Проявление пленки фенидоновым проявителем (по Г. Дрюкову и Б. Колесову)
Заводская светочувствительность (ед. ГОСТ) | ||||||||||||
Время проявления | ||||||||||||
Получаемая светочувствительность пленки ед. ГОСТ |
При производстве цветных снимков лучше всего пользоваться отечественной фотопленкой ДС-2 либо ORVO-NT-UT, проявляя их стандартными проявителями.
В качестве источника освещения в СССР наиболее широко применяется лампа-вспышка. Из многочисленных конструкций, появившихся в последние годы, наиболее удобны в работе «Луч-59» и «Фил-2», описанные во многих руководствах. Удобна, но несколько ненадежна лампа «Луч-63» с выносным дополнительным рефлектором, позволяющим подсвечивать объект съемки сбоку. Общий недостаток всех выпускаемых ламп-вспышек - значительная уязвимость электронной схемы, одинаково быстро выходящей из строя как при сильном ударе, так и при высокой влажности. Поэтому перед выходом под землю следует тщательно прогерметизировать все контакты и упаковать лампы-вспышки в мягкий водонепроницаемый чехол. Конструкция его может быть произвольной.
Спелеологи Югославии, Франции и Италии наряду с электронной аппаратурой широко практикуют осветительные смеси. Ф. Бар рекомендует для съемки на черно-белой пленке смеси следующего состава:_________
Горючие смеси хранятся в стеклянных, герметически закрытых банках. Для поджигания смеси используются фитили, сделанные из фильтровальной бумаги. В 20 см3 теплой (50ºС) воды растворяется 10 г калиевой селитры (KNO3), и раствором пропитывается фильтровальная бумага, которая затем разрезается на полоски шириной 2 см и длиной 8 см. Смесь насыпается в светильники размером 10 x 10 см, сделанные из жести, и поджигается. Для приблизительного определения количества порошка, необходимого при различном расстоянии до объекта съемки (при пленке светочувствительностью 65 ед. ГОСТ и диафрагме 8), можно руководствоваться следующей табличкой.
Расстояние, м | ||||||
Количество горючего порошка, г |
Хорошие результаты при съемке на черно-белую и цветную пленку дает осветительная смесь, разработанная Е. И. Черенковым. Она состоит из трех компонентов: BaO - 75 г, Al (пыль) - 23,3 г, олифа натуральная - 1,3 г. Тщательно перемешанная смесь упаковывается в бумажные гильзы разного диаметра. Рис. 50 и табл. 12 показывают зависимость выдержки и диафрагмы от расстояния свет-объект (l2) и фотоаппарат-объект (l1) и диаметра гильзы (пленка чувствительностью 65 ед. ГОСТ).
Рис. 50. Схема, иллюстрирующая взаимное расположение источника света, объекта и фотоаппарата
1 - объект, 2 - фотоаппарат, 3 - источник света, l1 - расстояние фотоаппарат-объект; l2 - расстояние свет-объект
Таблица 12
Зависимость выдержки и диафрагмы от условий съемки при использовании осветительной смеси
l1, м | l2, м | d, мм | Экспозиция, сек. | Диафрагма |
1/30 | 1,6 | |||
1/30 | 2,0 | |||
1/10 | 1,4 | |||
В | 2,5 | |||
В | 2,5 |
Очень хорошие результаты получаются при применении горючих смесей для фонового и заполняющего, а ламп-вспышек - для рисующего и контурного освещения.
Для определения диафрагмы при пользовании лампой-вспышкой ведущее число (для данной чувствительности пленки и мощности вспышки в джоулях) делится на расстояние до объекта съемки. При употреблении для проявления пленки фенидонового проявителя становится возможным получить качественные снимки залов, длиной до 20-25 м, с одной вспышкой.
Чаще приходится применять метод «блуждающего блица», производя на один кадр до 15-20 вспышек. При этом надо следить, чтобы фигура человека с лампой-вспышкой не попадала в кадр и чтобы стены освещались равномерно, без провалов и двойных теней.
Следует иметь в виду, что величина ведущего числа зависит, кроме упомянутых факторов, от состояния рефлектора лампы, спектрального состава света вспышки, характера снимаемого объекта, его цветности и отражающей способности. При съемке белых натеков, сплошь покрывающих стены, реальное ведущее число оказывается в 1,5-2 раза больше номинального. При работе в темных, покрытых глиной, а также в обводненных полостях его величина снижается на 50-70%. Поэтому до приобретения большого опыта и навыков желательно каждый кадр, снимаемый под землей, дублировать при различных значениях диафрагмы.