходить в горы не решились, оставили Юру на хозяйстве. В 14:00 Рома, Алина и Наташа вышли в горы по вездеходной дороге. Очень красивые пейзажи, внизу чем то похожи на Крым (фото 37), потом – на Карпаты (фото 38), потом – на Альпы (фото 39).Ориентиры по маршруту – широкая вырубка в лесу (фото 40), сухое русло ручья (фото 41), брошенный полуприцеп (фото 42), продолжительный брод(фото 43, можно обойти по заболоченному лугу справа), перевал с видами на вершины Полярного Урала (фото 44).На перевале сворачиваем влево в тундру, и через несколько сотен метров видем горное озеро в низине (фото 45).У озера догнали группу москвичей - у них маленькие дети, и они стали на привал.Лучшие виды на озеро открываются с соседней горушки(фото 46 –горушка,фото 47 –вид с нее).На часах 18:00, помним про товарища, оставленного в лагере, и поэтому решаем на водопад уже не идти.
Возвращение в лагерь заняло 2 часа. Вечером приготовили ужин, Алина снова пыталась ловить рыбу. Пока нас не было, Юра отсыпался - готовился повторить наш сегодняшний поход ночью. В 0:00 проводили Юру в горы, и пошли спать.
Чистое ходовое время 0ч 0 м.
Пройдено 0 км.
Средняя скорость движения – 0 км/ч.
Пройдено пешком – 18 км.
Координаты стоянки (стоянка № 2):
N 66º56'17.27''
E 65º40'05.17''
Г.
Подъем в 8:00. Рома опять спал на улице. В 7:00 с прогулки вернулся Юра. Попытавшись срезать дорогу к Нефритовому водопаду, у сухого русла он свернул с вездеходки налево и по ущелью поднялся на одну из вершин массива Рай-Из. До водопада дойти не удалось – на пути возникли несколько глубоких ущелий, однако удалось встретить рассвет в горах, полюбоваться ледниковым озером с высоты птичьего полета и сделать серию атмосферных фотографий (фото 48-50).
Накачали заклеенный баллон – ремонт прошел удачно, и можно становиться на воду.
В 12:25 покинули стоянку и продолжили сплав по реке.
Первая часть пути – вдоль массива Рай-Из (фото 50-52). Он справа вплотную подходит к берегу. Очень красиво. Встречный ветер, но гребем без затруднений, так как сильное течение. Редкие шиверы-быстротоки. Несколько одиночных больших камней. Мелкие участки (30 см) перемежаются глубокими (до 2 м). Много больших галечных пляжей.
В 13:35 остановились на отмели напротив массива Рай-из чтобы насладится пейзажами.
Далее река делится на протоки. Большинство из них проходится в правое русло и имеют сильный прижим под кусты ПБ. Вода в реке – идеально прозрачная, нереального бирюзового цвета.
Слева по-прежнему железная дорога до поселка Харп.
После ухода от массива Рай-Из скорость течения падает до 0,2 км/ч, широкие плесы. До Харпа по реке 22 км. Харп ( в переводе на русский – “Северное сияние”) – поселок городского типа в котором расположены две зоны. Расположен на левом берегу. Ориентир начала поселка – гидрологический пост с натянутым над водой тросом (фото 53). Далее идет зона особо строго режима (для пожизненно заключенных) – «Полярная сова». Начинается почти сразу с колючей проволоки, затем появляется церковь (фото 54). Далее надо быть готовыми к Харпскому порогу, который начинается в центре поселка на правом повороте реки. Ориентир порога – дюкер над рекой, дома на высоком ЛБ и городской «пляж» (фото 55).Тут же, на пляже стали пообедать, сходили в город в аптеку и за продуктами. Городок довольно милый, особенно центральный бульвар со световыми деревьями и домом культуры (фото 56).
Далее идет Харпский порог состоящий из 3-х ступеней общей длинной 500-700 метров. Ступени разделены спокойными широкими плёсами и описаны в разделе 4.3.
