И хотя окончательный выбор обычно зависел не от командиров экипажей, их слово, как правило, имело большой вес.

Для Дэвида Скотта было ясно - садиться нужно у Хэдли Рилл.

Возражений ни у кого не возникло.

Чтобы выполнить задачи, возлагавшиеся на Джей-миссии, «Аполлон-15» должен был доставить к Луне на 1815 кг полезного груза больше, чем «Аполлон-14».

Именно такой была разница между расчётной массой улучшенного лунного модуля «Аполлона-15» (16 330 кг) и массами предыдущих моделей лунного корабля (14 515 кг).

Это количество складывалось из массы первого «Лунного Ровера» (около 209 кг), массы дополнительного научного оборудования и массы расходных материалов (кислорода, воды, питания), необходимых для пребывания астронавтов на Луне в течение трёх суток.

Чтобы достичь увеличения полезной нагрузки, необходимо было скорректировать рабочую схему полёта и внести ряд изменений в конструкцию ракеты-носителя (РН) и космического корабля (КК).

Прежде всего, была понижена высота околоземной орбиты ожидания (перед переходом на траекторию полёта к Луне) со 185 км до примерно 170 км.

Диапазон азимута при взлёте был изменён с 72-96° до 80-100°.

Азимут при взлёте «Аполлона-15» составлял около 90°.

Другие операционные изменения заключались в небольшом сокращении резервов топлива и увеличении загрузки топлива для перехода на траекторию полёта к Луне.

Дополнительные возможности для увеличения полезной нагрузки давали сезонные факторы, такие как более благоприятное воздействие на запуск июльских температур и ветров, по сравнению с январскими.

Были внесены изменения в конструкцию первой ступени (S-IC) ракеты-носителя «Сатурн-V».

Вдвое, с восьми до четырёх, было сокращено количество тормозных ракетных двигателей (для отвода первой ступени от второй).

И хотя окончательный выбор обычно зависел не от командиров экипажей, их слово, как правило, имело большой вес. - student2.ru

Были модифицированы сопла всех пяти основных кислородно-керосиновых двигателей F-1, что позволило практически полностью использовать жидкий кислород в четырёх периферийных двигателях и обеспечить чуть более продолжительную работу центрального двигателя.

На второй ступени (S-II) была улучшена система поддержания топлива под давлением.

Три других модификации второй ступени были впервые применены на «Аполлоне-14»:

- в центральном двигателе, на линии подачи жидкого кислорода был установлен накопитель (аккумулятор) газообразного гелия;

- добавлено дублирующее устройство для аварийного отключения центрального двигателя;

- установлены упрощённые клапаны подачи топлива на всех пяти двигателях J-2 второй ступени.

Эти изменения позволяли уменьшить вибрации и обеспечивали более эффективную работу двигателей.

Но на «Аполлоне-15» была ещё одна оригинальная модификация.

В случае сбоев в работе системы аварийного отключения центрального двигателя она могла быть дистанционно заблокирована на стартовой площадке или в полёте во избежание ошибочной команды на отключение.

С учётом уроков, извлечённых из аварии «Аполлона-13», были внесены изменения в конструкцию командного и служебного модулей корабля «Аполлон-15», с тем, чтобы повысить их надёжность и безопасность.

В служебном модуле была установлена дополнительная батарея электропитания, аналогичная пяти батареям посадочной ступени лунного модуля, и убраны перемешивающие вентиляторы из криогенных кислородных баков и термостаты-переключатели из цепей нагревания кислородных баков.

В служебном модуле были установлены третий криогенный кислородный бак ёмкостью 145 кг и клапан, который в чрезвычайной ситуации позволял изолировать этот бак от топливных элементов и от двух других кислородных баков, чтобы поддерживать только работу системы жизнеобеспечения командного модуля.

Был установлен также третий водородный бак ёмкостью около 12 кг, чтобы вместе с третьим кислородным баком обеспечивать корабль дополнительной электроэнергией.

На внешней поверхности служебного модуля были смонтированы поручни и захваты для ног, которые должны были облегчить выход в открытый космос пилота командного модуля на обратном пути к Земле.

Модуль научных приборов был изолирован от остальной части служебного модуля термоизоляцией.

Наши рекомендации