Наш уровень воды можно считать относительно высоким, поэтому все три порога были проходимы. Больше опасали валы, которые с легкостью захлестывали через борта, как только лодка становилась бортом к струе. Вторая опасность - обливные камни под водой, посадка на которые обещала неприятный разворот корпуса поперек струи. Поэтому все три ступени предварительно осмотрели с берега, выбрав траекторию так чтобы не попадать на валы в середине основной струи, но и в то же время не сесть на каменюку.
С большего прохождение порогов соответствовало описаниям в отчетах других групп, проходивших пороги ранее. Шли на загруженных байдарках, сначала"Банан", потом "Баклажан". Съемку прохождения делали с берега на фотоаппарат, прохождение первой ступени не снимали, т.к. сначала приняли ее за входную шиверу.
Первая ступень начинается в центре Харпа, ориентир - галечная отмель-пляж и постройки на высоком левом берегу. Начали прохождение в в 17:50, предварительно осмотрев первую ступень с высоты поселка. Русло расширяется, в нем беспорядочные камни, заход по центру, проход по центру через гряду хаотично лежащих камней, или под самым левым берегом. Мы прошли слева, "Банан" прошел чисто, "Баклажан"зацепил камень у левого берега (фото 56,57). После ступени на протяжении 100 метров шивера с течением и валами.
Вторая ступень - мощная шивера с косыми валами в конце. Проход - строго по центру, у правлго берега чуть глубже и меньше валы, но там же в воде лежит огромный каменный "чемодан". Ориентир начала шиверы - искуственная насыпь слева, выдающаяся в русло и сужающая реку, зеленое здание на насыпи. Порог короткий, но все же решили его осмотреть. Не нашли ничего сложного, Юра стал на фотографию. «Банан» прошел чисто (фото 58) и зачалился у ПБ. Прохождение «Баклажана» фотографировали с воды (фото 59). В нашу воду прохождение не составило проблем - обе лодки прошли строго по центру, прошли чисто. За порогом слева причал и катер спасателей на воздушной подушке (фото 60).
Третья ступень порога самая мощная и протяженная. Подошли к ней в 18:30 и потратили полчаса на осмотр. В низкую воду прохождение видимо требует лавировки, наш уровень воды позволил выбрать понятную траекторию. Ориентир начала порога - автомобильный мост через реку. С моста виден весь порог и основные препятствия - скальная гряда на входе справа, камень-скала прямо по центру порога, стоячие валы высотой до метра на выходной части порога. Но все же лучше пройтись вдаль русла и осмотреть выходную группу поближе - станет понятно, что логичный проход слева закрыт подводной каменной грядой с острыми камнями, которая продолжается отмелью чуть ли не до середины реки. Наиболее логичная траетктория сплава (по крайней мере для "Налима") - заход по центру, затем уйти влево в обход скалы (можно и по центру, возле скалы, но там более мощные валы) и обойдя скалу начать пересекать струю двигаясь к правому берегу. В конце порога можно возвращаться левому берегу и стать в улов за каменной грядой (для страховки и фотографирования).
Обе байдарки прошли чисто, "Банан" центральную часть прошел ближе к левому края струи (фото 61-62), "Баклажан" - строго по центру (фото 63-65). Фотографировали с окончания каменной гряды на ЛБ. Все очень эмоциональено, было желание покатать еще, но длинный обнос и наступающий вечер не позволил устроить продолжительные покатушки.
После 3-й ступени порога мощь реки усиливается за счет притока Енга-Ю (фото 66), там же находится две мощные шиверы (валы до 1 метра, но русло преимущественно чистое). Отойдя от Харпа пару километров стали на ночлег на стоянке в лиственничном перелеске.
Начиная с Харпского порога Собь становится проходимой для моторных судов - н чуть ниже третьей ступени видели целую флотилию моторных лодок харпских рыбаков (фото 67). Здесь же начинаются рыбные места - местные хвалят хариуса и тайменя.
На ночь стали в 20:00, немного не дойдя до впадения ручья Енгаю-шор, в пихтовой роще на ПБ. Ориентир – какое-то сооружение с вышкой на противоположном берегу. На стоянке – кострище, костровое (фото 68).Алина с Юрой пробовали ловить, но безуспешно – к тому же Юрас ломал удочку. На эхтой стоянке отличная мобильная связь – ловят все операторы. Отбой в 0:00.
Чистое ходовое время 5ч
Пройдено 24 км.